Смекни!
smekni.com

Феномен смерти и отношение к нему в различные возрастные периоды жизни (стр. 12 из 12)

как в 70 лет. Единственное, что меняется , так это чувства которые мы испытываем при мысли о том, что умрем, это частота нашего думания о смерти.

Заключение

Магистрская диссертация была посвящена изучению эмоционального состояния личности, а именно направлена на выявление тревожного, фрустрационного состояния, угнетенного настроения и присутствие страха при мысли о смерти в боле поздние десятилетия жизни человека. Тема смерти была выбрана неспроста. Несмотря на то, что наше общество, научный прогресс и все человечество в целом находится уже в XXI веке, проблема смерти, животный страх по отношению к ней так и остаются присутствовать в нашем сознании. Да, наука пошла очень далеко, изобретено клонирование человека, а ведь это и есть попытка избежать смерти, любого, даже самого ничтожного соприкосновения с ней, попытка сделать жизнь вечной. Но кто знает, может быть жить – это значит умереть, а умереть – жить. Все это натолкнуло нас на рассмотрение данного феномена, а в частности отношения к нему в различные возрастные этапы.

В нашем иследовании была проведена следующая работа: проводился глубокий теоретический анализ отношения к феномену смерти с различных позиций, т.к.: философия, психология, медицина, религия,художественная литература. Давался краткий обзор изменения взглядов в обществе, относительно смерти, по мере его становления от средневековья до наших дней. Ткже вскользь были затронуты две культуры, а именно египетская и тибетская, которые внесли существенный вклад в изучение данного феномена и считаются бесценным трудом по сей день. И самое главное, изучался сам феномен смерти, чувство страха смерти, а также причины этот страх вызывающие. Помимо этого было проведено эмпирическое исследование, направленное на изучение эмоционального состояния личности при мысли о смерти.

После проведения эмпирического исследования можно подвести следующие итоги:

· Человек всерьез начинает задумываться о смерти после 30-ти лет;

· Наличие страха, тревоги и угнетенного настроения чаще всего присутствует у людей в возрасте от 40 до 60 лет;

· Люди прошедшие 60-тилетний возрастной рубеж, при мысли о смерти испытывают умиротворенное и спокойное состояние. В этот период жизни, их жизнь как таковая перестает существовать. Центральное место в этом возрасте занимают их дети, и все что с ними связано;

· Несмотря на возрастной ценз, смерть воспринимается так. Как и была воспринятя в детстве, а именно ее «образ» проносится сквозь года в неизменном виде, что-то темное, что-то глубокое и очень тихое;

· Именно после 60-тилетнего рубежа смерть изображается именно как представляется, т.е. не то, что с ней связано, а именно смерть как есть.

Подытоживая все вышеперечисленное можно с уверенностью сказать, что люди в возрасте от 40 до 60 лет являются «группой риска», и именно в этом возрасте проблема смерти воспринимается наиболее актуально.

Закончить свою диссертацию мне хотелось бы цитатой Халиль Джебрана из его произведения «Пророк»: «Вы хотели бы узнать секрет смерти. Но как вы найдете его, если не будете искать его в сердце жизни? Филин, чьи привыкшие к ночи глаза слепы днем, не может снять покрывало с тайны света. Если вы действительно хотите узнать дух смерти, откройте широко ваше сердце для тела жизни. Потому что жизнь и смерть – одно целое, так же как одним целым являются река и море.

В глубине ваших надежд и желаний лежит ваше молчаливое знанье потустороннего; и как семена, что спят под снегом, ваше сердце грезит весной. Верьте этим снам, потому что в них скрыты ворота в вечность.Ваш страх перед смертью – это только дрожь пастуха, стоящего пред своим королем. Чья рука готова отметить его почетом. Разве пастух не рад, хоть и дрожит, что сам король отметит его? И все же разве недумает он больше всего о дрожи своей?

Разве умереть не значит лишь встать обнаженным под ветер, чтобы слиться, расплавившись, с солнцем? И разве остановка дыхания не есть лишь освобождение его от беспокойных приливов и отливов, так, чтоб оно поднялось и простерлось без всяких забот в поисках Бога?

Только испив из реки молчания, вы сможете по-настоящему петь. И когда вы достигните вершины горы, только тогда вы сможете начать восхождение. И когда земля затребует все ваше тело, тогда только вы начнете настоящий свой танец».(32)

Список использованной литературы:

1. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. – М.,1992. – 351с.

2. Ахмедов Т.И., Жидко М.Е. Психотерапия в особых состояниях сознания. – Х.,2001. – 768с.

3. Бардо Тодол. - М.,1997. - 632 с.

4. Бейли А. Проблема смерти. - М.,1995. - 563с.

5. Белик А. Измененные состояния сознания и психотерапия. – М.,1991. – 128с.

6. Белоусов С. Психология страха смерти. – СПб.,1993. – 271с.

7. Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета. – М.,1999. – 1311с.

8. Браун Дж. Психология Фрейда и постфрейдисты. – К.,1997. – 264с.

9. Гантимуров Е. Очерки бессмертия. - М.,2002. - 288с.

10. Гроф С. Психология будущего: уроки современных исследований сознания. - М.,2001. - 476с.

11. Гроф С. Книга мертвых: учебник жизни и смерти. - М.,1994. – 483с.

12. Гроф С. По ту сторону смерти. – М.,1994. – 512с.

13. Гроф С. Человек перед лицом смерти. – М.,2002. – 239с.

14. Гроф С. За пределами мозга. Рождение, смерть и трансценденция в психотерапии. – М.,1992. – 482с.

15. Драгенский В. Цветовой личностный тест. – Мн.,1999. – 448с.

16. Кюблер-Росс Э. О смерти и умирании. – М.,1996. – 645с.

17. Лосев А. Философия. Мифология. Культура. – М.,1991. – 193с.

18. Мамфорд Дж. Смерть: начало или конец?. - М.,2002. - 176с.

19. Мень А. Таинство, слово и образ. Богослужение Восточной церкви. – М.,1991. – 115с.

20. Моуди Р. Жизнь до жизни. Жизнь после жизни. – К.,1994. – 415с.

21. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.,1975. – 846с.

22. Ошо. Смерть – величайший обман. - К.,2002. - 208с.

23. Параманов К., Хузерман Ф. Об образе смысла смерти. – М.,1998. – 459с.

24. Порохова В. Коран. Перевод смыслов и коментарии. – М.,1997. – 797с.

25. Прохоров А.М. Советский энциклопедический словарь. – М.,1985. – 1599с.

26. Психологические аспекты буддизма. – Н.,1986. – 239с.

27. Роуз С. Душа после смерти. – М.,1997. – 361с.

28. Сумерки богов: Ф. Ницше, З. Фрейд, Э. Фромм, А. Камю, Ж.П. Сартр. – М.,1989. – 310с.

29. Фигуры Танатоса. Третий специальный выпуск: Тема смерти в духовном опыте человечества. – СПб., 2-4/11.1993г.

30. www.narod.ru

31. www.death.ru

32. www.haron.ru

33. www.prorok.ru

34. www.psychology.ru

35. www.literature.ru

36. www.slovari.ru

Приложение