Смекни!
smekni.com

Феномен смерти и отношение к нему в различные возрастные периоды жизни (стр. 5 из 12)

С точки зрения медицины...

Смерть, до начала ХХ века была совершенно понятным и четко объясненным явлением. Но к середине ХХ века существующие критерии смерти потеряли свою четкость, так как представления о ней значительно усложнились.

Для врачей в XVIII или XIX веке смерть означала прекращение сердцебиения и дыхания. При остановке сердцебиения и дыхания, когда человек не реагировал на щипки ( или другие стимулы ), когда его челюсть отпадала, а глаза широко раскрывались, смерть была практически неизбежным диагнозом.

После смерти глаза открываются и приобретают «кукольный» вид, то есть они двигаются вместе с головой, в каком бы направлении ее ни поворачивали, рефлексы отсутствуют. Классическим тестом XVIII – XIX веков было поднесение зеркальца ко рту. Если зеркальце не затуманивалось, смерть считалась доказанной. В те дни диагноз был очень простым, но постепенно, по мере совершенствования методов реанимации, граница между жизнью и смертью стала менее четкой. Теперь нам приходится делить смерть на две категории: клиническую и биологическую.

Итак, давайте разберемся, что есть клиническая, а что биологическая смерть.

2 курс: Преподаватель: - Расскажите пожалуйста, что такое клиническая и биологическая смерть? Студент(после небольшой паузы): - Ну,... клиническая смерть - это смерть в клинике, а биологическая - на природе.(30).

Клиническая смерть означает, что сердце перестало биться и дыхание остановилось. На этом этапе имеется всего 3 – 5 минут, чтобы начать закачивать кислород в легкие человека, для вентиляции и заставить сердце заработать снова. 5 минут считается максимально допустимым пределом. Дело в том, что если сердце не начинает биться снова в течение 5 минут, снабжая мозг кислородом, то наступают необратимые изменения мозговых тканей. Человека по-прежнему можно оживить, но он, скорее всего, потеряет разум. Правда, есть одно «но», при котором можно нарушить правило «пяти минут».

Чем ниже температура тела при прекращении сердцебиения и дыхания, тем выше шансы для оживления пациента без ущерба для его мозговой деятельности.(18С.42).

В больницах пациентов при наступлении клинической смерти подключают к аппаратам поддержки жизненных функций и проводят всевозможные медицинские манипуляции. В результате через некоторое время их, возможно, реанимируют. Иногда они приходят в себя в больничном морге.

Клиническая смерть – это первый этап. После клинической смерти реанимация возможна. Однако существует граница, за которой наступает биологическая смерть.

На самом упрощенном уровне понимания биологическая смерть представляет собой клеточную дезинтеграцию. Когда мышечный белок распадается и происходит трупное окоченение, называемое rigormortis, Труп гораздо легче поднять, когда мышечный протеин начинает распадаться и тело становиться жестким. На более раннем этапе, пока не пройдет примерно 4 часа после смерти – это все равно что поднимать мешок с картошкой.

С понятием биологический смерти связаны два основных фактора. Первый – необратимое нарушение мозговых тканей. Если ваш мозг превратился в подобие овсянки, то вы больше не воскреснете, по крайней мере, в этом теле! Вторым фактором является клеточная смерть.

Теперь мы хотели бы сосредоточить ваше внимание на анатомии смерти. Думали ли вы когда-нибудь о том, как много клеток содержится в человеческом теле? По самой приблизительной оценке их 60 триллионов. Биологическая смерть наступает, когда клетки начинают распадаться или разлагаться. Трупное окоченение – несомненный признак клеточного распада, представляющего собой необратимый процесс.(18С.135).

Каждая клетка состоит из внешней клеточной мембраны и центрального ядра. Клетка представляет собой самомтоятельную органическую систему. У них есть эквивалентные подразделения, называемые органеллами. Одна из самых

важных клеточных органелл называется лизосомой, которые содержат энзим, растворяющий белок. Функция лизосом заключается в переваривании клеточных отходов. Когда наступает биологическая смерть, лизисомы выбрасывают свое содержимое в каждую из 60 триллионов клеток организма и постепенно, за 24 часа, все клетки умирают.

Поэтому на этапе биологической смерти тело в буквальном смысле растворяется в кислотах, выработанных его собственными клетками. Это все равно, что смыть себя в раковину и отправиться в канализацию. Когда это происходит, не думаю, что кто-то или что-то могут вернуть вас к жизни. После наступления биологической смерти тело гибнет безвозвратно.

Остается выяснить как определить, находится человек в состоянии клинической или биологической смерти? В настоящее время это делают с помощью электроэнцефалограммы и электрокардиограммы. Правда, одно время пользовались еще одним методом. Брали кровь на анализ из сонной артерии ( снабжает мозг кровью ) и из яремной вены ( отводит кровь от мозга ), а затем сравнивали уровень кислорода в крови. Если уровень кислорода в яремной вене был ниже, чем уровень кислорода в сонной артерии, это означало, что в мозге происходит какой-то метаболизм, даже несмотря на ровную линию ЭКГ. Этот важный тест не раз помог провести различие между клинической и биологической смертью.

1.3 Отношение к смерти в различных религиях мира.

С точки зрения буддизма…

Около трупа монаха Годгики вилось темное облачко. Когда ученики спросили Будду, что оно значит, он ответил: "Это злой Мара ищет познания [сознания] благородного Годгики... но благородный Годгика вошел в нирвану, его познание не пребывает нигде".(26С.112).

Что это за таинственная нирвана, куда ускользает познание (сознание) после, смерти? Почему оно находится там, если душа есть ничто? И как быть с бесконечной цепью смертей и рождений, на которую согласно учению Будды, обречено все живое?

Причина этих противоречий кроется в том, что существовавшая до Будды мощная индийская религиозно-философская традиция наложилаеь на его учение и постепенно поглотила его, вводя собственные элементы, а вытесняя некоторые элементы, чуждые ей.

Впоследствии буддизм разделился на несколько направлений, среди которых выделяются тхеравада ("узкий путь спасения"), махаяна ("широкий путь спасения"), ваджраяна (или тантризм), ламаизм (соединение буддизма с даосизмом и синтоизмом), дзен-буддизм. У каждого из этих направлений есть свои особенности в понимании смерти и особенно - загробной жизни. Но вернемся к единону источнику - собственно учению Будды. Поскольку в нем цель номер один - освобождение от страданий, то смерть, помогающую вам в этом, Будда рассматривает как оптимальный финал жизни:

Мгновенно, мгновенно все составленное;
Жизнь в нём повита смертью;
Все разрушается, созидаясь;
Блаженны притекшие к месту покоя.(26С.158).

Смерть не просто естественна, она желанна. Познающий истину, стремящийся к Абсолюту должен, по учению Будды, подавлять в себе все чувственные ощущения, все краски и запахи земли. Вот почему смерть - необходимая ступень к Идеалу.

Однако смерть еще не гарантирует достижения Абсолюта, ибо посмертная судьба человека зависит от его земной жизни.

После смерти человека могут ожидать три варианта судьбы: мгновенное перерождение (так называемое переселение душ, сансара), попадание в ад (до вселения в новое тело), уход в нирвану.

Учение о переселении душ, еще до Будды существовавшее в брахманизме, говорит о том, что душа человека, согласно закону кармы, проходит бесконечный ряд переселений, причем воплощается не только в людях, но и в растениях, животных. Некоторым дано воплощаться в царях, брахманах и небожителях.

Умирая, личность (душа) распадается на сканды (составные элементы), но при следующем воплощении сканды вновь собираются оп- ределенным образом (своего рода кубик Рубика), сохраняя единство души. Правильная ее "сборка" обеспечивает непрерывность сущностного бытия личности, независимо от того, в какую материальную оболочку попадет душа после очередного перевоплощения.(26С.199).

Человек должен стремиться прервать цепь переселений, дабы слиться с богом-творцом Брахмой (в брахманизме), уйти в нирвану (в буддизме). Сделать "то можно только вступлением на "восьмеричный путь" праведной жизни. В промежутке между смертью и новым воплощением души грешников ждут суровые наказания в адских пещерах. Среди мук, уготованных им,- глотание раскаленного железного шара, поджаривание, дробление, замораживание, кипячение (очевидно, все это следует понимать аллегорически, поскольку речь идет о душе; это подтверждает и тот факт, что среди важнейших мучений грешников в аду упоминается и страх смерти!). Но и отбыв наказание в аду,

душа не облегчает себе жизнь, ибо новые рождения - это не избавление от мук, а новые страдания.

"Я прошел через сансару многих рождений, ища строителя дома, но не находя его, - говорит Будда.- Рождение вновь и вновь - горестно".

Перевоплощение для западного сознания - понятие в первую очередь поэтическое, в то время как для буддиста перевоплощается не душа (в христианском понимании), а карма - особая ментальная структура, способная на бесчисленное количество трансформаций.

Итак, помимо ада грешникам уготован вечный круговорот рождений. Праведники же после смерти уйдут в нирвану, поскольку, как говорит Будда, "кто, ища счастья для себя, не налагает наказание на существа, желающие счастья, тот после смерти получит счастье". Нирвана, что на санскрите означает "угасание", - малоопределенная область то ли бытия, то ли небытия души после смерти.(26С.214).

Смерть и нирвана в учении Будды имеют двойственный характер, подтверждая гегелевский закон единства и борьбы противоположностей. С одной стороны, нирвана - это такое качество мира, при котором исчезает вся привычная нам система координат и сенсорики бытия. Оно без основы, без продолжения, без остановки: это и есть конец страдания".