Экологическая Психология

Новосибирский Государственный Архитектурно-Строительный Университет Кафедра социологии и психологии Реферат. На тему: «Экологическая Психология»

Новосибирский Государственный Архитектурно-Строительный Университет

Кафедра социологии и психологии

Реферат.

На тему: «Экологическая Психология»

Выполнил: ст. гр. 100а

Нилов В.

Проверил: Адаменко А.М.

Новосибирск - 2004

План.

1.Введение.............................................................. 3

· 1.1. Два типа мышления (инженерный и экологический).... 3

2.Осн. часть............................................................ 4

· 2.1. Предмет экологической психологии...................... 4

· 2.2. Ренессанс натуралистического типа сознания............ 6

· 2.3. Рефлексия и экологическое мышление.................... 9

· 2.4. Социогенез экологического сознания..................... 13

3.Заключение......................................................... 16

4.Список литературы……………………………………18

1. ВВЕДЕНИЕ

1.1 ДВА ТИПА МЫШЛЕНИЯ – ИНЖЕНЕРНЫЙ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ

Многие годы система образования была направлена на одновариантный тип мышления: технологическое развитие, технократическое сознание человека; формальная рациональность; целью образования был специалист, выполняющий технократический заказ «машинного» развития. Чрезмерное увлечение эффективностью результатов научно-технического прогресса привело к широкому расширению инженерного образа мышления. Данный тип мышления сложился и распространился в значительной мере под воздействием классического естествознания. Начиная со времен И. Ньютона и до начала ХХ-го века, успехи науки привели к возникновению претензий естественно-научного знания на всеобщность. Основные идеи классического естествознания сводятся к следующему:

1) мир замкнутая система; 2) все процессы в природе полностью обратимы. Инженерное мышление базируется именно на этих принципах, что отвечает Ньютоновской картине мира. Об односторонности инженерного мышления известный психолог В.П. Зинченко писал: «Технократическое мышление-это мировоззрение, существенными чертами которого являются примат средства над целью, цели над смыслом и общечеловеческими интересами, смысла над бытием и реальностями современного мира, техники над человеком». С точки зрения технократического мышления, человек – это обучаемый, программируемы компонент системы, он объект самых разнообразных манипуляций. Его можно сравнить с одним из героев романа Ф.М. Достоевского: Ставрогин представлял собой воплощение исключительной умственной силы, в которой интеллект поглощал прочие духовные проявления человека.

В науке ХХ-го века многими специалистами отмечен переход к представлениям о мире как открытой системе и к науке, изучающей также невоспроизводимые процессы, например школа И.Пригожина. Современная наука строится на синергетических представлениях о мире. С другой стороны, человечество оказалось перед лицом принципиально новых глобальных проблем, порожденных необходимостью восстановления и разумного использования природы. Эти факты показали, что инженерный тип пышления устарел. Для осмысления современных проблем развития человечества необходимо выработать другой тип мышления. Возникает проблема, как готовить специалистов, обладающих не только инженерным, но и экологическим мышлением. Новое научное понимание мира включает отношение Человека к Природе, процессы взаимодействия естественно-научного и гуманитарного знания, тенденции интеграции различных картин мира. Экологическое мышление – это система взглядов на мир, отражающих проблемы взаимодействия Человечества и Природы в аспекте их гармонизации и оптимизации. Экологический тип мышления особенно ярко отразился в новых научных и социально-философских концепциях ХХ-го века: «Ноосферное учение» В.И.Вернадского, «Мировоззрение Холизма» Е.Нордланд, «Благоговенье перед жизнью» А.Увейцера, «Биогеосистемная экология» И.В.Стебаева, «Экология человека» В.П.Казначеева, «Этика осознания» Р.Хиггинса, «Десять больших идей экологии» В.Джекобсона, экологическая педагоги и психология.

Современная экология становится частью глобального мышления, превращается из специальной области в междисциплинарную. Экологическое понимание мира формируется на пересечении и взаимодействии нескольких рядов научных дисциплин: от химии и термодинамики, от биологии и генетики до истории культуры и философии, психологии и социологии. Теоретическим базисом экологического образования, по признанию международного научного сообщества, является учение В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере. В.И.Вернадский синтезировал в новой научно-философско-методологической концепции эволюции природы и человека три картины мира - физическую, естественно-научную и социогуманитарную. Этот принцип построения научной парадигмы обеспечивает достижение сразу двух образовательных целей:

1) формирование специальных научных знаний;

2) создание целостного представления об эволюции глобальной системы Человек-Природа.

Задачи экологического образования и воспитания следующие:

· Формирование научных представлений о взаимодействии Человечества с Миром природы, о закономерности, эволюции природы как глобальной системы, о законах развития научной мысли, рассматриваемой как планетное явление;

· Воспитание ценностных ориентаций и нравственно-эстетических идеалов экологического характера;

· Развитие интеллектуальных способностей к экологической оценке конкретной ситуации, формирование умений и навыков целесообразного практического взаимодействия человека с природой – экологической деятельности.

Экологическое образование должно стать неотъемлемой составной частью содержания основного, среднего, специального и высшего образования. В принятых решениях международных конгрессов по проблемам окружающей среды отмечено, что именно экологическое образование выступает главным средством конструктивного преобразования и совершенствования сознания современного человека. Формирование экологического мышления и экологического сознания – главная задача гуманизации и гуманитаризации современного образования и просвещения.

2.1 Предмет экологической психологии

Новая междисциплинарная область знаний – экологическая психология – начала формироваться в отечественной науке в 90-х годах ХХ-ого века. Предметом экологической психологии является специфический вид общественного сознания – экологическое сознание. Этот термин появился в трудах новосибирских ученых-обществоведов – А.Н. Кочергина, А.А. Чечулина, Ю.Г. Маркова – в конце 80-х годов; в середине 90-х годов вышли работы С.Д. Дерябо и В.А Ясвина, в которых представлены психологические аспекты экологического сознания. Конкретно под экологическим сознанием большинство авторов понимают систему взглядов (естественно-научных, философских, социально-психологических, педагогических, эстетических, нравственных, юридических, культурно-исторических) на проблемы взаимодействия Человечества и Природы в целом (Биосферы). Проблемы психологии как междисциплинарной области знаний выстраиваются на пересечении многочисленных направлений научной и социально-психологической мысли: исторической психологии в общей экологии; этнопсихологии, экологии и истории мировой культуры в целом; психологии окружающей среды и Экологии человека, медицинской психологии и физиологии; истории искусства, теории ценностей и социальной экологии; эстетических концепций природы и психологии развития; истории философской мысли и истории науки, истории естествознания в особенности.

Экологическая психология изучает феномен экологического сознания в трех основных аспектах: социогенез, онтогенез, функционалгенез. Следует подчеркнуть, что экологическое сознание включает целую палитру интеллектуально-эмоциональных аспектов синтетического понимания мира: отражение, созерцание, познание, отношение, оценка, рефлексия, мышление, чувства, переживание, поведение. Экологическое сознание включает научное мировоззрение, религиозное миропонимание, рефлексивное отношение к миру природы, эстетическое восприятие ландшафтов и пейзажей, научные картины мира. Таким образом, психологический аспект сознания гораздо шире, многограннее, богаче социально-философских аспектов сознания. Это первая методологическая особенность экологической психологии как новой междисциплинарной области знаний. Вторая особенность – природа рассматривается не как окружающая среда, а как Мир Природы, как целостный живой организм, как совокупность природных объектов, взятых в их многообразии, единстве и уникальности. Третья методологическая особенность экологической психологии – субъектное восприятие Мира Природы – восприятие природных феноменов как живых субъектов. Четвертая особенность экологической психологии – в ней используется понятийный аппарат психологии личности, психологии развития, социальной психологии, исторической психологии, возрастной психологии, медицинской и педагогической психологии.

Самое характерное и существенное в новой дисциплине, на наш взгляд, это – применение психологической модели познания к изучению экологического сознания в его различных аспектах. Психологическая модель познания включает следующие утверждения: человек – это личность как целостная уникальная система социально значимых качеств; основной способ бытия личности – развитие; возможности личностного развития безграничны. Как показал Б.Г. Ананьев, психологическое познание человека становиться в современных условиях одной из самых общих моделей человекознания, поскольку исследование многообразных отношений человека к миру невозможно без исследования его сложнейшей структуры; саму эту структуру тем более невозможно понять без системы отношений человека к обществу и к природе, звеном котрых он является. Задачи экологической психологии следующие:

· Анализ развития экологического сознания в процессе социогенеза (в мировой культуре в целом);

· Разработка типологии экологического сознания;

· Анализ развития экологического сознания в онтогенезе;

· Анализ механизмов формирования и функционирования экологического сознания;

· Анализ индивидуальной и групповой специфики экологического сознания и его развития;

· Разработка принципов и методов диагностики экологического сознания у разных групп населения.

Главная цель элективного курса экологическая психология – представить и показать феномен экологического сознания как новый тип мышления, как одну из ведущих тенденций развития современной науки в целом, как теоретическую и практическую стратегию деятельности человечества в целях устойчивого развития общества.

2.2. Ренессанс натуралистического типа сознания

Идея природы – это важнейший регулятивный принцип, задающий исходные методологические и онтологические концептуальные модели, которым ученые следуют в своих поисках. Эти регулятивные принципы играют роль социально-психологической и философско - теоретической стратегии, воплощающейся в научно – исследовательских программах. Природа в широком смысле – это все сущее, весь мир в многообразии его форм и качеств. Природа в более узком смысле – это объект исследований, объект естествознания и предмет художественного изображения. Основными характеристиками природы как всеобщего универсума являются: универсальность, законосообразность, развитие, самоорганизация, самодостаточность. Одной из главных тенденций современного этапа взаимодействия человечества и природы выступает переход от идеи абсолютного господства над природой к идее отношения общества и природы как отношений партнеров, соизмеримых по своему потенциалу. Первым теоретическим выражением этой позиции явилась созданная В.И. Вернадским концепция ноосферы.

В современном естествознании происходит переход к изучению сложных систем. В связи с новым радикальными преобразованиями в естествознании ХХ-го века возникает проблема формирования нового типа сознания и нового мировоззрения, отражающего как современное знание о природе, так и реальные жизненные способности людей. В книге «Порядок из хаоса» И.Пригожин и И.Стенгерс совершенно справедливо отметили: «Наше видение природы претерпевает радикальные изменения в сторону множественности, темпоральности и сложности. Долгое время в западной науке доминировала механистическая картина мироздания. Ныне мы осознаем, что живем в плюралистическом мире». Многие специалисты отмечают факт возрождения феномена натуралистического сознания в научных, социально – психологических и философско – этико – эстетических концепциях природы. Натуралистическое сознание – это историческая традиция изучения природы, имеющая своими источниками античное мышление, мировосприятие эпохи Нового Времени и основные идеи века Просвещения. Натуралистическое сознание – это инвариантная компонента естественно – научных исследований. Натуралистическое – это специфическое мировоззрение естествоиспытателя, порождаемое непосредственным контактом с природой основанное на почтении к Природе, на благоговейном отношении к ней, на любви к природе. Благоговение перед Миром Природы, согласно натуралистическому мировосприятию – это жизненное важнейшее ощущение, пронизывающее жизнь и научную деятельность естествоиспытателя. Философы связывают этот феномен сознания с возрождением натурфилософского типа мышления. Но, тем не менее, с точки зрения экологической психологии, натуралистическое сознание – это один из видов экологического типа сознания: он включает психологический настрой личности, манеру чувствовать и думать, многогранное осмысление проблемы взаимодействия Человечества и Природы. «Это – необходимая компонента мироощущения, отражающая строй души, сопричастной природе, включающий ощущение человеком себя как живого существа в ряда других существ, а также в ряду других естественных тел Вселенной. Путь к Космосу преодолен для человека, воспринимающего себя как природное существо».

Рассмотрим примеры натуралистического сознания как инвариантной компоненты естественно-научного познания и специфического психолого-философского мировосприятия. Особый интерес в этом плане представляют труды Ж.Бюффона, М.В.Ломоносова, И.В.Гете. В.И.Вернадский писал в автобиографических записках, что перед поступлением в университет он с особой тщательностью прочитал и изучил труд Ж.Бюффона «Всеобщая и частная естественная история», вышедший в свет впервые в 1749 г. Этот энциклопедический труд, оказавший сольное воздействие на формирование научных интересов В.И.Вернадского, весь пронизан особым духом величия Природы с большой буквы, пропитан идеями натуралистического миропонимания «Природа всегда стремится к органической жизни более, - писал Бюффон, - и могущество Природы в этом «благоприятнейшем деянии» ничем не ограничено». В описании живого мира Земли Бюффон поставил на первое место животных, ибо животное, «по образу нашего понимания, есть совершеннейшее естества произведение, а человек изящнейшее». В книге «Бюффон для юношества» (1814 г.) представлено описание маленькой птички Медосос (муха-Птица или современная Колибри) как одного из самых совершенных и изящных произведений природы. В её наряде все цвета природы так удачно и гармонично сочетаются, что никакие драгоценные камни и металлы, обработанные лучшими мастерами, не могут сравниться с её великолепием и красотою. Бюффон писал, что Природа «…украсила её одну всеми дарами, которые достались в удел каждой птице порознь; легкость, быстрота, проворство, прелести, богатый убор, все это истощила она для своей любимицы. Изумруды, топазы, рубины блистают на ея одежде…» (11, с.85-86). Одним словом, заключил Бюффон свою характеристику маленькой птички, она представляет собой «крайней степени Величие Природы». Эти его высказывания как нельзя лучше характеризуют натуралистическое сознание и мировосприятие естествоиспытателя.

Научное творчество М.В.Ломоносова также проникнуто пафосом любви к природе, прославлением её могущества, гармонии и красоты. Его научно-философско-гуманистическое мировоззрение можно вполне назвать натуралистическим сознанием и мировосприятием. Он писал в работах по физической химии, что «натура тем паче всего удивительна», что в простоте своей многохитростна, и от малого числа причин большое многообразие качеств и явлений производит. Ломоносов подчеркивал, что нужно развивать не только прикладные науки, но и стремиться к глубокому познанию «естества», к раскрытию общих управляющих природой законов. Даже в оде «К Елизавете», как бы указывая на значение своих собственных теоретических изысканий, Ломоносов восклицает:

Открыты естества уставы,

Твоей умножат громкость славы.

Ломоносов-поэт не только прославил научное изучение Природы (Естества), но и сумел представить Истину в единстве научных понятий и художественных образов и средств. Его поэтическая мысль сама становится средством познания природы. Его внимание привлекают бурные и грозные процессы, непрестанно совершающиеся в «Натуре»: клокочут недра Земли, рождая металлы, извергают лаву огнедышащие вулканы, ревет неумолчный океан, где движутся ледяные горы, сверкает молния и на мачтах кораблей появляются таинственные огни св. Эльма. Мир еще далеко не познан. В «Вечернем размышлении о Божиим величестве при случае великого северного сияния» Ломоносов не только созерцает ночное небо, но и стремится познать закон «Натуры», и обсуждает по этому поводу различные гипотезы:

Что зыблет ясной ночью Луч?

Что тонкий пламень в твердь разит

Как молния без грозных туч

Стремится от Земли в зенит

Как может быть, чтоб мерзлый пер

Серди зимы рождал пожар (51, с. 214).

Чувство Космоса выражено у Ломоносова с необыкновенной глубиной и поэтической силой:

Открылась бездна, звезд полна,

Звездам числа нет, бездне дна (51, с. 213).

Необыкновенное сочетание художественно-исторического и научно-философского мышления позволяло Ломоносову глобоко проникнуть в тайны природы. Он ставил проблему даже в поэтических одах: «Но где ж, Натура, твой закон» (51, с. 214). «Размышления о Божиим величии…» и «Письмо о пользе стекла» принадлежат к числу наиболее значительных произведений научно-философской поэзии не только русской, но и мировой литературы. Рядом с ними можно поставить, может быть, только философскую поэму Лукреция Кара «О природе вещей». Натуралистическая поэзия М.В.Ломоносова несла в себе заряд жизнеутверждающего оптимизма.

Натуралистическое сознание было характерным явлением для миропонимания художников XVIII-го века – представителей реализма. В 1753 г. Вышла в свет книга английского художники У.Хогарта «Анализ красоты», которая была полной неожиданностью для всех, кто знал этого художника как прославленного сатирика. Красота доступна взорам, она всеми легко ощущается и воспринимается, но почти все попытки объяснить её причины оказались бесплодными. У.Хогарт выступил с новой теоретической концепцией Прекрасного. Источником наших представлений о Прекрасном, по его мнению, является сама Природа. Прежние художники базировались на идеалистической эстетике: прекрасное в искусстве есть результат следования канонам, сумме правил, формалистическому анализу старых художественных образцов, математическим пропорциям человеческого тела. У.Хогарт отказался от техники копирования с гипсовых моделей при создании своих картин. Он считал, что изучение природы во всем многообразии её форм гораздо полезнее для воспитания художника, чем копирование старых художественных образцов: «Я начал ставить природу выше лучших произведений искусства; в жизни я усматривал такие тонкости, какие превосходят высшие усилия подражания» (48, с. 27).

Эстетическая теория Хогарта включает следующие принципы:

· Природа выше всех произведений искусства;

· Природа – это образец Прекрасного, источник Прекрасного;

· Форма может быть прекрасной только тогда, когда соответствует внутренней цели художника;

· Сущность красоты в природе – в гармоническом сочетании единства и многообразия;

· Красота природы проявляется в е6динстве простоты и сложности (предпочтение волнообразной или волнистой линии в противовес прямой линии).

В этой теории Красоты Природы мы сразу узнаем главные признаки природы как самоорганизующейся великой Системы Мира. Трактат английского представителя реализма У.Хогарта «Анализ красоты» демонстрирует натуралистическое миропонимание XVIII-го века. Вместо принципа симметрии и строгой пропорциональности У.Хогарт выставил принцип многообразия и особого изящества изогнутой линии» (48, 130). Глаз получает наслаждение от извилистых аллей, змеящихся речек и всех предметов, форма которых составлена главным образом волнообразными и змеевидными линиями. Глаз заставляет нас следовать за красотой организованной сложной формы. Истинная красота природы, писал Хогарт, проявляется в следующих её реалистичных качествах: целесообразности, многообразии, единстве, простоте, сложности, соответствии частей общему замыслу, гармонии формы и содержания, величине (48, ч. 122). Красивые формы должны быть огромнейших размеров, считал У.Хогарт, чтобы поражать и восхищать наше сознание. Как торжественно выглядит роща высоких деревьев, большие храмы, пирамиды и Храмы Солнца в Египте! «Красота сложности заключается в изобретении изогнутых форм. Подобных старинным головным уборам, которыми украшают головы сфинксов». Таким образом, можно сказать, что натуралистическое сознание действительно является историческим инвариантом естественно-научного познания Мира Природы и художественного изображения Величия Натуры.

2.3. Рефлексия и экологическое мышление

Рефлексия – это специфическое свойство человеческого мышления, которое выступает механизмом переосмысления содержания сознания и различных видов деятельности человека. Изучение рефлексивных процессов в мыслительной деятельности человека. Изучение рефлексивных процессов в мыслительной деятельности началось с 1956 г. В работах И.С.Ладенко и Г.П.Щедровицкого. Основное внимание обращалось на рефлексию в процессах порождения нового знания, на её механизм в условиях выделения новых задач. В таких исследованиях сформировался предмет генетической логики, как раздел науки, занимающейся вопросами механизмов новых логических образов мышления. В работах Г.П.Щеровицкого рефлексия определяется как механизм развития мыследеятельности. В теории интеллектуальных систем И.С.Ладенко рефлексия определяется как механизм самоорганизации сложных интеллектуальных систем. В 70-е и 80-е годы ХХ века в отечественной психологии сформировался новый раздел – психология рефлексии (работы Н.Г.Алексеева, В.А.Лефевра, В.В.Давыдова, А.З.Зака, Я.А.Пономарева, Л.В.Григоровской, В.К.Зарецкого,И.Н.Семенова, С.Ю.Степанова и др.). Предметом психологии рефлексии выступают закономерности и механизмы осмысления содержаний сознания, регулирующие функционирование и развитие высших психических процессов (памяти, мышления, творческого воображения). В современной психологии разработано множество новых моделей мышления. Возрастает интерес к личностной компоненте в структуре мыслительной деятельности. Особенный интерес представляет новая концептуальная модель, разработанная И.Н.Семеновым. Она отражает главные тенденции современной психологии творчества: системное изображение индивидуальной познавательной деятельности; взаимодействие когнитивного и личностного аспектов мышления.

Согласно новой модели, мышление осуществляется при взаимодействии четырех его уровней: операционального, предметного, рефлексивного, личностного. Мыслительный процесс рассматривается как целостная организация качественно различных направлений познавательной деятельности (рис.1). Уровни различаются по тем объектам, на которые направлено творческое мышление. На операциональном уровне мысль фиксируется на отдельных конкретных действиях. На предметном уровне движение мысли направлено на анализ конкретной действительности. Рефлексивный уровень обеспечивает переосмысление личностью собственной практической и теоретической деятельности. И.Н.семенов определяет рефлексию как один из главных системообразующих факторов творческого процесса мышления, который реализуя коммуникативно-личностную обусловленность мышления, осуществляет смысловую регуляцию его интеллектуально-содержательного плана.

------------------------- VI личностный уровень

------------------------- III рефлексивный уровень

--------------------------II предметный уровень

-------------------------- I операциональный уровень

рис. 1

Личностный уровень является центральным в творческом процессе мышления, так как именно он обеспечивает такие важные характеристики, как системность, целостность, конструктивность. Именно здесь обнаруживается специфика индивидуально-человеческого подхода к решению интеллектуальных задач; здесь осуществляется проявление личного отношения к решаемой проблеме, а также проявляется воздействие всего прежнего опыта на выбор решения. На личностном уровне происходить выход за границы конкретной ситуации, обусловленной решаемой задачей. Более того, «…личностный уровень движения мысли (по описываемой модели) – энергетический источник, стимулятор процесса мышления в целом, в нем каждая конкретная цель находит свое обоснование и место в целостной жизнедеятельности» (49, с.144).

В современных психологических исследованиях рефлексия рассматривается в двух аспектах – в интеллектуалистическом и личностно-психологическом. Интеллектуальная рефлексия – это осознание средств решения данной проблемы, осмысление их предметных оснований. Этот вид рефлексии используется в процессах решения типовых задач. «Интеллектуальная рефлексия направлена на осмысление совершаемого субъектом движения в содержании проблемной ситуации, и на организацию действий, преобразующих элементы этого содержания» (49, с.163). Заметно возрос интерес к психологическом изучению феномена рефлексии, так как психологический аспект гораздно шире интеллектуалистического. Психологическое понимание рефлексии должно включать не только гносеологическое, логическое, интеллектуалистическое, социологическое и другие возможные определения, но и, прежде всего, – личностное. В психологии продуктивного мышления личностно -психологическая рефлексия трактуется как форма активного личностного переосмысления человеком тех или иных содержаний своего сознания с целью успешного осуществления деятельности; это – самоорганизация через осмысление человеком своих целей, и способ осуществления своего целостного «Я». С этих позиций можно охарактеризовать психологическую специфику реального мыслительного процесса «… как развитие предметно-операциональных содержаний познавательной деятельности, регулируемое рефлексивно-личностными смыслами» (49, с.164).

Экологическое мышление представляет собой один из сложных типов мыслительной деятельности, так как оно предполагает такое отношение к природе, когда она воспринимается не только как среда обитания человека, но как единая самоорганизующаяся целостно-живая Великая Система Мира. Экологическое мышление включает различные виды рефлексивных процессов: осмысление личностью своего места во Вселенной и в картине Природы Земли (мировоззренческая рефлексия0; осознание проблемы взаимодействия Человечества и Биосферы (Природы) (методологическая рефлексия); выбор новых ценностных ориентаций и идеалов (личностно-психологическая рефлексия); создание современной научной картины мира (внепарадигмальная, интеррогативная рефлексия); выбор стратегии деятельности (личностно-организационная рефлексия) и т.д. Экологическая психология, как новая междисциплинарная концепция экологического сознания, представляет обширный материал для изучения различных видов рефлексивного мышления. Осознание человеком себя как Личности в глобальной системе Природы и всего Космоса – это целостная система различных механизмов рефлексивного мышления. Современную экологию определяют как живую матрицу нового сознания и новой культуры, как осознание (рефлексию) нашей принадлежности к Природе и как осмысление (рефлексию) присутствия самой Природы в глубине человеческого существа, являющегося одновременно и частью, и действующим лицом в глобальной системе Природы. Восприятие Природы как Единого Живого организма предполагает множество механизмов субъективно-личностного рефлексивного мышления. Можно утверждать, что Экологическое Мышление – это внепарадигмальная мировоззренческая рефлексия, направленная на осмысление научной картины мира, проблемы коэволюции Человечества и природы, на выбор новых ценностных ориентаций личности, на формирование практической экологически целесообразной деятельности человека.

Мировоззренческая рефлексия была особо характерной чертой научного творчества В.И.Вернадского, что проявлялось в синтетическом подходе к изучению объектов природы. Именно целостный подход приводит к открытию новых граней естественных тел природы, которые упускаются при аналитическом способе изучения. Об этом В.И.Вернадский писал: «Можно сказать, что никогда в истории человеческой мысли идея и чувство единого целого, причинной связи всех научно наблюдаемых явлений не имели такой глубины, остроты и ясности, какой они достигали сейчас, в ХХ столетии» (25, с.11).

Представляет большой интерес описать научные открытия Вернадского с помощью структурных моделей рефлексии. Он, по существу, сравнивал различные модели мышления, сопоставлял различные картины мира, интегрировал несколько научных проблем в одну и получал совершенно новые результаты: новые общенаучные понятия, новые научные дисциплины, синтетические картины мироздания, новые типы мышления. Так, в предисловии к работе «Живое вещество», он писал о необходимости и важности синтеза двух научных картин мира - физической и натуралистической (естественно-научной). Здесь выделяется и фиксируется внепарадигмальная мировоззренческая рефлексия. В «Размышлениях натуралиста» Вернадский подчеркнул необходимость включения гуманитарной картины мира в общенаучную картину. Можно сказать, что создание биосферно-неосферного учения осуществлялось с помощью таких структурных моделей рефлексии, как синтетическая, историко-научная, методологическая, интеррогативная, глобально-космологическая, предметная, метапредметная, философско-мировоззренческая. Будучи преподавателем минералогии в Московском университете В.И.Вернадский решил перестроить свой предмет путем переформулировки основных его задач и поставил совершенно новую учебную цель и задачу - показать роль Человека в генезисе минералов. Такой задачи никто прежде из авторов учебников по описательной минералогии не ставил. В результате осуществления нового методологического подхода к интерпретации предмета минералогии В.И.Вернадский пришел к созданию ряда новых естественно-научных дисциплин: генетической минералогии (изучение истории минералов и кристаллов в земной коре); геохимии (изучение истории атомов в земной коре); биогеохимии (изучение роли живых организмов в процессах миграции химических элементов земной коры). С точки зрения рефлексивной психологии можно сказать, что в процессе научного творчества были использованы различные структурные модели рефлексии: предметная, метапредметная, логико-эволюционная, естественно-историческая, интегрирующая, интеррогативная, внепарадигмальная, мировоззренческая и другие модели, а также их комбинации.

В.И. Вернадский писал в своих трудах, что в ходе создания концепции ноосферы имели большое значение, в основном, три исторических процесса развития научных знаний:

· Развитие математики за 6000 лет (логико-семиотическая рефлексия, аналитическая и синтетическая рефлексия);

· Создание научного аппарата системы природы и системы мысли из многочисленных систематизированных научных фактов (методологическая, интеррогативная рефлексия);

· Научное представление о положении Человека в Космосе (мировоззренческая внепарадигмальная рефлексия).

Эти конкретные примеры механизмов рефлексивного мышления служат стимулом для развития способностей к творческому мышлению. Практические задания могут быть такими:

а) изобразите картину мира с позиций экологического сознания;

б) постройте систему экологических ценностей по аналогии с общей системой социальных ценностей;

и т.д. Конкретные задания способствуют развитию экологически ориентированного типа мышления, способствуют культивированию рефлексии как одного из главных компонентов творческого мышления.

2.4. Социогенез экологического сознания

Исследование проблемы социогенеза экологического сознания позволяет выявить, с одной стороны, культурно-исторические источники современного экологического сознания; с другой стороны – выяснить психолого-педагогические особенности формирования экологического сознания в мировой культуре. В этом плане развитие экологического сознания характеризуется по трем параметром:

1. Психологическая противопоставленность или включенность (человек господствует над природой или он – её составная часть);

2. «Объектное-субъектное» восприятие природы (природа воспринимается или как объект воздействия, или как субъект взаимодействия);

3. «Прагматический-непрагматический» характер взаимодействия (природа – материальная ценность; или же она служит для удовлетворения духовных потребностей).

Экологические проблемы в их теоретическом и практическом аспектах выстраиваются в основном вокруг концепции взаимодействия Человечества и Природы. Своеобразие той или иной культуры в концентрированном виде проявляется через доминирующее в ней представление о Человеке и его месте в обществе и в целом в окружающем его мире. В биосфере конкурируют за экониши более трех тысяч видов культур, и каждая со своим мировоззрением, включающим концепцию Человека и Природы в глобальных масштабах. Так, например, культура Древнего Египта – образец гармонии человека и природы. Египетские храмы создавались в едином ансамбле с природой, но в то же время так, чтобы они утверждали силу и величие Человека-Творца. В философских учениях древних Индии и Китая характерным было субстанционально-генетическое тождество природы и человека. Территории Индии и Китая в древности населяли родовые общества, в которых природа воспринималась как органическое и социальное тело рода, а сам род воспринимался как природное тело. В своеобразном биосоциальном теле рода соединялись в неразрывное единство целостная сущность природы и социоантропоморфная сущность рода. Мировоззренческая интерпретация биосоциального тождества природы и человека привела к выделению основных направлений в древнеиндийской и древнекитайской философии и к построению гносео-онтологической структуры философского знания. Интеллектуальная традиция древнегреческих философских учений также имела своим основанием единую картину мира, цельного во всех своих взаимосвязях, где не было пропасти между человеком и Миром Природы.

С развитием научного метода познания происходит отчуждение между человеком и природой – всякое одушевленное начало исчезает из единой картины Космоса. В эпоху Возрождения в результате научной революции Коперника-Ньютона-Галилея человек как бы превратился в стороннего наблюдателя. Значит, сформировавшееся в европейской культуре новое научное мировосприятие, ярким представителем которого был французский рационализм, утеряло ту цельность, то единство Человека и Природы, которое было характерно для культуры древних эллинов. Как справедливо отметил основатель кружка любомудров В.Ф.Одоевский, рационализм подвел нас к вратам мудрости, но не ему дано их нам открыть.

В XIX-м веке появилось новое умонастроение, в красках которого человек становится активным действующим лицом и неотъемлемой составной частью всего Космоса. Это мировоззрение получило название «Русский космизм» и является одной из важнейших страниц в истории отечественно и мировой естественно-научной и философско-психологической мысли. В учении В.И.Вернадского о ноосфере была возрождена та гуманистическая традиция, которая легла в саму основу европейской цивилизации – восприятие человека и природы в их нерасторжимой связи и в единстве. Традиции русского космизма оказали огромнейшее влияние на формирование различных областей современного экологического знания, на процесс превращения экологии из науки фактов в теоретическое знание – в науку идей и теоретических концепций.

Из всех видов экологического знания исторически и семантически раньше других родилась экология человека. Тип мышления в направлении «География человека – экология человека – социология» сформировался в трудах А.Конта в 1873 г. Под названием «Биология человека» это научное направление развивалось в работах И.И.Мечникова, например, его «Этюды о природе человека» (1903 г.). Именно биологи, а конкретно Э.Геккель, определяют экологию как общую науку об отношениях организмов к окружающей среде (1866 г.). Социальная экология зародилась в работах А.Конта, развитых Д.Миллем и Г.Спесером, как раздел биологической экологии, исследующий общественных животных. В рмках биологической экологии современные исследователи выделяют: физиологическую экологию (экологию особей); популяционную экологию, экологию сообществ (биоценозов); экологию биогеоценозов (учение об экосистемах), биосферологию. Самостоятельно существует глобальная экология – учение о закономерностях развития экосферы Земли как планеты, взаимодействующей с Космосом. Д.С.Лихачев ввел термин «Экология культуры» для обозначения научной дисциплины, исследующей культурную среду обитания человека (вещественно-культурные и духовные ценности), закономерности её функционирования и воздействия на людей.



Натурфилософское

мышление

Механистическое

мышление

Теологическое

мышление

Метафизическое

мышление

Архаическое

мышление

Космоцентрическое мышление

Стиль

мышления

Предмет

познания

Натуралистическое

природопонимание

Эпохи и

исследователи

В социогенезе экологического сознания выделяются две тенденции: антропоцентрическая (человек – высшая ценность, природа – объект одностороннего воздействия, прагматизм по отношению к ней); экоцентрическая – коэволюция человека и природы – высшая ценность; природа как полноправный субъект во взаимодействии с человеком, которое носит непрагматический характер. Антропоцентрическая тенденция сформировалась в следующих исторических эпохах: архаическое сознание – античное мышление – христианство – картезианство. Архаическое сознание характеризуется высокой степенью психологической включенности Человека в Мир Природы; античное сознание противопоставляет человека всему миру природы; в средневековой культуре природа воспринималась только как объект; картезианство закрепило противопоставленность человека природе. Таким путем формировалось антропоцентрическое сознание. породившее отчужденность человека от природы, прагматическое отношение к ней. Экоцентрическое сознание развивалось в следующих этапах: «инвайроментализм» - русский космизм – биосферно-ноосферное учение В.И.Вернадского - универсальная этика. Со второй половины XIX ст. в США формируется новая общетеоретическая и мировоззренческая тенденция – инвайроментализм (рациональное природопользование, различные движения за качество среды обитания, гуманитарные исследования проблем взаимодействия общества со средой своего обитания). В это время в русской культуре развивается особый тип мышления и деятельности – русский космизм, который обосновал нравственную основу взаимодействия Человека с Природой. Идеи русского космизма получили дальнейшее развитие в биосферно-неосферном учении В.И.Вернадского.

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Потребность общества в новом качестве образования – это мощный фактор, который побуждает к изменению самих основ понимания взаимосвязи образования и развития. В классической парадигме образования решающую роль играл принцип детерминизма, выражающийся в абсолютизации роли воздействия учителя на ученика. В новых моделях образования центральное место занимает процесс со-развития или коэволюции преподавателя и учащегося. Реализуя механистический характер научного развития, классическая парадигма образования базировалась на принципах оптимизации, интенсификации, унификации учебного процесса с его стандартизацией программ и планов. Новая модель образования предполагает индетерминизм, нелинейный характер связей, многовариантность решений, коэволюцию, множество методологий и методов развития мышления, синергетизм, альтернативность, креативность учителя и ученика.

Главная ценность новой системы образования – Человек как личность. Чтобы преодолеть однобокость развития личности, необходимо вводить междисциплинарный подход в образование. Экологическая психология как новая междициплинарная область знаний и самостоятельная научная дисциплина является эффективным средством обучения, воспитания и развития личности студентов технических университетов. В курсе экологической психологии студенты знакомятся с рядом актуальных проблем современной науки, исследованием которы занимаются многие ученые. Наука, понятая как проблема, подчеркивал М.К.Мамардашвили, только и может называться наукой. Феномен экологического сознания – это проблема настоящего и будущего научного поиска. Что такое экологическое сознание и как его создать или воспитать? Как совершенствовать наше сознание? Как содействовать расцвету новой жизни на Земле? Сегодня эти проблемы волнуют всех.

В курсе экологической психологии учащиеся знакомятся с различными методологиями познавательной деятельности и методами построения экологических концепций, что способствует развитию их мышления. На материалах творческих биографий крупнейших ученых формируются ценностные ориентации, эстетические и нравственные идеалы личности. В процессе изучения разнообразных моделей рефлексии (внепарадигмальной, синтетической, мировоззренческой, логической, историко-научной, предметоформирующей, организационно-психологической) в творческом мышлении деятелей науки и культуры развиваются интеллектуальные способности личности и её возможности осознания мира как целостной системы. Рефлексия – важнейший момент в механизмах развития деятельности и личности; она обеспечивает осмысление прошлого и предвосхищение будущего; рефлексия выступает инвариантным компонентом экологического мышления и экологического сознания в целом.

В экологической психологии, можно сказать, осуществляется новый идеал знания и смысл человеческого познания, о котором писал Р.Фейнман, выдающийся педагог и исследователь, один из самых ярких физиков нашего времени. Мы можем анализировать явления нашего мира, писал Р.Фейнман, выделяя в нем разные уровни, устанавливая некоторую иерархию понятий и представлений: основные законы физики; теплота, движение молекул, давление; явления, которые характеризуются коэффициентами преломления, поверхностного натяжения и т.д.; вода, волны, шторм; солнце, звезды, галактики; сокращение мускулов, нервные импульсы; человек, история, целесообразность; зло, красота, надежда… «Какой же конец этой лестницы ближе к Богу, если мне позволена будет религиозная метафора?» - восклицает Р.Фейнман. Но вскоре становится ясно, чтобы выбрать один из этих концов иерархии и попытаться постичь устройство мира в целом, совершенно невозможно. Истинная задача научного познания направлена на понимание взаимосвязей между явлениями на различных ступенях нашей иерархии, на то, чтобы найти связь между красотой и историей, историей и человеческой психологией, психологией и механизмами мозга, мозгом с нервными импульсами, химическими и физическими законами. Поэтому, отметил Фейнман, неразумно поступают те, кто изучает мир на одном конце лестницы, и без должного внимания относятся к тем, кто это делает на другом конце. На факте становления экологической психологии как самостоятельной научной дисциплины осуществляется предсказанная Б.Г.Ананьевым историческая миссия психологии как интегратора всех сфер человекознания и основного средства построения общей теории. Выдвижение проблемы Человека в качестве общей для современной науки, писал Б.Г.Ананьев, коренным образом изменяет положение психологии в системе наук, поскольку именно психология становится орудием связи между всеми областями познания человека. Современная психология становится средством объединения различных разделов естествознания и гуманитарных наук в новом синтетическом человекознании.
4.Список литературы.

1.Дерябо С.Д., Ясвин В.А, «Экологическая педагогика и психология»

2.Адаменко А.М., «Экологическая психология». Уч. Пос. – Новосибирск: НГАСУ, 2000. – 88 с.