Смекни!
smekni.com

Взаимосвязь эмоционального интеллекта и тревоги у студентов (стр. 2 из 12)

1. Альтруистические эмоции. Эти переживания возникают на основе потребности в содействии, помощи, покровительстве другим людям. Альтруистические эмоции люди могут испытывать, и, не помогая другим реально, а лишь отождествляя себя в воображении с тем или иным благородным героем.

2. Коммуникативные эмоции. Эти эмоции возникают на основе потребности в общении. Коммуникативные переживания нередко близки к альтруистическим. Надо отметить, что не всякая эмоция, возникающая при общении людей, является непременно коммуникативной. В процессе общения могут возникать любые эмоции; коммуникативными же являются только те из них, которые возникают как реакция на удовлетворение или неудовлетворение стремления к эмоциональной близости.

3. Глорические эмоции (от лат. gloria - слава). Эти эмоции связаны с потребностью в самоутверждении, в славе. Типичная для них эмоциональная ситуация - реальное или воображаемое “пожинание лавров".

4. Праксические эмоции. Термин “праксические чувства" введен в употребление М. Якобсоном, предложившим назвать так переживания, “вызываемые деятельностью, изменением ее в ходе работы, успешностью или не успешностью ее, трудностями ее осуществления и завершения” [61- c.228].

5. Пугнические эмоции (от лат. pugna - борьба). Эмоции, происходят от потребности в преодолении опасности, на основе которой позднее возникает интерес к борьбе.

6. Романтические эмоции. В академическом “Словаре русского языка" романтизм определяется как “умонастроение, проникнутое идеализацией действительности, мечтательной созерцательностью", а романтиком словарь называет того, “кто настроен романтически, склонен к мечтательности, к идеализации жизни и людей" (стремление ко всему необычайному, необыкновенному, таинственному).

7. Гностические эмоции. Гностические (от греч, gnosis - знание) эмоции издавна описываются в учебниках психологии под рубрикой интеллектуальных чувств. Часто, однако, при этом в одном ряду оказываются и конкретные переживания (удивление), и свойства личности (чувство нового). Это гностические эмоции связанные с потребностью в “когнитивной гармонии". Суть ее в том, чтобы в новом, неизвестном, из ряда вон выходящем отыскать знакомое, привычное, понятное.

8. Эстетические эмоции. Категория эстетических чувств выделена давно. Тем не менее, в вопросе о природе и самом составе эстетических переживаний до настоящего времени остается еще много неясного. Сложность проблемы состоит в том, что эстетические отношения к изображаемому проявляются через все другие чувства - радость, гнев, тоску, и т.д. Можно выделить два основных взгляда. Согласно первому, эстетических эмоций в чистом виде просто не существует. Согласно второму взгляду, эстетическая эмоция есть отражение потребности человека в гармонии с окружающим миром предметов.

9. Гедонистические эмоции. Сюда относятся эмоции, связанные с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте.

10. Акизитивные эмоции (от франц. Acquisition- приобретение). Эти эмоции возникают в связи с интересом к накоплению, “коллекционированию" вещей, выходящему за пределы практической нужды в них [19 - c.109].

Данную классификацию считают "открытой", подразумевая, что число выделенных эмоциональных категорий при необходимости можно дополнять, не нарушая положенного в ее основу принципа.

В отечественной психологии распространена традиционная классификационная схема, выделяющая аффекты, чувства, собственно эмоции, настроения. Зарубежная психология, также не ушла дальше. Некоторые авторы добавляют еще чувства как устойчивые эмоциональные отношения человека.

Традиционная классификационная схема не имеет единого основания, заменяя его перечислением специфических отличий выделяемых классов. Скорее она представляет собой попытку систематического описания. Рассчитывать на простую линейную классификацию эмоций из-за их многогранности, сложных отношений с предметным содержанием, способностью к слиянию и т.д. не представляется возможным. Сегодня психология располагает рядом независимых признаков и оснований для деления эмоциональных явлений, а существующие классификационные схемы, акцентируют какое - либо из этих делений, или вводят их в той или иной последовательности и сочетании [38].

Эмоции различаются по мoдальности (качеству), интенсивности, продолжительности, глубине, осознанности, генетическому происхождению, сложности, условиям возникновения, выполняемым функциям, вoздействию на организм (стенические - астенические), форме своего развития, по уровням проявления в строении психического (высшие - низшие), по психическим процессам, с которыми они связаны, потребностям (инстинктам), по предметному содержанию и направленности (например на себя на других, на прошлое, настоящее и будущее), по особенностям их выражения [22]. При попытке разобраться в существующих классификациях важно уточнить, что именно подвергается различению: эмоциональные переживания, или целостные эмоциональные явления.

При описании разнообразия эмоциональных переживаний выделяют некоторый перечень базовых эмоций, иногда их еще называют прототипными или первичными. Но их существование не является общепринятым. В какой-то степени это мнение подтверждается несоответствием, свойственным выделить базовые эмоции. Б. Спиноза выделяет три базовые эмоции, Р. Декарт - шесть, у современных авторов - от двух до одиннадцати. Количественному несоответствию сопутствует качественное, это свидетельствует о том, что за исключением различия эмоциональных переживаний по знаку, рассматриваемая сама по себе модальность эмоций, не обнаруживает других явных признаков упорядоченности [22].

Объяснение этому факту было дано В. Вундтом, предложившим рассматривать модальность (качество) эмоциональных переживаний как составное свойство, определяющееся соотношением трех его двухполюсных компонентов: удовольствия - неудовольствия, возбуждения - успокоения и напряжения - разрешения. Хотя факторная интерпретация В. Вундтом модальности эмоций впоследствии получила серьезную поддержку в экспериментальном исследовании экспрессии и семантики эмоций, заметным признанием в современной психологии она не пользуется [38].

Идею функционального различения эмоций по их отношению к мотивации и деятельности более точно зафиксировал У. Макдауголл, который настаивал на принципиальном различении эмоций.

Существующие классификационные схемы различаются своей теоретической и эмпирической обоснованностью, и от этого зависит возможность их принятия и оценки.

Так же выделяют попытки описать разнообразные эмоции, опирающиеся на представления об их генетическом развитии и взаимодействии, такими авторами как Б. Спиноза, В. Грот. Этим попыткам свойственно стремление выделить некоторое число базовых эмоций и затем прослеживать условия и закономерности, по которым развиваются их сочетания и разновидности [38].

В.К. Вилюнас справедливо отмечает, что "многое из того, что в учении об эмоциях по традиции называют многообещающим словом "теория", по существу представляет собой скорее отдельные фрагменты, лишь в совокупности, приближающиеся к идеально исчерпывающей теории" [38 - c.6]. Проблема состоит еще и в том, что теории, созданные в различные исторические эпохи, не обладают преемственностью. С того времени, когда философы и естествоиспытатели стали всерьез задумываться над природой и сущностью эмоций, возникли две основные позиции. Ученые, занимающие одну из них, интеллектуалистическую, наиболее четко обозначенную И.Ф. Гербартом, позицию, утверждали, что органические проявления эмоций - это следствие психических явлений. По Гербарту, эмоция представляет собой связь, которая устанавливается между представлениями. Эмоция - это психическое нарушение, вызываемое рассогласованием (конфликтом) между представлениями. Это аффективное состояние непроизвольно вызывает вегетативные изменения [38].

Представители другой позиции - сенсуалисты, наоборот, заявляли, что органические реакции влияют на психические явления [38].

В эволюционной теории эмоций, Ч. Дарвин показал эволюционный путь развития эмоций и обосновал происхождение их физиологических проявлений. Суть его представлений состоит в том, что эмоции либо полезны, либо представляют собой лишь остатки (рудименты) различных целесообразных реакций, которые были выработаны в процессе эволюции в борьбе за существование [15].

В ассоциативной теории В. Вундта, его представления об эмоциях довольно эклектичны. С одной стороны, он придерживался точки зрения Гербарта, что в некоторой степени представления влияют на чувства, а с другой стороны, считал, что эмоции - это, прежде всего внутренние изменения, характеризующиеся непосредственным влиянием чувств на течение представлений. "Телесные" реакции Вундт рассматривает лишь как следствие чувств. По Вундту, мимика возникла первоначально в связи с элементарными ощущениями, как отражение эмоционального тона ощущений, высшие же, более сложные чувства (эмоции) развились позже [22].

Американский психолог У. Джемс выдвинул "периферическую" теорию эмоций, основанную на том, что эмоции связаны с определенными физиологическими реакциями. Независимо от У. Джемса, датский патологоанатом К.Г. Ланге в 1895 году опубликовал работу, в которой высказывал сходные мысли. Но если для первого органические изменения сводились к висцеральным (внутренним органам), то для второго они были преимущественно вазомоторными. С позиции теории Джемса - Ланге, акт возникновения эмоции выглядит следующим образом: "раздражитель - возникновение физиологических изменений - сигналы об этих изменениях в мозг - эмоция (эмоциональное переживание). Смысл этого парадоксального утверждения заключается в том, что произвольное изменение мимики и пантомимики приводит к непроизвольному появлению соответствующей эмоций [22].