Смекни!
smekni.com

Взаимосвязь эмоционального интеллекта и тревоги у студентов (стр. 5 из 12)

Межличностная сфера касается "общественных навыков", способности взаимодействовать и ладить с другими.

В межличностной сфере, Р. Бар-Он выделяет такие способности, как эмпатия - это способность понимать, что другие люди могут чувствовать и думать. Социальная Ответственность - это способность сотрудничать с другими людьми и быть полезным членом своей социальной группы. Межличностные отношения - это умение завязывать и поддерживать отношения, которые взаимно благотворны и отмечены способностью к компромиссам и чувству социальной близости. Сфера приспособляемости (адаптивности) включает в себя способность быть гибким и реалистичным и решать ряд проблем по мере их возникновения.

В сферу адаптивности входит понимание (адекватная оценка) действительности - способность видеть вещи такими, какими они на самом деле являются, а не такими, как хочется их видеть. Гибкость - способность согласовывать свои чувства, мысли и действия с изменяющимися условиями.

Умение решать проблемы - способность определить проблему и затем перейти к созданию и выполнению эффективного, подходящего решения.

Сфера умения справиться со стрессом касается способности человека выдерживать стресс и контролировать свои импульсы.

В сферу управления стрессом входит: переносимость стресса -способность оставаться спокойным и сосредоточенным, конструктивно противостоять неблагоприятным событиям и противоречивым эмоциям. Контроль над импульсами - способность сопротивляться искушению или отложить порыв к немедленному действию.

В сферу общего настроения входит оптимизм - это способность поддерживать реалистичную положительную установку, особенно при неблагоприятных обстоятельствах [13].

Майер и Сэловей, в модели эмоционального интеллекта, выделяют четыре взаимосвязанных между собой компонента.

Точность oценки и выражения эмoций, характеризуется тем, что эмоции являются для человека сигналом о важных событиях, которые происходят в мире, будь это внутренний мир или внешний. Важно точно понимать как свои эмоции, так и эмоции, которые испытывают другие люди. Это умение представляет собой способность определить эмоции по физическому состоянию и мыслям, по внешнему виду и поведению. Использование эмоций в мыслительной деятельности влияет на то, как человек думаем и о чем думает.

Эмоции направляют внимание человека на важные события, готовят к определенным действиям и влияют на мыслительный процесс. Эта способность помогает понять, как можно думать более эффективно, используя эмоции. Под умением понимать эмоции, авторы подразумевают способность определить источник эмоций, классифицировать эмоции, распознавать связи между словами и эмоциями, интерпретировать значения эмоций, касающихся взаимоотношений, понимать сложные (амбивалентные) чувства, осознавать переходы от одной эмоции к другой и возможное дальнейшее развитие эмоции.

Управление эмоциями, по мнению авторов - это способность принимать эмоции вне зависимости от того, являются ли они желаемыми или нет, и выбирать стратегии поведения с их учетом. Эта способность относится к умению использовать информацию, которую дают эмоции, вызывать эмоции или отстраняться от них в зависимости от их информативности или пользы, управлять своими и чужими эмоциями [1, 2].

В отечественной психологии идея единства аффекта и интеллекта нашла свое отражение в трудах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна. Л.С. Выготский пришел к выводу о существовании динамической смысловой системы, представляющей собой единство аффективных и интеллектуальных процессов. С.Л. Рубинштейн, развивая идеи Л.С. Выготского, отмечал, что мышление уже само по себе является единством эмоционального и рационального [8,41].

Однако намеченные Л.С. Выготским подходы к пониманию единства аффекта и интеллекта в процессе развития человека пока не получили должной разработки. В современном обществе проблема компетентности в понимании и выражении эмоций стоит достаточно остро, поскольку в нем искусственно насаждается культ рационального отношения к жизни. В то же время К.Д. Ушинский, подчеркивая социальный смысл эмоций.

Действительно, культ рациональности и высокий образовательный ценз непосредственно не обеспечивают гуманистическое мировоззрение и эмоциональную культуру человека. По мнению Е.Л. Яковлевой, "осознание собственной индивидуальности есть не что иное, как осознание собственных эмоциональных реакций и состояний, указывающих на индивидуальное отношение к происходящему" [62 - с. 20-27].

Известно, что запрет на эмоции ведет к их вытеснению из сознания. в свою очередь, невозможность психологической переработки эмоций способствует разрастанию их физиологического компонента.

Согласно усовершенствованной модели, эмоциональный интеллект включает в себя следующие ментальные способности:

осознанная регуляция эмоций;

понимание (осмысление) эмоций;

различение и выражение эмоций;

ассимиляция эмоций в мышлении;

Таким образом, эмоциональный интеллект - устойчивая ментальная способность, часть обширного класса ментальных способностей. Эмоциональный интеллект может рассматриваться как подструктура социального интеллекта. В структуру эмоционального интеллекта входят способности к осознанной регуляции эмоций, пониманию (осмыслению) эмоций, ассимиляции эмоций в мышлении, различению и выражению эмоций.

В настоящее время существует потребность в дальнейшем исследовании феномена эмоционального интеллекта, его структуры, путей его развития, что сможет дать реальную возможность оптимизации взаимоотношений через более глубокое осознание эмоциональных процессов и состояний, возникающих между людьми в процессе межличностного взаимодействия. Развитие эмоционального интеллекта может рассматриваться как значимый фактор повышения психологической культуры общества в целом.

1.3 Психологическая природа тревоги

Тревога - отрицательно окрашенная эмоция, выражающее ощущение неопределённости, ожидание негативных событий, трудноопределимые предчувствия. В отличие от причин страха, причины тревоги обычно не осознаются, но она предотвращает участие человека в потенциально вредном поведении, или побуждает его к действиям по повышению вероятности благополучного исхода событий.

Обсуждая понятие тревоги, нельзя обойтись без ссылки на З. Фрейда. Именно он впервые выделил состояние тревоги, беспокойства и охарактеризовал это состоянием ожидания неопределенности, сопровождающееся чувством беспомощности. На данный момент изучению состояния тревоги посвящено огромное количество работ.

Термин "тревога" используется в многозначном понимании, из за того, что психологи данный термин используют в разных значениях. Тревога понимается и как временное психическое состояние, которое возникает под влиянием различных стрессовых факторов, как реакция на угрозу и т.д. Определения понятию "тревога" давали В.М. Астапов, Р. Лазарус, А.М. Прихожан и другие. В психологической литературе тревога чаще понимается как эмоциональное состояние, и в работах многих авторов сближается с эмоцией страха.

Но все-таки больше тревогу предпочитают рассматривать как особое состояние, рядом стоящее с аффектами и чувствами.

Необходимо отметить, что в настоящее время публикаций на тему изучения тревoги, увеличиваются с большой скоростью, но практически все они относятся к зарубежной науке.

Такие авторы как Ханин Ю. Л, Кэттел, Ч. Спилбергер различают тревожность как эмоциональное состояние и как индивидуальную психологическую особенность, которая проявляется в склонности интенсивно переживать состояние тревоги. В русском языке это обычно обознается терминами "тревога" и "тревожность".

Важную роль играют исследования по изучению функции тревожности и тревоги.

Эмпирическое исследование влияния тревоги на эффективность деятельности дает достаточно согласованные результаты. Результаты данных исследований показали, что тревога способствует достижения успеха в деятельности в простых для человека ситуациях и препятствует достижению успеха в сложных жизненных ситуациях.

Довольно неясно обстоят дела с изучением влияния тревоги на развитие личности.

На современном этапе влияние тревоги на личностное развитие обуславливается наличием данных клинических исследований. Таким образом, была установлена связь в эмпирических исследованиях, например между тревогой и уровнем притязаний, тревожностью и типами акцентуаций.

Но существует и обратная интерпретация полученных взаимосвязей, когда тревога рассматривается как производная от этих образований.

Значительные проблемы связаны с соотношением понятий тревоги и страха. Разграничение тревоги страха связано с именем С. Кьеркегора, который развел конкретный страх и безотчетный страх (тревога). На данный момент более распространена точка зрения, рассматривающая страх как реакцию на реальную опасность, а тревогу как переживание неопределенной, воображаемой самим человеком угрозы.

Согласно другой позиции, страх испытывается когда что-то угрожает существованию человека как живого существа, а тревога при социальной, личностной угрозе, в данном случае опасность понимается как угроза ценностям, потребностям человека. В некоторых работах страх рассматривается как базовая эмоция, а тревога как формирующаяся на ее основе, в комбинации с другими фундаментальными эмоциями [21,31].

Следовательно, согласно теории дифференциальных эмоций, тревога является устойчивым комплексом, который образуется в результате сочетания страха с другими базовыми эмоциями. Эта позиция носит локальный характер и за пределами данной указанной теории находит сравнительно мало последователей. И. Сарасон приводит различие между тревогой и страхом, исходя из направленности внимания: при страхе внимание человека направлено вовне, при тревоге оно фиксируется на внутреннем состоянии человека. Нередко, тревога и страх используются как взаимозаменяемые понятия.