Смекни!
smekni.com

Взаимосвязь эмоционального интеллекта и тревоги у студентов (стр. 7 из 12)

Существует пороговая теория, а также теория релаксации. Однако имеются убедительные доказательства в пользу того, что данные, подтверждающие эти теории, отсутствуют. Теория оптимального возбуждения, базирующаяся на работе Ю.Л. Ханина, рассматривает "полезную тревогу". Каждому индивиду присуща "зона оптимального функционирования" (ЗОФ), при этом эффективность деятельности оказывается наилучшей, когда уровень возбуждения находится в пределах ЗОФ [56].

Другой специалист по тревоге, В.М. Астапов работал над разработкой единой концептуальной схемы проявления тревоги на основе ее функционального назначения. Автор считает, что тревога предвосхищает тот или иной вид опасности, предсказывает неприятную ситуацию и сигнализирует об этом индивиду. Сигнализируя о неопределенности опасности, тревога побуждает к активному поиску ее источников. Действия тревоги могут распространяться далеко за рамки реальной ситуации, перенося субъекта, как в будущее, так и в прошлое.

Субъект по собственной инициативе выходит за рамки предложенного ему задания, сам организует процесс постановки новых целей и способов их достижения. Совершая поисковую активность навстречу угрожающему объекту, субъект уменьшает тревогу. В.М. Астапов на основании функционального подхода рассматривает тревогу как сложный процесс, включающий когнитивные, аффективные и поведенческие реакции на уровне целостной личности [5].

Этот процесс развертывается в ситуации, субъективно оцениваемой как потенциально опасной. Тревога ориентирована на поиск этой опасности и оценку средств по ее преодолению. При этом способность выйти за пределы возможностей конкретной угрожающей ситуации является основой в успешном преодолении экстремальной ситуации.

3. Фрейд считал тревогу фундаментальной проблемой. Его отношение к этому вопросу находилось в процессе постоянного развития. В первой концепции тревоги 3. Фрейд отмечал, что человек воспринимает свои либидозные импульсы как нечто опасное и вытесняет их из сознания, в результате они автоматически превращаются в тревогу и выражаются в форме "свободно плавающей" тревоги или в виде симптомов, которые можно считать эквивалентами тревоги. Источником тревоги является страх потери матери или страх отделения от матери, следовательно, это страх потери ценностей.

В процессе дальнейшей своей работы теория либидо отходит на второй план. Во второй теории "Я" осуществляет функцию вытеснения с помощью "десексуализированного" либидо, а опасность (реакцией на которую является тревога) заключается в нарушении, которое вызвано усилием стимулов, требующих какого-то определенного ответа.

Важно также отметить, что если раньше он думал, что вытеснение порождает тревогу, то впоследствии стал говорить, что тревога порождает вытеснение. Это представление предполагает, что тревога и ее симптомы возникают из стремления человека избежать опасных ситуаций в мире взаимоотношений. Эта тенденция рассматривать тревогу как отражение попытки человека справиться с окружающей средой выразилась в том, что З. Фрейд чаще использует выражение "опасная ситуация", а не просто "опасность С помощью тревоги, "Я" воспринимает и интерпретирует опасную ситуацию.

Наряду с невротической тревогой, 3. Фрейд выделяет реальную тревогу. Реальная тревога представляет собой реакцию на восприятие внешней опасности, т.е. ожидаемого предполагаемого повреждения. Появление реальной тревоги зависит от состояния нашего знания и от ощущения собственной силы перед внешним миром. При этом целесообразность появления этого состояния 3. Фрейд объясняет тем, что тревожащая ситуация характеризуется готовностью к опасности. Это выражается в повышенном сенсорном внимании и моторном напряжении. Отсутствие готовности к опасности может привести к серьезным последствиям.

Далее 3. Фрейд отмечает, что чем больше развитие тревоги ограничивается только подготовкой, только сигналом, тем беспрепятственней совершается переход "готовности к тревоге" в действие, тем целесообразнее протекает весь процесс. Развитие же тревоги является нецелесообразным, по мнению автора [5].

Отто Ранк, рассматривал тревогу как составную часть развития и индивидуализации человека. Он был убежден, что вся человеческая жизнь -это непрерывная череда отделений. Тревога есть опасение, сопровождающее каждое отделение субъекта. При этом первичная тревога - тревога отделения от ситуации полного единства с матерью, когда человек попадает в абсолютно новые условия существования в окружающем мире.О. Ранк использует одно слово страх для обозначения, как тревоги, так и страха. При этом, описывая первичный страх, он говорит о недифференцированном ощущении опасности, то есть дает определение тревоге.

Он рассматривает две формы страха - страх жизни и страх смерти. Страх жизни есть тревога перед любой новой возможностью, которая предполагает автономное действие. Такая тревога появляется в тот момент, когда человек ощущает присутствие в себе творческих способностей. Она является развивающей. Страх смерти характеризует тревогу потери своей личности. Эта тревога возникает у человека тогда, когда он застывает в ситуации зависимых симбиотических отношений. При этом каждый человек ощущает в себе две эти противоположные формы тревоги. Невротик не способен найти равновесие между этими двумя формами тревоги. Здоровый, творческий человек способен преодолевать тревогу в должной мере, чтобы раскрыть свои возможности, чтобы справляться с кризисами отделения, которые неизбежно сопутствуют росту и развитию [5].

У Альфреда Адлера проблема тревоги входит в его центральную и универсальную концепцию чувства неполноценности. Он утверждает, что человек является единым и самосогласующимся организмом. Ни одно явление жизненной активности нельзя рассматривать в изоляции, а лишь только в соотношении с личностью в целом. Структуру согласующейся и единой личности А. Адлер определял как стиль жизни. Любое поведение личности отражает ее индивидуальное субъективное восприятие реальности. Люди живут в соответствии с их собственной "схемой апперцепции".

При этом все, что делают люди, имеет целью преодоление ощущения своей неполноценности и упрочение чувства превосходства. Термин "чувство неполноценности" А. Адлер использует, как если бы другие психологи использовали термин "тревога". Он отличает факт неполноценности от "чувства неполноценности". Чувство неполноценности формируется в сравнении с другими людьми. Субъект начинает воспринимать свое "Я" как нечто неполноценное. Это чувство по поводу своего "Я", связанное с объективным положением вещей, порождает стремление компенсировать свою неполноценность и достичь безопасности с помощью своего превосходства. Он полагает, что чувство неполноценности является источником всех устремлений человека к саморазвитию, росту и компенсации. При этом на протяжении своего жизненного пути А. Адлер менял представление об устремлениях: на начальных этапах создания концепции конечной целью человеческой жизни являлось желание быть агрессивным, далее быть могущественным и на последнем этапе - быть недосягаемым.

Стремление к превосходству А. Адлер считал фундаментальным законом человеческой жизни. Оно является врожденным, однако, это чувство необходимо воспитывать и развивать, если есть желание реализовать свой человеческий потенциал. А. Адлер утверждает, что важнейшим фактором развития невротического характера является субъективная установка по отношению к своей неполноценности. Невротическое чувство неполноценности является движущей силой формирования невротического характера. Автор считает, что тревога невротика блокирует его активность и заставляет человека вернуться к предшествующему состоянию безопасности. Поэтому она мотивирует уклонение от принятия решений и от ответственности.

Ролло Мэй называет тревогу А. Адлера "псевдотревогой" [33]. Он также отмечает, что отличие псевдотревоги от подлинной тревоги является наиболее важной задачей познания.

Серьезный анализ тревоги рассматривается у Карен Хорни. Она пишет, что, как и страх, тревога является эмоциональной реакцией на опасность. Но в отличие от страха, тревoга характеризуется расплывчатостью и неопределенностью. Даже если имеется конкретная опасность, тревога связана с ужасом перед неизвестным. Во-вторых, отмечает К. Хорни, ссылаясь на Н.Д. Гольдштейна, тревoга вызывается такой опасностью, которая угрoжает ядру личности. Но так как ценности у всех различны, вследствие этого обнаруживаются различные вариации того, что переживается конкретным субъектом как смертельная угроза. И третьей характеристикой является, в отличие от страха, чувство беспомощности перед надвигающейся опасностью. Беспомощность может быть обусловлена как внешними факторами, так и внутренними.

Для Карен Хорни представляет интерес невротическая тревога, поэтому анализ этой тревоги глубоко дифференцирован. Она отмечает, что существует диспозиция между действительной опасностью и интенсивностью тревоги. Источником опасности является величина инстинктивного напряжения или карающая сила "Сверх-Я" (3. Фрейд). Опасности подвергается "Я"; беспомощность порождается слабостью "Я", его зависимостью от "Оно" и "Сверх - Я". Источник угрозы у невротика очень часто является выражением его субъективного состояния и не указывает на реальную опасность.

Основой всех неврозов Карен Хорни считает "базальную тревогу", которую она описывает как чувство собственной незащищенности, слабости, беспомощности, незначительности в этом предательском, атакующем, унижающем, злом, полном зависти и брани мире. Эта тревога возникает в детстве, когда родители обделяют ребенка вниманием.