Смекни!
smekni.com

Основы психологии (стр. 13 из 88)

Функции самосознания:

* Благодаря самосознанию, человек может осознавать себя как индивидуальную реальность, отдельную от природы и других людей. Он становится существом не только для других, но и для себя. Основным значение самосознания, по мнению А.Г.Спиркина, следует считать «просто сознание нашего наличного бытия, сознание собственного существования, сознание самого себя, или своего "я"».

* В.В. Столин говорит о самосознании как о феномене, позволяющем сохранить постоянство собственного поведения и испытывать чувство ответственности за социальные ценности, усвоенные индивидом. * Структуры самосознания могут мотивировать к определенной деятельности, могут участвовать в целеобразовании (т.е., в подборе таких целей, служащих достижению мотива, которые согласуются с «Я-образом», с представлениями о своих возможностях, правах, обязанностях, долге). * Самосознание в его когнитивной и эмоциональной формах может детерминировать отношение к окружающим, а так же стиль и характер общения с ними. * Самосознание в форме самопознания и самоотношения может влиять на развитие тех или иных черт личности, и, следовательно, личности в целом. * Самосознание может служить формой самоконтроля в разных деятельностных проявлениях человека. * Самосознание является венцом развития высших психических функций, позволяя человеку, отражая внешний мир, выделяя себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относится к себе. Осознание себя в качестве некоторого устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая независимо от меняющихся ситуаций способна оставаться сама собой.

Рассмотрим уровни и единицы самосознания. А.Н. Леонтьев, рассматривавший проблему самосознания как проблему «высокого жизненного значения, венчающую психологию личности», расценивал ее в как проблему «нерешенную, ускользающую от научно-психологического анализа».

Чеснокова предлагает различать два уровня самосознания по критерию тех рамок, в которых происходит соотнесение знаний о себе. На первом уровне такое соотнесение происходит в рамках сопоставления «Я» и «другого человека». Сначала некоторое качество воспринимается и понимается в другом человеке, а затем оно переносится на себя. Соответствующими внутренними приемами самопознания является преимущественно самовосприятие и самонаблюдение. На втором уровне соотнесение знаний о себе происходит в процессе аутокоммуникации, т.е. в рамках «Я» и «Я». Человек оперирует уже готовыми знаниями о себе, в какой- то степени уже сформированными, полученными в разное время, в разных ситуациях. В качестве специфического внутреннего приема самопознания Чеснокова указывает здесь самоанализ и самоосмысление. На этом уровне человек соотносит свое поведение с той мотивацией, которую он реализует. Оцениваются и сами мотивы с точки зрения общественных и внутренних требований. Высшего уровня развития самосознание на втором уровне достигает при формировании жизненных планов и целей, жизненной философии в целом, своей общественной ценности, собственного достоинства.

В качестве единицы самосознания А.Н. Леонтьев выделяет личностный смысл, который порождается как отношение к мотиву или цели релевантных их достижению качеств субъекта и оформляется в самосознании в значениях (когнитивный аспект) и эмоциональных переживаниях (эмоциональный аспект).

Таким образом, как единица самосознания «смысл Я» содержит когнитивный, эмоциональный и отношенческий компоненты. Множественность деятельностей человека приводит к множественности смыслов «Я», пересечение деятельностей - к поступкам (действие, объективно связанное с двумя мотивами так, что служит шагом в направлении к одному из них и одновременно шагом в направлении от другого), поступки - конфликтным смыслам «Я» (позитивный смысл к одному мо-гву и негативный смысл в отношении к другому в одних обстоятельствах), конфликтный смысл «Я» запускает дальнейшую работу самосознания.

В.В. Столин так и выделяет в качестве единицы самосознания «конфликтный смысл Я», отражающий столкновение различных жизненных отношений человека, его мотивов и деятельностей. Внутриличностные преграды, их столкновение в поступке, реальном или воображаемом, являются основой для отношения к себе.

Рассмотрим еще проблематику возникновения самосознания у ребенка, в которой можно выделить несколько мнений. Так, Бехтерев считает, что самосознание в развитии ребенка предшествует сознанию, т.е. ясным и отчетливым представлениям предметов. Самосознание в его простейшей форме состоит в неясном чувствовании собственного существования. Выготский и Рубинштейн полагали, что самосознание ребенка есть этап в развитии сознания, подготовленный развитием речи и произвольных движений, ростом самостоятельности, вызванным этим развитием, а так же связанными с этими процессами изменениями во взаимоотношениях с окружающими (2-3 года).

Мясищев придерживается точки зрения, согласно которой самосознание возникает в связи с выражением в отчетливой форме эмоционального отношения к окружающему. Скорее всего, происхождение самосознания полимодально. Разные системы отношений, включающие человека как природное существо, как объект и как субъект общественных отношений и человеческих деятельностей, порождают и разные аспекты его самосознания, выражающиеся в разнообразных, не сводимых друг к другу феноменах.

Вопрос 14. Психологическая теория деятельности. Виды деятельности

Эта теория начала разрабатываться в советской Т в 20-30-е годы. Авторы теории деятельности взяли на вооружение философию К. Маркса, и, прежде всего, ее главный для У тезис о том, что не сознание определяет бытие, деятельность, а наоборот, бытие, деятельность человека определяет его сознание.

Деятельность — те специфические процессы, которые осуществляют то или иное жизненное, т.е. активное, отношение субъекта к действительности. Деятельность – активное взаимодействие с окр действительностью, в ходе кот субъект целенаправленно воздействует на объект и удовлетворяет т.о. свои потреб-ти. Имеет сложное иерархическое строение. Главный тезис – не сознание определяет бытие, деят-ть чел, а бытие, деят-ть определяет его сознание. Основные понятия теории – деят-ть, сознание, лич-ть. Уровни деят-ти: особые виды деят-ти – уровень действий – уровень операций – уровень психо-физиол ф-ций. Особые виды деят-ти: игра, учение, труд. Игра – в ней ребенок моделирует общественные отношения взрослых. Учение – процесс систематического овладения знаниями, умениями, навыками, необходимыми для трудовой деят-ти. Труд – деят-ть, направленая на создание общественно полезного продукта, удовлетворяет материальные и духовные потреб-ти людей. Однако то же понятие можно применить к массе др активностей чел: забота о воспитании ребенка, увлечение спортом и т.д. Действие – процесс, направленый на реализацию цели. Цель – образ желаемого рез, сознательный образ. Действие - это основная единица анализа деятельности. Действие - это процесс, направленный на реализацию цели. Цель - это образ желаемого результата, т.е. того результата, который должен быть достигнут в ходе выполнения действия. Характеризуя понятие «действие» можно выделить следующие 4 момента: 1. действие включает в качестве необходимого акт сознания в виде постановки и удержании цели. данный акт сознания не замкнут в самом себе, а «раскрывается» в действии. 2.действие - это одновременно и акт поведения, следовательно, теория деятельности сохраняет так же достижения бихевиоризма, делая объектом изучения внешнюю активность животных и человека. Однако в отличие от бихевиоризма она рассматривает внешние движения в неразрывном единстве с сознанием. Ведь движение без цели - это скорее несостоявшееся поведение, чем его подлинная сущность (принцип единства сознания и поведения). Итак, первые два пункта, по которым теория деятельности отличается от предшествующих концепций, состоят в признании неразрывного единства сознания и поведения. 3.через понятие действия теория деятельности утверждает принцип активности, противопоставляя его принципу реактивности. Принцип активности и принцип реактивности различаются по тому, где согласно каждому из них должна быть помещена исходная точка анализа деятельности: во внешней среде или внутри организма. Деятельность - активный целенаправленный процесс (принцип активности). 4.понятие действия выводит деятельность человека в предметный и социальный мир. Действия человека предметны, они реализуют социальные - производственные и культурные — цели (принцип предметности человеческой деятельности и принцип ее социальной обусловленности). Выделяют следующие виды действий:

1. внешние, которые выполняются с помощью внешнего двигательного аппарата. Эти действия предметны и направлены на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира; 2. внутренние (умственные), которые выполняются в уме, во внутреннем плане, в плане сознания. Среди умственных действий выделяют:

a) перцептивные (те, которые формируют целостный образ восприятия предметов и явлений); b) мнемические (те, которые обеспечивают фиксацию, хранение и воспроизведение информации); c) мыслительные (те, которые обеспечивают решение задач); d) имажитивные (те, которые обеспечивают процессы воображения в процессах творчества). Деятельность и действия не совпадающие между собой в реальности, что выражено у Леонтьева в формуле: «деятельность не носит аддитивный характер», т.е деятельность не есть простая сумма отдельных действий, т.е. одно и тоже действие может относиться к разным деятельностям, оно может переходить из одной деятельности в другую. Одна и та же деятельность состоит из разных действий. Один мотив порождает много разных действий.

Принципы теории деят-ти: 1. Действие включает акт сознания в виде постановки и удержания цели (т.е. желаемого рез), но данный акт сознания не замкнут в самом себе, а раскрывается в действии. 2. Действие – это акт поведения, взаимосвязанный с сознанием. Вывод: неразрывность сознания и поведения. 3. Через понятие действие вводится принцип активности, противопоставляя его принципу реактивности (реактивность подразумевает ответное действие на стимул, т.е. стимул является активным компонентом, а активность с т.зр. теории деят-ти – это св-во самого субъекта). Источник активности находится в самом субъекте в форме цели, на достижение кот направлено действие. 4. Действия чел предметны; они реализуют соц: производственные и культурные цели. Принцип предметности чел деят-ти и принцип ее соц обусловленности. Операция – способ выполнения действия. Хар-р используемых операций зависит от условий (внутр средства, внешн обстоятельства), в кот совершается действие. Операция — способ выполнения действия. зависит характер используемых операций от условий, в которых совершается действие. Если действие отвечает собственно цели, то операция отвечает условиям, в которых эта цель дана. При этом под условиями подразумеваются как внешние обстоятельства, так и возможности, или внутренние средства, самого действующего субъекта. Главное их свойство состоит в том, что они мало осознаются или совсем не осознаются. По существу, уровень операций заполнен автоматическими действиями и навыками. Операции бывают двух родов: одни возникают путем адаптации, прилаживания, непосредственного подражания, другие возникают из действий путем их автоматизации. Причем операции первого рода практически не осознаются и не могут быть вызваны в сознание даже при специальных усилиях. Операции второго рода находятся на границе сознания. Цель, данная в опред условиях, называется задачей. Уровень операций – уровень автоматических действий и навыков. 1ые – возникают путем адаптации, подражания (не осознаются), 2ые – сознательные действия, благод автоматизму, ставшие навыками (на грани сознания). Признак, разграничивающий действие и операции – соотношение м/ду степенью осознанности выполнения деят-ти. Действия могут превращаться в операции, и операции в действия (прим с печкой блинов; речью). Психо-физиол ф-ции – это физиол обеспечение психич процессов (это ряд возможностей нашего организма: способ-ть к ощущению, моторные способ-ти, возможность фиксации следов прошлых воздействий) ( напр, опосредованное запоминание возможно только благод врожденной мнемической ф-ции). Психо-физиол ф-ции – это органический фундамент процесса деят-ти. Без опоры на них невозможны были бы не только выполнение действий, но и постановка самих задач.