Смекни!
smekni.com

Основы психологии (стр. 3 из 88)

Вопрос 3. Определение психологии как науки. Различные представления о предмете психологии

При делении наук на гр по признаку предмета изучения выделяют: естественные (изучают природу), гуманитарные (общ-во, культуру, историю), технические (средства производства и орудия труда). П принято относить к гуманитарным, т.к. чел сущ-во соц. Понятие П имеет как научный (употребляется для обозначения соответствующей научной дисциплины), так и житейский смысл (описание поведения, психич особ-тей людей). Отличие житейских знаний от научных: А) Знания конкретны – Знания обобщены Б) Интуитивный хар-р Знаний – Знания рациональны и осознаны В) Передача Знаний затруднена – Знания накапливаются и передаются Г) Источник Знаний (наблюдение) – источник Знаний (экспер-т) Д) Знания ограничены – Знания постоянно расширяются. Слово «П» в переводе на русский язык с греческого означает «наука о душе». В научном употреблении термин «П» впервые появился в 16 в. Сначала он относился к особой науке, кот занималась изучением душевных (психич явлений), кот каждый чел обнаруживает в собственном сознании в рез самонаблюдения. Позже, в 17-19 в область, изучаемая П, расширяется и включает не только осознанные, но и неосознанные явления. Психология – это наука о психике и психич явлениях. Психические явления – это 1) психич процессы 2) психич состояния 3) психич св-ва лич-ти. 1) Психич процессы выступают в кач-ве первичных регуляторов поведения чел, имеют опред начало, течение и конец, т.е. обладают опред динамическими хар-ками (это параметры, определяющие длительность и устойчивость психич процессов). На основе этих процессов формируются знания, умения, навыки. Психич процессы – это познавательные, эмоциональные, волевые. Познавательные – связаны с восприятием и переработкой инф-ции (это ощущение, восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь, внимание). Благод им мы получаем сведения об окр мире и себе. Благод эмоциональным психич процессам любая инф-ция имеет для нас эмоц окраску (аффекты, эмоции, чувства, настроения, эмоц стресс). «+» эмоции благопр сказываются на деят-ти, «-» затрудняют деят-ть. Но, бывает так, что «-» эмоция побуждает к активности, к преодолению преград. Т.о. для формирования поведения чел существенны не только эмоции, но и волевые психич процессы, кот наиб ярко проявляются в ситуациях, связанных с принятием решения, преодолением трудностей, управления своим поведением. Иногда выделяют неосознаваемые психич процессы (протекают вне контроля сознания). 2) На основе психич процессов формируются психич состояния, кот характеризуют состояние психики в целом. Так же имеют свою динамику (длительность, направленность, устойчивость, интенсивность). Эти состояния влияют на рез психич процессов и могут способствовать или тормозить деят-ть. Это подъем, угнетенность, страх, бодрость, уныние. Они хар-ся динамичностью, однако, есть преобладающие, наиб постоянные. 3) Психич св-ва лич-ти – наиб существенные особ-ти лич-ти, обеспечивающие опред кол-ный и кач-ный уровень деят-ти и поведения чел (направленность, темпер-т, способ-ти, хар-р). Они хар-ся большей устойчивостью и постоянством. Уровень развития психич св-в, особ-ти развития психич процессов и преобладающие психич состояния определяют неповторимость чел, его индивид-ть. Предметом П является психика и психич явления как одного конкретного чел, так и психич явления, наблюдаемые в гр и коллективах. Главная задача – исследованиее психич явлений.

Гальперин П.Я. – Эволюция предмета. Душа признавалась всеми до начала 18 в., до того, как сложились основные представления, а затем и первая система психологии современного типа. Представления о душе были главным образом идеалистическими. Но были и материалистические теории души. Они вели свое начало от представлений Демокрита и описывали душу как тончайшую материю, пневму, частицы которой — круглые, гладкие и чрезвычайно активные — проникали между более крупными и менее подвижными атомами и, толкая, приводили их в движение. Душа считалась причиной всех процессов в теле, включая и собственно «душевные движения».

Критика: Принципиальный недостаток этого примитивного материалистического представления о душе заключался в том, что душа признавалась особой причиной — первопричиной этих движений. А это значило: все воздействия на тело были для души лишь поводами, на которые она могла отвечать «как хотела». А почему она хотела так или иначе, это зависело только от нее самой, от ее «природы» и далее не подлежало объяснению.

Явления сознания как предмет психологии.Место души заняли явления, которые мы фактически наблюдаем, находим «в себе», оборачиваясь на свою «внутреннюю душевную деятельность». Это наши мысли, желания, чувства, воспоминания и т. д., которые каждый знает по личному опыту и которые, как факты этого внутреннего опыта, суть нечто несомненное. Джон Локк, которого можно считать основоположником такого понимания предмета психологии, был прав, указывая на то, что, в отличие от души, явления сознания суть нечто не предполагаемое, а фактически данное, и в этом смысле такие же бесспорные факты внутреннего опыта, какими являются факты внешнего опыта, изучаемые прочими науками. Критика: невозможность объективно установить исходные данные: четко разграничить явления сознания, выделить их компоненты, определить их интенсивность, взаимодействие представлений и т. д. Величайшей исторической заслугой «физиологической психологии» остается введение эксперимента в психологию. Но в той форме, в какой он применялся в «физиологической психологии», эксперимент опирался на ложную идею психофизического параллелизма и, естественно, не мог вывести психологию из оков субъективизма.

Поведение как предмет психологии. с поведением как предметом психологии повторилось то же, что с явлениями сознания. Несостоятельность его обнаружилась по двум линиям.

Во-первых, хотя поведение, бесспорно, есть нечто объективное, однако его психологическое содержание (психологическое по тем критериям, которыми тогда располагала, да и теперь располагает психология) оказалось таким же недоступным объективной регистрации, как и в явлениях сознания. С помощью киносъемки, кинограммы, электромиограммы, электроэнцефалограммы и т. д. можно зарегистрировать лишь физические и физиологические изменения: движения тела и его органов, сокращение мышцы, их биотоки, биотоки мозга, сосудистые и секреторные реакции и т. п. Но движения (а тем более другие изменения организма) — это еще не поведение. Конечно, они как-то свидетельствуют о поведении, но это свидетельство непрямое.

Во-вторых, еще одна и, пожалуй, основная несостоятельность бихевиоризма обнаружилась в том, что, желая изучать поведение без явлений сознания (которые будто бы радикалъно нарушают объективность исследования), представители бихевиоризма оказались перед жестким выбором: или перейти к изучению физиологических механизмов поведения, т. е. стать физиологами и сказать: нет никакой психологии, даже бихевиористической, есть только физиология поведения; или изучать механизмы поведения без физиологии, т. е. только как соотношение стимулов и реакций. Такова была фундаментальная позиция «классического» бихевиоризма. Но очень скоро, уже в конце 20-х годов, стало очевидно, что нельзя объяснить ни поведение человека, ни поведение животного одним сочетанием наличных стимулов и прошлого опыта; что в промежутке между действием стимулов и поведенческими реакциями происходит какая-то активная переработка поступающей информации, которую нельзя свести к влиянию следов прошлого опыта; что это какие-то активные процессы, без учета которых не удается объяснить реакцию животного на наличные стимулы. Так возникает «необихевиоризм» с его важнейшим понятием «привходящих (или промежуточных) переменных»и отменяется основное положение первоначального бихевиоризма (который теперь нередко называют наивным). Словом, в качестве нового учения о предмете психологии бихевиоризм оказался дважды несостоятелен: он не смог выделить психологическое содержание поведения и не сумел объяснить поведение без помощи традиционных психологических «переменных».

Развитие взглядов на психическую деятельность в советской психологии Предмет психологии и психическая деятельность — не одно и то же, но представления о них тесно связаны. Понимание природы и проявлений психической деятельности, получившее теоретическое и экспериментальное развитие в работах советских психологов, в решающей степени способствовало формированию той концепции предмета психологии, которую мы пытаемся далее изложить в настоящем «Введении».

Ориентировочная деятельность как содержание психики. Ориентировочная деятельность заключается в том, что субъект производит обследование ситуации, содержащей в себе элемент новизны, подтверждает или изменяет смысловое и функциональные значения ее объектов, примеривает и видоизменяет свои действия, намечает для них новый или подновленный путь; далее, в процессе исполнения, приходится активно регулировать ход действий по этим несколько измененным и, следовательно, несколько обновленным, но условно еще не закрепленным значениям объектов.