Смекни!
smekni.com

Психолого-педагогические условия развития эмоционально-творческой культуры младшего школьника (стр. 10 из 14)

Вторая серия. Экспериментатор описывает ситуацию и предлагает ее изобразить.

1 ситуация – показать печальное, страдающее лицо мамы, капризного плачущего мальчика и сочувственное лицо девочки; 2 ситуация - показать строгое лицо преподавателя, смеющихся и затем смутившихся детей, испуганное лицо мальчика;

3 ситуация – как мальчик не хочет показать, что он замерз;

4 ситуация – показать обиду девочки;

5 ситуация – показать неподдельную радость за другого.

Если дети недостаточно выразительно или неправильно изображают чувства и эмоции персонажей, экспериментатор вновь описывает ситуации и подробно рассказывает, что испытывает каждый из персонажей.

Обработка данных.

Анализируют, как дети воплощают эмоциональные состояния героев в сценках. Делают вывод о выразительности и богатстве экспрессивно- мимических средств общения и развитости умения сопереживать другим людям. Оценка результатов проводится по трем уровням.

1) Высокий уровень эмоциональных проявлений.

Хорошо воплощают в инсценировках эмоциональные состояния героев. Активны, самостоятельны, изобретательны. Передают характер персонажей; при исполнении роли раскрепощены.

2) Средний уровень эмоциональных проявлений.

Хорошо, однако, не достаточно точно воплощают эмоциональные состояния героев. Достаточно высокого уровня активности и самостоятельности не проявляют. В действиях детей преобладает некая неуверенность, стеснительность, скованность.

3) Низкий уровень эмоциональных проявлений.

Ребенок неохотно соглашается или отказывается выполнять задание. Не может передавать, воплощать эмоциональные состояния героев в сценках.

В соответствии с выдвинутой нами третьей задачей опытно-экспериментальной работы: определение особенностей работы педагога по развитию эмоционально-творческой культуры детей младшего школьного возраста, педагогам образовательных учреждений предлагается следующая анкета.

III. 1. Анкета для педагогов

Цель: выяснить, как понимают преподаватели значение развития эмоционального мира ребенка, его проявление и коррекцию, связь развития эмоциональной и творческой культуры ребенка и какую работу для развития эмоционального мира ребенка и его творческих способностей они считают основной.

Были составлены вопросы анкеты, которые мы условно разделили на 3 блока, для более четкого проведения их анализа.

1 блок.

а) Что Вы понимаете под эмоциональным миром человека (ребенка в частности)?

б) Как ребенок выражает свои эмоции, через что?

в) Умеют ли дети выражать свои эмоции?

г) Какая работа организуется по развитию эмоционального мира ребенка и коррекции эмоциональных проявлений?

2 блок.

а) Как Вы понимаете, что такое творческая культура человека

(в частности ребенка)?

б) Какую роль в развитии творческой культуры ребенка младшего школьного возраста играет своевременное выявление способностей в творческой сфере (музыкальных, хореографических и так далее)?

в) Какие условия Вы создаете в образовательном учреждении для развития и совершенствования творческой культуры детей?

г) Какая работа (кружки, студии и тому подобное) организуется по развитию творчества младших школьников?

3 блок.

а) Согласны ли Вы с тем, что развитие эмоциональной культуры детей младшего школьного возраста оказывает непосредственное влияние на развитие их творческой культуры?

б) Возможно ли одновременное развитие эмоционально-творческой культуры младшего школьника?

Данные в ходе наблюдения мы будем заносить в протоколы, и далее на основе этих результатов делаем вывод о работе педагога по нашей проблеме.

Для решения четвертой задачи мы решили организовать студийную работу, направленную на развитие эмоционально-творческой культуры младшего школьника. В студии работа будет проводиться с экспериментальной группой детей, в количестве десяти человек. Работа в студии осуществляется в соответствии со следующими принципами:

1. Безопасность

Создание атмосферы доброжелательности, принятия каждого ребенка.

2. Возрастное соответствие.

Предлагаемые упражнения учитывают возможности детей данного возраста.

3. Преемственность.

Каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь формирует «зону ближайшего развития»

4. Деятельностный принцип.

Задачи развития психических функций достигаются через использование видов деятельности, свойственных данному взрасту: игровая (сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, игры с правилами), продуктивная, конструктивная, изобразительная, начальные формы учебной деятельности, общение.

5. Сочетание статичного и динамичного положения детей.

Упражнения и игры статичного характера перемежаются подвижными играми.

6. Наглядность.

Активное использование предметной среды.

7. Дифференциальный подход.

Учет индивидуальных особенностей.

8. Рефлексия.

Совместное обсуждение понятого, увиденного, почувствованного на занятии и краткое резюме педагога в конце занятия.

9. Конфиденциальность.

Адресность информации о ребенке родителям, педагогам, воспитателям; недопустимость медицинских диагнозов; акцент на рекомендациях.

Теоретической основой данной программы является работы

Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьва, Л.А. Венгера и А.Л Венгера. В практической реализации задач программы психологи опираются на методические пособия Л.А. Венгера, О.М. Дьяченко, О.В. Хухлаевой, М.Н. Чистяковой, Г.А. Цукерман, Б.П. Никитина и других.

Студийная работа содержит следующие тематические блоки:

1.Введение в мир эмоций.

2. Развитие творческой культуры.

3. Развитие коммутативных навыков и развитие групповой сплоченности посредством тренинговой работы.

Каждое занятие включает в себя игры к упражнениям из разных тематических блоков. В занятиях учитываются особенности игровых и познавательных мотивов детей, уровень интеллектуального развития детей, конкретной группы, эмоциональная проблематика детей и тому подобное.

Студийная работа рассчитана на три учебных года и носит цикличный характер. Каждый учебный год состоит из 36 занятий. Продолжительность занятия – 30 минут. Занятия проводятся 2 раза в неделю в сочетании с тренинговыми играми и упражнениями.

Всю нашу работу в студии можно условно разделить на три блока.

Первый блок включает в себя занятие по развитию эмоционального мира ребенка.

Задачами работы являются:

1. Воспитание интереса к окружающим людям, развитие чувства понимания и сопереживания;

2. Развитие произвольности поведения;

3. Развитие рефлексии (осознания эмоций, их проявления у себя и окружающих);

4. Работа с эмоциональными проблемами (страхи, тревожность, самооценка) и так далее;

5. Мотивационная готовность к принятию позиции школьника.

На первом этапе мы налаживали взаимодействие с детьми, стили общения. Эта работа строилась по следующим принципам:

1. Создание атмосферы, благоприятствующей появлению новых идей и мнений, атмосферы, которая может вдохновлять ребенка, вселять уверенность в себя, поощрять интересы и развивать творческое начало.

2. Создание климата взаимного доверия, психологической безопасности (следует помнить: критическое высказывание в адрес детей подавляет их творческие способности).

3. Восхищение каждой идеей детей.

Для налаживания контакта с детьми мы организовали специальную работу, в которую входили следующие приемы:

· беседы о различных видах искусства;

· играем в словесные игры;

· выслушиванием выступления детей;

· инсценирование стихов, басен;

· придумывание фантастических объектов: растений, животных, игрушек, установление фантастических объектов с реальным миром;

· сочинение фантастических гипотез (что было бы, если);

· сочинение сказок с использованием приемов «оживления»

Эти приемы способствуют раскрепощению детей, установлению гармоничных отношений со сверстниками, формируют умения свободно держаться перед аудиторией.

Второй этап нашей работы – это непосредственные занятия в студии. До раскрытия специфики занятий в нашей студии, мы хотим отметить, что это не обычное занятие с обучением, а встреча с другом, отличающаяся личностным характером общения. Наши занятия несут следующие задачи:

1) развитие творческого воображения;

2) развитие нестандартного мышления, освобождающее от психической инергии;

3) Внушение уверенности в своих силах, раскрепощение.

§2 Изучение уровня развития эмоционально–творческой культуры младших школьников на начало экспериментальной работы

В данном параграфе разработана методика констатирующего эксперимента для решения 1, 2, 3 задач. Анализ – этих данных позволяет нам решить поставленные задачи опытно-экспериментальной работы (1, 2 и 3)

Задачи:

1.Выявить уровень развития творческого особенностей детей младшего школьного возраста.

2. Выявить уровень и особенности развития эмоциональной культуры младшего школьного возраста.

3. Определить особенности работы педагога по развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста.

Анализ результатов диагностики (1.1.) «Солнце в комнате», автор В.Кудрявцев, выявляющей способность ребенка к преобразованию реального в нереальное показал следующие результаты (см. приложение № )

К низкому уровню мы отнесли детей, для которых характерно неприятие задания, нежелание сотрудничать с нами, работа вызывает отрицательные реакции, если ребенок принимает задание, то это лишь формальное устранение несоответствия.

Для низкого уровня характерно непринятие задания ребенком, формальное устранение несоответствия.

Например:

Экспериментатор: «Таня, как ты думаешь, как мы можем исправить картинку.»