Смекни!
smekni.com

Психолого-педагогические условия развития эмоционально-творческой культуры младшего школьника (стр. 5 из 14)

Вместе с тем, дети способны подумать с другом, проявить к нему сочувствие в случае своего успеха. Ребёнок может даже сказать: «Не огорчайся! У тебя получится в другой раз».

Сопереживание успешного ребёнка неуспешному создаёт особую атмосферу солидарности: все участники этой ситуации становятся внимательнее друг к другу, доброжелательнее. Придя в школу, ребёнок сразу попадает в новые психологические условия существования, в связи с чем способность к сопереживанию у отдельных детей проявляется не достаточно. Иногда неуспешность одноклассника одни дети встречают равнодушно, другие со злорадством, с завистью. Однако, это происходит не из-за детского эгоизма, а из-за необученности сопереживанию в новых для ребёнка условиях. Учитель, безусловно, должен специально заниматься развитием нравственных качеств у детей своего класса, а способности к сопереживанию – особенно, так как она является показателем духовности и интеллигентности человека. [ ]

2) Эстетические чувства, формирование и развитие которых происходит в процессе эстетического воспитания в школе, дома, сущность которого состоит в следующем:

а) формирование эстетического сознания, включающего в себя совокупность знаний по основам эстетики, мировой и отечественной культуры;

б) формирование эстетических чувств, вкусов, развитие мотивации и способностей к художественно – творческой деятельности;

в) формирование способов художественно – творческой деятельности, поддержка одарённых детей; выработка опыта организации среды обитания, труда, учения с учётом эстетических норм и ценностей. [ ]

Взрослые и дети постоянно сталкиваются с эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении – везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет людям наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Безобразное отталкивает. Трагическое учит сочувствию. Комическое помогает бороться с недостатками.

Понятие эстетическое воспитание органически связано с термином эстетика, обозначающим науку о прекрасном. Само слово «эстетика» происходит от греческого «aesthesis», что в переводе на русский язык означает ощущение, чувство. [ ] Поэтому в общем плане эстетическое воспитание обозначает процесс формирования чувств в области прекрасного. Но в эстетике это прекрасное связано с искусством, с художественным отражением действительности в сознании и чувствах человека, с его способностью понимать прекрасное, следовать ему в жизни и творить его.

И.Ф. Харламов дает следующее определение сущности эстетического воспитания «Сущность эстетического воспитания состоит в организации разнообразной художественно – эстетической деятельности учащихся, направленной на формирование у них способностей полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и в жизни, на выработку эстетических представлений, понятий и вкусов, а также развитие творческих задатков и дарований в области искусства». [ ]

Поскольку эстетическое воспитание осуществляется с помощью искусства, его содержание должно охватывать изучение и приобщение учащихся к различным видам и жанрам искусства – литературе, музыке, изобразительному искусству. Именно этой цели служит включение в программу школьного обучения русского языка и литературы, рисования, пения и музыки. Существенной стороной эстетического воспитания является также познание прекрасного в жизни, в природе, в нравственном облике и поведении человека.

Эстетическое воспитание охватывает следующие стороны личностного развития учащихся:

1) формирование эстетических потребностей в области искусства, в постижении художественных ценностей общества;

2) развитие художественных восприятий, которые должны охватывать широкую сферу эстетических явлений. В частности, необходимо научить школьников воспринимать прекрасное как в различных видах искусства, так и в природе, в окружающей жизни и поведении людей.

3) овладение знаниями, связанными с пониманием искусства и умением выражать свои суждения по вопросам художественного отражения действительности;

4) формирование художественного вкуса, связанного с восприятием и переживанием прекрасного. Нужно научить школьника чувствовать красоту и гармонию подлинного произведения искусства, проявлять художественную взыскательность, а также стремление к повышению культуры поведения;

5) приобщение учащихся к художественному творчеству, развитие их склонностей в музыке, изобразительном искусстве, литературе. А.Н. Толстой высказывал убеждение в том, что у каждого ребёнка есть разнообразные потребности в художественном творчестве, которые необходимо развивать и использовать в целях воспитания.

6) формирование общественных взглядов, убеждений, нравственности. [ ]

В связи со всем вышесказанным младшему школьному возрасту можно дать следующую характеристику:

1) возникновение эмоций у детей данного возраста в связи с конкретной обстановкой. Яркие жизненные переживания вызывают у детей этого возраста соответствующие эмоции. (Данный фактор важно учитывать и в учении: эмоционально окрашенные факты запоминаются детьми прочнее и на более длительный срок, чем факты, им безразличные. Поэтому эмоциональная приподнятость должна служить основой воспитательной работы);

2) совершенствование высших эмоций и чувств означает личностное развитие их обладателя;

3) развитие эстетических чувств индивида: человек учится отличать красивое от безобразного, грубого, восхищаться творениями искусства и так далее;

4) ребёнок сам начинает творить прекрасное: сочиняет музыку, стихи, рисует.

Отсюда можно сделать следующий вывод: формирование чувств (особенной степени эстетических), их воспитание, представляет собой одну из важнейших задач общеобразовательной школы.


§2 Проблема творчества и творческих способностей младших школьников в психолого–педагогической литературе

В этом параграфе мы попытаемся выяснить, что понимается в науке под творчеством, творческими способностями человека вообще и младшего школьника в частности.

Тема творчества в науке была одной из наиболее популярных, к изучению этого феномена обращались исследователи - философы, педагоги, психологи (Я.А. Пономарёв, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Дж. Гилфорд и так далее). Таким образом, проблема творчества может быть рассмотрена как междисциплинарная.

В философской литературе творчество определяется как деятельность, порождающая качественно новое, никогда ранее не бывшее (Философский энциклопедический словарь под редакцией. А.Ф. Ильичёва, А.Н. Федосеева). В соответствии с данным определением основной характеристикой творчества является новизна, неповторимость. В работах современных философов творчество рассматривается как конструктивная деятельность по созданию нового (Л. Голубева), то есть деятельность созидательная, результатом которой является некий материальный или нематериальный результат, обладающий новизной. Обращение к историческому аспекту рассмотрения проблемы творчества философами позволило нам выделить некий неуправляемый процесс. Как говорили философы античности (Сократ, Ф.Аквинский, Ксенофон), процесс творчества обладает божественным началом. Как нам кажется, здесь подразумевается момент интуиции, озарения, возникающий в творческом процессе. [ ]

В средневековой европейской философии творчество связывалось с креативным потенциалом, данным человеку Богом. Считалось, что творческий акт у человека может состояться лишь в случае поддержки Богом. В немецкой классической философии творчество связывалось с когнитивным компонентом, так Кант писал о продуктивной способности воображения. [ ]

Таким образом, к изучению творчества философы подходили по разному, но большинство ученых выделяют, что основной характеристикой творческой деятельности является новизна. Рассмотрение творчества в психологии созвучно философскому. Но, говоря о творчестве в психологическом аспекте, мы должны отметить, что в основании этой проблемы в психологии находятся два направления:

Первое было связано с естествознанием и занималось рассмотрением проблем творческого воображения, экстаза и вдохновения, творчества толпы, детей, особенностей бессознательного творчества (во сне);

Второе направление было связано с психопатологией и рассматривало проблемы гениальности и суеверия и т.д. (В.М. Бехтерев, В.Ф. Чиж, Ламброзо [ ]

Традиционно творчество в психологии определяется как деятельность, результатом которой является создание новых материальных и нематериальных ценностей. Другой подход к определению творчества - личностный, позволяет рассматривать его широко, когда творчество понимается как обязательная составляющая личности. Ее развитие во многом будет зависеть от того, насколько взрослый осознаёт собственную необходимость для развития творчества ребенка.

Я.А. Пономарёв определяет творчество в самом широком смысле как механизм развития, как взаимодействие, ведущее к развитию. Как видно из данного определения, процесс творчества отождествляется с развитием человека, личности. [ ]

Характеристика творчества с точки зрения личностного подхода, представлена в работах Л.С. Выготского, который своеобразно подходит к рассмотрению творчества вообще и детского творчества в частности. Выготский выделяет творчество везде, где человек своеобразно по-новому подходит к решению поставленной задачи «Творчество существует там, где человек воображает, комбинирует, изображает и создает что-либо новое, какой бы крупицей не казалось оно по сравнению с созданием гения...». Таким образом, творчество - это скорее правило, чем исключение, оно способно развиваться в процессе жизни, оно присуще не отдельным исключительным личностям, а доступно всем с ранних лет. Основой творчества является воображение человека. Рассмотрение сущности воображения позволило Выготскому выделить 4 формы связи воображения с действительностью: