Смекни!
smekni.com

Суждение как логико-структурная форма мышления (стр. 4 из 6)

Как было подчеркнуто выше, исходным в ряду формально-логических законов выступает закон тождества. Суть этого закона Аристотель выразил так: "Невозможно что-либо мыслить, если не мыслят что-то одно". Из закона тождества, таким образом, следуют два требования:

1. Нельзя отождествлять различающиеся между собой мысли.

2. Нельзя тождественные мысли принимать за различающиеся между собой.

Несоблюдение первого из названных требований ведет к логической ошибке "подмена понятия", что иногда фигурирует под названием "эквивокация". Суть этой ошибки заключается в том, что одно и то же слово или выражение употребляется в разных значениях в ходе одного и того же рассуждения, хотя дело изображается так, что в это слово или выражение вкладывается один и тот же смысл. Например, фраза "Судья наложил штраф" содержит эквивокацию (подмену понятия), так как неясно, идет ли речь в данном случае о мерах гражданского или административного порядка или нормативах иного рода, скажем, в спорте.

Несоблюдение второго требования может проистекать из-за невысокой культуры человека, допускающего в силу этого логические действия, которые ведут к ошибке под названием "логомахия". Последняя заключается в том, что рассуждение проводится без предварительного выяснения смысла слов и точного их подбора в соответствии с предметом рассуждения. И тогда употребление неточного слова как раз и приведет к искажению исходной мысли. Например, рассуждения "N. совершил кражу" и "N. тайно похитил чужое имущество", несомненно, тождественные. Однако если второе из указанных рассуждений будет сформулировано иначе, скажем, "N. похитил чужое имущество", то это может быть не только кражей, но и, предположим, разбоем. А в этом случае тождество здесь уже нарушается. И фактическая ошибка "логомахия" переходит в логическую ошибку "эквивокацию" ("подмену понятия").

Неоценимо значение требований закона тождества в деятельности юриста. Неясности в законотворчестве и законотолковании очень опасны, так как неизбежно ведут к различному применению одного и того же правового положения. На требованиях закона тождества основано и такое важное следственное действие, как опознание – без учета этого закона нельзя установить идентификацию (отождествление) тех или иных вещей, людей, документов и т.д., которые до этого мыслились раздельно. В ходе расследования и в самом суде важно выяснять точный смысл, в котором употребляются слова подследственных и свидетелей, а в самом приговоре или решении суда важны определенность и однозначность формулировок, чтобы исключить всякую недоговоренность, неясность и неточность.

В законе тождества, таким образом, отражается определенное сходство мыслей об одном и том же предмете или признаке этого предмета, как и о сходных предметах или их признаках. Однако без сходства нет и различия (верно и наоборот), стало быть, закон тождества органически связан с законом непротиворечия. Вместе с тем следует заметить, что закон непротиворечия действует лишь в отношении противоположных и противоречивых рассуждений.

Суть закона непротиворечия Аристотель выразил так: "Невозможно, чтобы одно и то же в одно и то же время было и не было присуще одному и тому же в одном и том же отношении".

Заметим, что иногда закон непротиворечия называют законом противоречия. Однако такое название некорректно: не всегда несовместимые понятия противоречивы. Не являются противоречивыми противоположности, скажем, "черное" и "белое". Они могут быть обе ложными, так как истина может находиться "посередине" ("золотая середина") и отмечаемое качество предмета может быть не "черным" и не "белым", а, допустим, "серым". Не являются противоречивыми и соподчиненные понятия, например, "отец" и "сын", – они просто различные, но входящие вместе в объем понятия "ближайшие родственники".

Фактически противоречивыми являются лишь понятия, взаимно исключающие друг друга без взаимозамещения исключающего признака обозначаемого ими предмета каким-то иным признаком (скажем, "черного" – "белым", "отца" – "сыном"). Противоречивой ситуацией будет лишь ситуация типа: "черное" – "не-черное", "отец" – "не-отец" и т.п. Иными словами, при словесном обозначении противоречия активно пользуются отрицающей грамматической частицей "не".

Таким образом, название "закон противоречия" не отражает действительности рассматриваемого в данном случае закона логики. Это название, – "закон противоречия", – было бы более целесообразным применить для обозначения иного закона – именно закона исключенного третьего.

Суть закона непротиворечия можно выразить так: если мы хотим, чтобы наши мысли были истинными, они должны быть последовательными и непротиворечивыми – в процессе любого рассуждения нельзя противоречить себе, отвергать свои собственные высказывания, если мы отстаиваем их как истинные.

Замаскированной формой противоречия выступают так называемые "амфиболия" и "омонимия". И то, и другое есть логические ошибки, вызванные двусмысленным прочтением или некоторого текста ("амфиболия"), или отдельных слов ("омонимия"). Примером амфиболии может служить высказывание "Казнить нельзя помиловать", примером омонимии – понятие "коса". Примером амфиболии является и следующее высказывание: "Он поддерживает все новое; новое, как известно, – это хорошо забытое старое; значит, он поддерживает всякое хорошо забытое старое".

В последнем случае причиной двусмысленности является многозначность большинства слов естественного языка.[4] К примеру, слово "новый", применявшееся в предыдущем примере, имеет восемь значений. Именно многозначность слов содержит в себе потенциальную возможность логической ошибки. Вот почему законы тождества и непротиворечия требуют однозначности смысла для употребляемых в высказываниях слов. Если это требование нарушается, то и возникает логическая ошибка, называемая эквивокацией.

Особое место в образовании логически противоречивых ситуаций занимают так называемые ситуативные слова: "я", "ты", "здесь", "теперь", "сейчас", "вчера", "завтра", "будет" и пр. Именно ситуативные слова, – при их неумеренном или неточном употреблении, – делают рассуждение некорректным и нечетким. Они размывают ответственность за недостатки и лишают точного адреса объект похвалы. Скажем, обороты типа "мы не согласны", "здесь такое не пройдет", "не забывайте, где вы находитесь", "мы так считаем", "сейчас принято так говорить" и т.п. делают рассуждение аморфным.

Умение вскрывать и устранять логические противоречия особенно необходимо в юридической практике, ибо нередко они встречаются в показаниях свидетелей, обвиняемых, потерпевших. Это умение особенно важно в судебной и следственной практике. Так, одно из основных требований, предъявляемых к версии в судебном исследовании, состоит в том, чтобы при анализе совокупности фактических данных, на основе которых она была построена, эти данные не противоречили бы друг другу и выдвинутой версии в целом. Недопустимы противоречия и в судебных актах.

Если закон непротиворечия действует по отношению ко всем несовместимым друг с другом суждений, то закон исключенного третьего действует только в отношении противоречащих (контрадикторных) суждений. В этом смысле он как раз и может быть назван законом противоречия.

В формулировке Аристотеля закон исключенного третьего определяется так: "Не может быть ничего промежуточного между двумя членами противоречия, а относительно чего-то одного необходимо либо утверждать, либо отрицать". Подчеркнем, что противоположные понятия хотя и отрицают друг друга, но не исчерпывают объема их родового понятия. Противоречивые же понятия и отрицают друг друга, и исчерпывают объем их родового понятия. Тем самым закон исключенного третьего представляет собой предельную ситуацию закона непротиворечия.

Отсюда в юридической практике закон исключенного третьего применяется там, где требуется категорическое решение вопроса, а так как, по сути дела, вся юридическая практика имеет дело с категорическими решениями вопроса, то закон исключенного третьего и находит в ней наиболее адекватное применение. Еще в афинском суде было установлено двойное голосование судей: первым голосованием определялась виновность или невиновность обвиняемых, а вторым – мера их наказания.

Закон достаточного основания в формулировке Лейбница, – первооткрывателя этого закона, – определяется так: "Ни одно явление не может оказаться истинным или действительным, ни одно утверждение справедливым – без достаточного основания, почему именно дело обстоит так, а не иначе…". С современных позиций этот закон формулируется на основе понятия достаточного основания, где под достаточным основанием какой-либо мысли может быть применена любая другая мысль, уже проверенная и установленная как истинная, из которой с необходимостью вытекает истинность данной мысли.

С объективно-реальной точки зрения, в фундаменте достаточного основания лежит причинно-следственная связь, в которой одно явление A порождает другое явление B, вследствие чего A является основанием для B. Отсюда в общем смысле главным критерием истинности мысли является достаточное основание в лице общественной практики человечества – материально-производственной, общественно-политической и научно-ис­сле­до­вательской (экспериментальной) человеческой деятельности.

Наряду с практикой, как критерием истины, важным основанием (критерием) истины может являться и производный из практического логический критерий истины.

Принцип достаточного основания в силу его определяемости на основе причинно-следственных связей объективного мира является, – как нетрудно увидеть, – предельной ситуацией проявления закона тождества. В силу этого же закон достаточного основания имеет существенное применение в юридической практике: всякий вывод суда или следствия должен быть обоснован при вынесении мотивированного приговора или решения суда во всех без исключения случаях, что является важнейшим принципом процессуального права.