Смекни!
smekni.com

Традиционализм и модернизм в системе ценностных ориентаций студенческой молодежи УдГУ (стр. 4 из 12)

Современная научно-техническая революция также сфокусировала внимание на проблеме адаптации человека. Данный процесс приобретает значение, так как морфофизиологические, психологические, социальные особенности человека, которые формировались в течение длительного периода эволюции, не способны изменяться с такой же скоростью, с какой трансформируются технологические процессы и окружающий мир. Как отмечает В.И.Соловьев, различное течение времени между этими процессами способствуют возникновению «своего рода «ножниц» между адаптацией человека и изменениями окружающей среды», что может привести к различным патологическим процессам в обществе.[31] Человек не только приспосабливается к окружающему миру, но и преобразует его, создает новую среду обитания, в этом главное отличие людей от других живых существ. Согласно Ф. Энгельсу, условия жизни человека «никогда не имелись налицо в готовом виде; они должны быть выработаны впервые только последующим историческим развитием»[32].

Для определения основных механизмов адаптации ценностных ориентаций к европейским стандартам, необходимо рассмотреть процесс адаптации и социализации студентов в вузе, так как именно данные концепции объясняют изменение личности, ее целей, мотивов, приоритетов деятельности.

Методологическими положениями о социализации молодежи выступают концептуальные взгляды М. Вебера, Г. Маркузе, А. Маслоу, Т. Парсонса, П.А. Сорокина, А. Тойнби, А. Тоффлера, Ю. Хабермаса, Э. Эриксона, К.Ясперса и ряда других.

Обучение в вузе приходится в основном на второй период юности, когда происходит становление молодых людей как социально зрелых личностей. Студенческая молодежь имеет различное социальное происхождение, этническую принадлежность, верования, возраст, уровень общей образовательной подготовки и культурного развития и множество других факторов, которые могут создавать барьеры в общении и во взаимоотношениях между ними. Вследствие этого, для успешной социализации студентов, в вузе создаются равные условия для творческого, духовного, интеллектуального и физического развития. Высшая школа создает соответствующие условия для обособления студенческой молодежи в специфическую группу в обществе, которая имеет общие интересы и цели. Как социальная группа студенчество представляет собой устойчивое объединение молодых людей и девушек с определенными задачами и устремлениями. Особенностями студенчества как социальной группы являются такие черты как: преобладающий напряженный умственный труд, который заключается в систематическом обогащении, усвоении, в овладении научными знаниями; переходный период от юности к зрелости в социальном смысле слова; готовность к решению материальных, общественных и духовных проблем и его особая социальная роль.[33] Большинство студентов не занимаются деятельностью по производству материальных и духовных ценностей, но, тем не менее, они частично участвуют в опосредованном производительном и непроизводительном труде в форме учебы, роль которой в современном мире постоянно увеличивается. Студенческая группа осуществляет предварительную функцию подготовки к выполнению в будущем социальных функций специалиста в различных сферах, как материального производства, так и духовной жизни. Общество на период обучения освобождает студентов от обязательного участия в общественном труде, юношей освобождает на время обучения от службы в армии. Это связано, прежде всего, с тем обстоятельством, что повышение образования молодого человека, возможно, будет способствовать в будущем научно-техническому, социальному и культурному прогрессу. Заинтересованность общества также проявляется в создании и расширении системы льгот для студентов.

К числу специфических особенностей следует также отнести еще несколько типичных черт. Студенчество является самой образованной частью молодежи, это обстоятельство выделяет его среди других групп молодых людей, выдвигая на передовые позиции. Это, в свою очередь, предопределяет наличие особых черт психологии в студенческом возрасте. Также важными характеристиками студенческих групп является активное взаимодействие с многочисленными социальными организациями общества и высокая интенсивность общения.

Можно выделить несколько противоречий характерных для студенчества. Первое противоречие - социально-психологическое. Это противоречие между расцветом интеллектуальных и физических сил молодого человека, его возросшими потребностями и «жесткими рамками» учебного процесса. Возникшие потребности студента не могут быть полностью удовлетворены в связи с его экономическими возможностями, которые складываются из стипендии, непостоянного дополнительного заработка и строгого лимита времени. Второе противоречие между стремлением студента к самостоятельности в отборе знаний и определенной учебной программой для подготовки специалиста. Это обстоятельство может привести к низкой удовлетворенности учебной деятельностью, как со стороны студентов, так и преподавателей вуза. Третье противоречие связано с огромным количеством информации, которое ежедневно поступает из различных источников. Отсутствие достаточного количества времени для осмысливания многочисленной информации и желания постоянно это делать, может привести к возникновению поверхностности в знаниях и умениях.

Данные особенности способствуют выработке общих специфических черт образа и стиля жизни, духовных интересов и потребностей, ценностных ориентаций, жизненных установок, осознания своей сопричастности, принадлежности к особой социальной группе – студенчеству.

Особую важность для исследовательской работы имеет не только рассмотрение концепций социализации студенческой молодежи, но и процесс социальной адаптации, который также характеризуется специфическими особенностями. Во-первых, процесс социальной адаптации идет при участии сознания. Во-вторых, среда, где осуществляется адаптация человека, часто является результатом его деятельности. В-третьих, человек может изменять результаты адаптации в соответствии с социальными условиями своего существования.[34] Адаптация человека – это сложный, длительный процесс, который обусловлен необходимостью отказа от привычного, неизбежностью преодоления многочисленных и разноплановых проблем и профессиональных затруднений.[35]

Становление процесса адаптации студента на протяжении всего периода обучения в вузе показали в своих исследованиях В.Б.Ластовченко, И.И.. Пономаренко. П.Н.Чернобров, А.В.Варежкова, А.Г.Кравченко, Р.С.Япеев, Е.В.Котляревкий, Х.С.Хамитов. Студент мобилизует волю, энергию, физическую силу, сдерживает эмоции, ведет поиск резервов для успешной социализации в учебном процессе. При этом происходит изменение стереотипов деятельности, формируются новые наклонности, убеждения, знания, навыки и привычки адекватного поведения. Данные процессы ведут к образованию нового «Я», вследствие чего необходимо вырабатывать адаптацию к самому себе.[36] Самоадаптация выступает как реализация психологической компоненты феномена, она стимулирует учебную, научную и воспитательную деятельность студента. Все эти процессы взаимозависимы, а в целом учебно-воспитательный процесс по своему характеру является адаптационным. Без их совместных действий, планирования и реализации становление, развитие студента и высшего профессионального образования становится маловероятным. Как указывает В.И,Соловьев, «именно адаптационные процессы соединяют развитие внутреннего мира студента и логику обновления вузовского образования».[37] Особое значение приобретает социальный фактор профессиональной адаптации студента как будущего специалиста, его можно объяснить как «профессиональное приспособление студента к специфическим условиям их деятельности в вузе».[38]

Научный интерес в рамках исследования представляет важный адаптационный параметр – специфика вуза, именно она накладывает свой отпечаток на адаптацию всех его участников. В рамках многопараметрической концепции будем рассматривать специфику вуза одним из преобладающих факторов адаптации.[39] Анализ многочисленных источников по данной проблематике показал, что универсальной программы, которая способствовала бы адаптационной подготовки студентов, нет. В связи с этим, рассмотрению подлежит лишь опыт, который существует у ряда вузов. Исследование накопленных знаний в данной области показывает, что многие мероприятия формализованы, в вузах не функционирует официальный институт куратора, нет специального времени на адаптационное включение. Успешность в учебном процессе для студента и качество его подготовки как специалиста во многом зависят от того, насколько быстро и эффективно студент воспользуется методами познавательной деятельности и адаптируется к условиям вуза. Умение относительно быстро и легко, продуктивно адаптироваться к вузовской деятельности можно отнести к «адаптационной способности».

Следует отметить, что наибольший результат дает такая система обучения и воспитания в вузе, которая рассчитана на созидательное, ответственное отношение студента к своим обязанностям. Адаптация студента, в первую очередь, зависит от его индивидуальной способности к приспособлению. Данный процесс можно связать, прежде всего, с определенной мотивацией студента, например, на высокую успеваемость, получение диплома, получение навыков, знаний и других значимых целей для каждого студента. Ценностные ориентации являются важной категорией для обозначения сознательной значимости. Ценностные ориентации связаны с мотивами, целями, желаниями студента. Жизненные установки формируется в процессе социализации человека, его воспитания, образования, усвоения общественных ценностей, идеалов, верований, идеологии, социальных норм и обычаев, традиций и множества других взаимосвязанных факторов. Ряд исследователей объединяют и не разграничивают между собой понятия «жизненные установки» и «ценностные ориентации». Другие ученые, такие как В.А.Ядов, М.С. Комаров, разделяют эти термины. Понятие установка рассматривается ими как некое состояние психики индивида. Социологи же подчеркивают зависимость формирования установок от социальной среды и культуры, обращают внимание на их взаимосвязь, предпочитая термин «ценностные ориентации». Понятие «ценностная ориентация» впервые было введено в социологию У. Томасом и Ф. Знанецким.[40] Они отмечали, что индивид «вбирает» основные социальные ценности и руководствуется ими в своем поведении осознанно.При этом индивид не только ориентируется на социальные ценности других, анализируя их, но и активно вырабатывает свои ценности, а также принимает участие в формировании групповых ценностей.