Смекни!
smekni.com

Традиционализм и модернизм в системе ценностных ориентаций студенческой молодежи УдГУ (стр. 9 из 12)

Таким образом, анализ ответов двух блоков глубинных интервью показал, что современная российская система образования имеет ряд достоинств, таких как профессионализм преподавателей, хорошо выстроенная структура обучения и другие, но и недостатки, такие как низкий уровень материально-технической базы, невостребованность на рынке труда, поверхностность знаний, но данный тезис студентов не подтверждается в вопросах о качестве преподавания, наборе читаемых дисциплин, содержании учебных дисциплин. В связи с имеющимися недостатками учебного процесса в высшей школе, информанты осознают, что России необходимо интегрироваться в единую европейскую зону, но, при этом, сохранив свои традиции и особенности в Российском образовании. Такую позицию занимают, как респонденты гуманитарных факультетов, так и естественно-научных. Студенты гуманитарных специальностей отмечают, что гуманитарное образование, в большей части подвержено кризису, так как оно дает больше теоретические знания, чем практические навыки: «мы в большей степени подвержены риску нетрудоустройства, чем студенты естественно-научных факультетов». К Болонскому процессу респонденты относятся положительно, но с осторожностью, так как не понимают всех предстоящих изменений на региональном уровне, и в какой ситуации окажутся студенты, которые не «попадают» под данные преобразования. Данный параграф целесообразно закончить словами Н.С.Ладыжец: «Необходимым условием успешной интеграции университета с научной, технической, технологической, предпринимательской и культурными структурами является встречное движение общества в направлении образования, обеспечения финансовой поддержки и создания условий для реализации целей, соответствующих основным ценностным ориентациям университетской идеи».[76] Результаты третьего блока интервью, касающихся динамики ценностных ориентаций студенческой молодежи, рассмотрим в следующем параграфе.

2.2.Динамика развития системы ценностей студенческой

молодежи УдГУ

Анализ полученных данных в третьем блоке интервью свидетельствует о том, что наряду с традиционными ценностями молодого поколения, такими как создание семьи, обучения, стремления найти работу, присутствуют и новые приоритеты, например, материальный достаток, карьерный рост, связи и знакомства и ряд других. Эти результаты подтверждают теории, разработанные такими исследователями, как М.С.Блинова, Ю.А.Зубок, о том, что существует диалог традиционализма и модернизма в системе ценностных ориентаций молодого поколения в условиях трансформирующегося общества. В данном исследовании информантам было предложено выделить приоритетную группу ценностных ориентаций. В первую группу входили такие ценностные ориентации, как семья, учеба, работа, а во вторую группу - успех в жизни, богатство, материальный достаток, развлечения, досуг, связи и знакомства, власть. Восемь студентов ответили, что их ценностям соответствует первая группа, и шесть респондентов, что их ценностям соответствует вторая группа. Также шесть информантов отметили, что для них на данный момент важна первая группа, но вторая группа ценностей будет важна в ближайшем будущем, в особенности, при завершении учебного процесса в университете. Это обстоятельство студенты объясняют тем, что наступит самостоятельная жизнь, где будет необходимо добиваться успеха, материального достатка. На вопрос: «Можно ли стать богатым, не работая?», все опрашиваемые ответили, что можно, но для них эти способы неприемлемы. Основными методами разбогатеть, не работая, девушки назвали: выгодное замужество, получение наследства. Также были варианты о незаконных методах, например, ограбить банк, заняться коррупцией, брать взятки, продавать наркотики, особо подчеркивалось, что это тоже является в определенном смысле работой.

Основные источники доходов студентов – это стипендия и материальная помощь родителей. В целом по результатам исследования, материальный достаток можно рассматривать как одну из базовых ценностей молодых людей, обучающихся в УдГУ. Это стремление к достойной, обеспеченной жизни является закономерным, но в некоторых случаях, следует говорить о феномене гипертрофированного отношения к деньгам, богатству, роскоши.

В процессе изучения данной темы, было выявлено, что некоторые авторы также свидетельствовали о конфликтной форме взаимодействия традиционализма и модернизма. В связи с течением этих процессов обнаруживаются противоречия между коллективизмом, исторически свойственным российскому сознанию, и индивидуализмом, являющимся характерным для западной культуры. Так, коллективистами себя считают десять информантов, а индивидуалистами восемь. Четверо молодых людей считают «коллективизм» несоответствующей действительности ценностной ориентацией. По словам одного из респондентов, «коллективизм, для меня то же самое, что и коммунизм - пережиток прошлого». Два человека не смогли отнести себя ни к индивидуалистам, ни к коллективистам, так как считают, что необходимо проявлять себя в зависимости от требований учебного процесса и ситуации. Респонденты приводят пример: «для тестовых заданий, творческих работ необходимо быть индивидуалистом, а в групповой работе, соответственно, коллективистом». Анализ данных исследования свидетельствует о том, что у студенческой молодежи УдГУ формируется прагматичное и взвешенное отношение в выборе жизненных стратегий. На смену традиционализму и коллективизму приходит индивидуализм, когда каждый молодой человек конструирует свою жизнь с индивидуально обусловленными траекториями в труде, образовании, заработке, потреблении, в отношениях с людьми. Этот процесс имеет двоякое значение. Позитивное, поскольку в условиях все большего распространения индивидуализма перед молодыми людьми могут открыться дополнительные перспективы личного контроля над деньгами, временем, жизненным пространством, образованием, карьерой, выбором трудовой деятельности и многим другим. Подобные перспективы оказываются привлекательными в новых условиях для российской молодежи. Однако существует и негативная сторона индивидуализации: сохраняется высокая межличностная конкуренция. В условиях неопределенности молодой человек может не рассчитывать на помощь от государства, а лишь полагаться на свои собственные силы и принимать ответственность на себя.

Интересен также тот факт, что большинство опрошенных студентов хотели бы, чтобы модель образования была личностно-ориентирована, а не личностно-отчужденная. При этом молодые люди отмечают, что, с одной стороны, личностно-ориентированная модель наиболее эффективна и отвечает требованиям рынка, с другой стороны, студенчество привыкло к другой форме преподавания и переориентация вызовет затруднения.

К наиболее важной и приоритетной категории ценностных ориентаций информанты отнесли духовные, так ответило восемь человек, пять респондентов выделили материальные ценности, и семь студентов считают, что для них важны, как материальные, так и духовные ценности.

В понятие «традиционные ценности» студенты УдГУ включают такие ценности, как «семья, работа, учеба», в понятие «новые ценности», такие как «стремление получить лучшее в жизни и удовольствие от нее, а также стремление проявить себя, свою особенность и индивидуальность». Таким образом, специфика современных ценностных ориентаций молодежи , заключается в диалоге традиционализма и модернизации. Параллельно сосуществуют и переплетаются две ценностные системы: тяготеющая к традиционности – коллективистская и нарождающаяся – индивидуалистская, причем традиционные ценности, претерпевая некоторые изменения, во многом толерантны модернизационным процессам. Смысл взаимодействия традиционных и модернистских ценностей неоднозначен, а существовавшие прежде дихотамичные пары ценностей уже не отражают в полной мере его современного состояния. Комплекс взаимодополнения и взаимопереплетения ценностей современной российской молодежи приобретает характер сложноорганизованной нелинейной системы. Исследования показывают, что под влиянием глобализации и индивидуализации происходят изменения в ментальности молодежи, но традиционная культура демонстрирует способность адаптироваться к новым реалиям. Однако это не исключает тяготения к другой, индивидуалисткой ценностной системе. Такие ценности западной культуры, как установка на автономность личности, рациональность, уважение к частной собственности признаются значимыми молодежью. Она предпочитает заботиться о материальном достатке, но материальная зависимость молодых людей от родителей велика. Данный тезис подтверждает это исследование.

Ориентация на успех в жизни становится еще одной ведущей жизненной стратегией молодежи в современных рыночных условиях, причем она носит достаточно устойчивый характер. Многие исследователи считают, что динамику роста численности студентов вузов, определяет широко распространенное представление о том, что высшее образование является важной предпосылкой достижения жизненного успеха. Успех в жизни выступает терминальной ценностью, тогда как структура и характер инструментальных ценностей, способствующих достижению этой цели, меняются. Так, если в середине 90-х гг. в ряду приоритетных инструментальных ценностей молодые люди называли работу, семью, друзей, то уже в конце двадцатого века факторами достижения успеха служат предприимчивость, связи и знакомства, образование, богатство и власть. Таким образом, обнаруживается противоречие в жизненных установках молодежи. Дух предприимчивости, характерный для рыночной экономики, взаимодействует с рынком связей, который определяет средства обретения материальных, статусных, профессиональных благ и ценностей. Молодые люди не осознают взаимозависимости между материальным благополучием и ежедневным трудом. Развитие такой тенденции ведет к дальнейшему разрушению трудовой мотивации.