Смекни!
smekni.com

Долговременные программы (стр. 4 из 15)

Знание человека о собственном будущем всегда является неполным, неточным и приблизительным. Что-либо неожиданное в любой момент может изменить жизненные планы, внести свою коррекцию. И все же человек видит свои жизненные перспективы как общую направленность вероятных важнейших событий. Жизненная перспектива, таким образом – это потенциальная возможность развития личности, неминуемость определенных изменений в будущей жизни.

Перспектива не является чем-то фатальным: личность активно влияет на обстоятельства своей жизни, совершает поступки, способные изменить жизненные перспективы.

В отличие от жизненной программы, которая всегда является желанной для личности, перспектива может быть и не очень приятной. Реализация жизненной программы требует значительных усилий, чтобы подчинить свою активность выбранному направлению. Что же касается личностных перспектив, то они не требуют волевых решений. Их реализация может происходить вообще без участия субъекта жизнедеятельности. Кроме того, жизненная программа – это своеобразная целостная картина жизненного пути, в то время как жизненная перспектива не детализирует конкретных черт будущего, не предусматривает его модели. Человек не может в одной жизненной программе предусматривать разные перспективы развития, зато возможны различные программы реализации определенной жизненной перспективы (Титаренко Т., Панок В., 2001).

До тех пор пока личность не осознает свою жизненную перспективу, она не может постичь смысла своей жизни, неспособна адекватно выявить свои потенциальные возможности, жизненные силы. В каждом человеке заложена определенная жизненная перспектива и она включает не только реализацию целей. Цель представляет собой идеальный образ будущего результата деятельности, а перспектива - это далеко не просто ожидаемые результаты, но и изменения, которые невозможно было запланировать, которые ни в какой степени не зависят от субъекта.

Человек надеется на положительные изменения жизненных обстоятельств в будущем, на новую полосу, счастливую пору жизни. Однако эти изменения могут не произойти или начаться гораздо позднее, чем хотелось бы. И тогда в зависимости от степени несогласованности между представляемой перспективой и реальностью возрастает чувство неудовлетворенности собой, своей жизнью, личностным ростом.

Отсутствие перспективы, как и нереальные перспективы, - это неблагоприятные условия для самовыявления. На каждом этапе жизненного пути желательно иметь содержательные реальные перспективы, соответствующие предыдущему уровню достижений, особенностям возраста, потенциальным возможностям человека. Реальные перспективы требуют понимания той жизненной ситуации, которая сложилась на настоящий день, своего места в этой ситуации, собственного поведенческого потенциала, ближайших целей.

Как свидетельствуют социологи, люди, которые имеют жизненные цели, отображающие их глубинные интересы, творческие импульсы, имеют и более высокие показатели удовлетворенности жизнью, лучшее самочувствие, хорошее настроение.

Кроме жизненных программ и перспектив, существует так называемый «временной кругозор»(Ковалев В.И. , 1988). Это интегративная характеристика развития временных представлений личности, которая формируется в процессе социальной деятельности. Если временной кругозор человека достаточно развит, можно считать, что он неплохо усваивает временные отношения. Время, в продолжение от рождения до смерти не является равномерным. Каждый час жизни неповторим и имеет свою специфику. Осознание и переживание времени во многом зависят от понимания человеком своей собственной жизни, своего уникального жизненного пути. Прошлое иногда воспринимается как, то, что безвозвратно ушло в небытие, а иногда как, то, что и до сих пор происходит. Так и будущее иногда переживается как далекое и нереальное сегодня, а завтра по своему значению может стать более важным, чем сегодняшнее.

Существуют достаточно значительные индивидуальные отличия в восприятии человеком времени и планировании своего жизненного пути. Так экспериментально доказано, что темперамент влияет на формы и способы прогнозирования своей собственной жизни. Так субъекты группы холериков - нацелены в будущее, они равнодушны к прошлому. Субъектов – сангвиников привлекает будущее своей новизной, интересными событиями. Время для этой группы торопиться, они бояться «не успеть», «опоздать». Прошлое для них малозначительно –«его все равно не вернешь». В противоположность данной группе, у меланхоликов прослеживается явное тяготение к прошлому. Будущее вызывает у них страх, тревогу, «не несет ничего приятного». Субъекты флегматической группы очень тесно привязаны к прошлому, которое является для них надежной основой жизни. Будущее их практически не интересует: «что будет, то и будет» (Головаха Е.И., Кроник А.А., 1988). Известны и другие личностно-временные типологии. Так, например, американские исследователи У. Томас и Ф. Знанецки выделяют «обывателя», «богемную» и «творческую» личности, которые имеют различные структурные установки на прошлое и будущее и свою направленность траектории развития.

Если рассматривать развитие жизненного пути как ступени личностного роста, то вначале жизненные планы задаются извне, обусловливаются обстоятельствами жизни, ближайшим окружением. На более высоком уровне личностной, духовной зрелости человек выходит за собственные границы, чувствует себя частичкой чего-то более высокого. Уже не волюнтаристские акты становятся основой самопрогнозирования, а возможность органично, естественно проявлять свои внутренние силы.

Впервые человек учится овладевать перспективами своей жизни в юношеском возрасте. Формирование жизненных планов – наиболее характерная черта юношества. Человек обобщает цели, которые перед собой ставит, подвергает иерархии мотивы деятельности, составляющие ядро ценностных ориентаций. Мечты, стремления направленные в будущее, поиски идеалов – все это способствует постепенному созданию все более реальных жизненных планов и «заземляются» в данном возрасте на выборе профессии, однако многие в этом возрасте имеют уже достаточно отдаленные жизненные цели – социальное продвижение, создание семьи и материальное потребление. Возможности реконструкции прошлого, предвидение будущего, его организация готовятся еще в подростковом возрасте, когда возрастает самосознание и человек начинает различать время и изменения, приходя к абстрактному понятию гомогенного и непрерывного течения времени.

Постепенно перспективы выходят за границы индивидуального опыта и начинают опираться на опыт социальный. Во время перехода от детства к зрелости последовательно возрастает удельный вес исторического прошлого и будущего в сознании индивида. Самоопределение не может происходить без самоограничения (Лой А., Шинкарук В.,1979).

. Так выбор профессии активно влияет на траекторию жизненного пути, делая ее достаточно определенной. Но этот выбор, одновременно, является и сужением жизненных перспектив, отказом от многих других альтернатив и возможностей. Юношество стремиться жить в будущем, но и побаивается некоторых своих решений. Достаточно часто столкновение абстрактных представлений старшеклассников с реальностью становятся травмирующими, неожиданными, нежеланными, молодые люди внутренне как бы отказываются выходить в мир, который их разочаровал. Они отступают, остаются в безответственном детстве.

В зрелом возрасте человек овладевает временной перспективой, которая способствует преодолению импульсивных жизненных решений. Планы становятся более определенными и независимыми от внешних обстоятельств. Зрелая личность обязательно ориентирована на будущее. Взрослый человек может ставить определенный цели, которые даже могут выходить за границы его жизни («когда внуки будут большими…»).

В пожилом возрасте к человеку приходит осознание, что время не принадлежит человеку. Значительное количество людей 50-70 лет называют главной жизненной целью - «желание спокойно дожить» или даже «спокойно умереть». Отсутствие жизненной перспективы существенно влияет на отношение к собственному здоровью и долголетие.

1.3 СОБЫТИЕ КАК УЗЛОВОЙ МОМЕНТ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ

Жизнь человека складывается из взаимного переплетения биологического и социального времени, их единства, которые создают канву жизненного сценария. Каждый человек ощущает на себе действие не только биологических часов, регулирующих жизнедеятельность организма на уровне клетки, но и власть времени исторического и социального.

Изучая человеческую память, П. Жане выявил, что буквальное, последовательное воспроизведение в памяти реальной хронологии пережитых событий не является нормой. Если психическая деятельность протекает нормально, память обязательно обобщает события прошлого, «редактирует» их, на чем-то акцентируется, а чего-то почти совсем не замечает. Каждая личность неосознанно стремиться быть непротиворечивой в своих воспоминаниях, выставлять себя в них в лучшем свете. Зная сегодня, к какому результату те или иные события привели, и каждому кажется, что он был более прозорливым, нежели на самом деле.

Среди фундаментальных работ посвященных этой проблеме, следует отметить книгу известного французского психолога П. Фресса «Психология времени». Согласно П. Фрессу , мы живем разных рядах последовательных событий, и все эти ряды имеют собственный порядок и интервалы. Так существует ряд событий семейной жизни со свадьбами, рождениями, разводами и смертями. Звено событий профессиональной жизни, которое включает образование, устройство на работу, карьерные перемещения, увольнения, выход на пенсию. Цепочку политических событий, которые переживает государство. Каждое из этих событий способно изменить жизнь человека и определить его развитие на долгие годы.