Смекни!
smekni.com

Психолингвистический анализ невербального общения представителей разных национальностей (стр. 12 из 20)

Наблюдения в самых разных ситуациях показали, что положительные эмоции сопровождаются взглядами, отрицательные ощущения характеризуются отказом смотреть на собеседника. Интересно, что женщины дольше смотрят на тех, кто им нравится, а мужчины — на тех, кому они нравятся.

Такой кинетический параметр как пол тоже оказывает определённое влияния на коммуникативное поведение людей. Основные открытия последнего времени, касающиеся гендерных различий, таковы:

1. Число и частота взглядов, которые мужчины бросают в сторону женщин, линейно возрастает с увеличением расстояния между ними, в то время как для женщин соотношение между числом взглядов и расстоянием между ними и мужчинами, на которых они смотрят, обратно пропорциональное;

2. Когда беседуют между собой женщины, контакт глаз больше, чем когда беседуют между собой мужчины, при чём это относится как к акту говорения, так и к акту слушания;

3. В смешанных парах женщины дольше смотрят на мужчину, чем наоборот, - даже если тот им не нравится!

4. Когда один из участников коммуникации ждёт от другого одобрения, он увеличивает длительность контакта глаз с собеседником.

Указанное расхождение в визуальном поведении женщин по отношению к мужчинам и мужчин по отношению к женщинам можно объяснить разными причинами, и среди них: (а) (в среднем) более высокая, чем у мужчин, эмоциональность женщин, (б) подсознательное стремление женщины сохранять «тепло» беседы, (в) поиск женщиной внимания и участия со стороны мужчины; (г) осознанное или неосознанное стремление получить у него одобрение и поощрение её поступков, (д) проявление в целом более зависимого положения женщин в обществе.

Сумма взглядов, или, время контакта глаз, - это в европейской культуре ключевой момент в установлении степени близости или симпатии людей. А что влечёт за собой уменьшенная – по сравнению с нормой – длительность контакта глаз? Такое невербальное поведение тоже значимо. Во-первых, в этом случае мы скрываем от посторонних глаз свои чувства и реакции. Во-вторых, глядя в сторону (а это не то же самое, что отводить или отворачивать глаза), мы можем сфокусировать своё внимание на чём-либо. Подобно маленькому ребёнку, который закрывает при игре в прятки глаза рукой, думая, что его никто тогда не увидит, взрослые часто считают, сто, коль скоро не видят в глазах данного человека обвинения, злобы или агрессивного к себе отношения, этот человек не способен причинить им вреда.

Все закономерности и правила глазного поведения, приведённые выше, не являются универсальными и, скорее всего, относятся только к людям европейской и североамериканской культур. Например, в Латинской Америке детей специально учат опускать глаза в разговоре со старшим, что является общепринятым знаком уважения, а у нас взрослые в разговоре с детьми, особенно если этот разговор малоприятный, часто говорят детям: «Подними глаза и посмотри на меня!». Африканцы, азиаты и индийцы считают большое число взглядов, направленных в лицо или глаза, знаком превосходства и неуважения и рассматривают подобное поведение как угрожающее или оскорбительное для адресата.

Арабы и южноамериканцы определят малое число ответных взглядов как проявление невнимания и невежливости. Жители Эфиопии смотрят во время беседы вниз, и это является общепризнанным знаком уважения к собеседнику, а среди индийцев бороро и витото в Южной Америке говорящий и слушающий во время беседы оба смотрят в сторону на посторонние предметы, а не друг на друга. Если же человек что-то рассказывает в аудитории, он может (и часто это делает) повернуться к людям спиной и даже вообще выйти, например, из хижины и встать к ней спиной, продолжая свой рассказ.

Когда человек щурится, он уменьшает открытую область глаз, что даёт ему возможность сконцентрировать внимание на объекте или человеке. Раскрытые глаза передают смысл не «увидеть больше», а связаны, во-первых, с удивлением, а во-вторых, с желанием узнать нечто. Оба жеста – сощуриться и широко раскрыть глаза – имеют очевидные социальные функции.

Глазное поведение тесно сопряжено с поведением собственно жестовым и позовым. Сощуриться или смотреть прямо в глаза можно только при статичных позах; задумываясь над чем-либо или уходя в себя, человек не только может закрыть глаза, но также прекращает вообще какую-либо жестикуляцию; подмигивание обычно сочетается с приветливой или хитрой улыбкой.

В ходе коммуникации человек может вполне сознательно менять тактику и стратегию своего глазного поведения партнёра. Так, говорящий обычно периодически смотрит на лицо или в глаза адресата для того, чтобы убедиться в существовании и/или степени прочности обратной связи, т.е. что его слушают, понимают, или чтобы проследить за тем, как меняется эмоциональное состояние партнёра, его отношение к говорящему, и в зависимости от этого менять своё собственное поведение. Исследования разных учёных показали, что в процессе устного речевого общения сказанное воспринимается более точно, если участники имеют возможность следить за поведением глаз друг друга. (Грушевицкая, Попков, Садохин 2002, 179)

невербальный общение коммуникация


6. Гаптика: касания в коммуникации людей

Сферу употребления касаний образуют чрезвычайно разные по своему характеру ситуации общения, от повседневных бытовых до ритуальных и магических. За касаниями как кинетической формой поведения стоит огромный культурный пласт, уходящий в далёкое прошлое. Происхождение касаний, их виды, функции и смыслы, а также высокая частота использования в коммуникативных актах делают касания чрезвычайно важным и интересным объектом изучения.

6.1 Основные функции бытовых касаний в акте общения

Можно выделит следующие функции бытовых касаний в коммуникативном акте:

1. Выражение дружбы, участия или заботы по отношению к адресату жеста;

2. Отражение интимного отношения к адресату, в частности сексуально интимного. Желание интимного телесного контакта, как многие считают, является глубоко спрятанной физиологической потребностью, которая возникает у человека в самом раннем детстве и тянется через всю его жизнь;

3. Установление контакта между жестикулирующим и адресатом и привлечение внимания адресата к кому-либо или чему-либо;

4. Отражение доминантного положения человека на некоторой социальной шкале.

Касания часто происходят в диалогических взаимодействиях социально и коммуникативно неравных партнёров, например, в таких парах, как учитель – ученик, врач – пациент, начальник – подчиненный и др. В норме в русской культуре больший общественный вес человека как бы даёт ему «право первого прикосновения». Если же, напротив, первым своего партнёра касается человек, обладающий более низким статусом, то это действие, вне особо выделенных и оговорённых социальных ситуаций или речевых и невербальных актов, всегда оценивается как ненормативное нарушение субординации и даже с этической точки зрения как аномальное и неприличное. Впрочем, фактор возраста вносит серьёзные коррективы в указанное правило, а именно в среде американцев подчинённый, значительно старший по возрасту, может первым коснуться своего более юного начальника, обращаясь к нему, например, с просьбой.

Той же привилегией проявления инициативы в касаниях обладает в европейской культуре мужчина, когда он ухаживает за женщиной. Обычно мужчина первым берёт женщину под руку или за руку, обнимает за талию, кладёт руку ей на плечо, а когда отношения становятся более интимными, первым целует и переходит к более интимным касаниям и ласкам. Видимо, тот факт, что мужчины чаще, чем женщины, выступают в разнополых коммуникативных актах в роли инициатора касаний, объясняется их большей от природы сексуальной активностью. В ухаживании мужчина обычно последовательно решает две задачи: привлечь сексуального партнёра и преодолеть его страх перед более близким контактом. Вторая стадия ухаживания в гораздо большей степени, чем первая, является рискованной (более высока вероятность провала), поскольку она тактильно насыщена.

6.2 Касание как невербальный социальный акт

Из перцептивных способностей человека касание является одной из основных. Касание – это всегда установление физического контакта с человеком, с его кожей, волосами или с одеждой, с предметами, которые человек держит, носит и т.п. Кожа, в отличие от глаз, способна воспринимать и передавать сообщения в темноте: она мгновенно реагирует на внешние возмущения, отчётливо узнаёт объекты и распознаёт акты поведения.

Касания охотно применяют между собой друзья, и человеку обычно не нравится, когда его трогают чужие. В норме человек на публике избегает прикосновений, если, конечно, осознаёт присутствие людей, нам не нравится, когда проявляют «чувство локтя» в транспорте, когда нас касаются в лифте, в очереди, в переполненном помещении. Нормальный человек обычно вынужден совершать много лишних движений и лавировать в людском потоке, чтобы избежать ненужных и неприятных прикосновений. Если же он сам, проходя или пробегая, кого-то задевает, то по нормам этикета ему полагается за это извиниться. Хотя речевой акт извинения в подобной ситуации может и предшествовать касанию, если человек предполагает, что касание неизбежно.

В русской культуре касания – это всегда активное вторжение в личную сферу другого человека, поэтому они должны быть действиями осторожными и ненавязчивыми. В условиях применимости правил тактильного взаимодействия, свойственных русской невербалике, входят не только информация о доступности и ли недоступности для касания определённых областей тела или информация о типе касания и выражаемом касанием смысле, но также сведения об актуальном психологическом состоянии и качествах адресата, об отношении его к касаниям вообще и к данному типу касаний в частности: не ущемит ли, например, касание его гордость, не заденет ли честь, будет ли оно ему приятно и т.п.