Смекни!
smekni.com

Формирование субкультуры аниме среди молодежи (стр. 3 из 10)

Поэтому, по нашему мнению, составляющими субкультуры и одновременно признаками ее оказываются: знание (картина мира в узком смысле); ценности; стиль и образ жизни; социальные институты как системы норм; процедурное знание (навыки, умения, способы осуществления, методы); потребности и склонности (см. схему)[15].


Источник: Слюсаревский Н. Н. Субкультура как объект исследования // Социология: теория, методы, маркетинг. – 2002. – № 3. – С.117 – 127.

Ш. Айзенштадт об этом писал так: «… юность есть переходная фаза между миром детства и взрослым миром». Но однако, не все субкультуры связаны с возрастными акцентами. А отсюда следует, что субкультуры могут быть рассмотрены не только с точки зрения их собственных культурных элементов, часто они могут формироваться и существовать как исторический ответ на уже существующие субкультурные моды. Каждое поколение стремится решить структурные проблемы своего коллективного существования, получается, что молодежь уже имеет свою собственную историю субкультур. Молодежь всегда особенно остро ощущает пропасть между тем, что происходит, и тем, чему и как их приучали верить.[16]

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что молодежная субкультура привлекает тех, кто чувствует небольшие обязательства или имеет небольшие «капиталовложения» в свой существующий статус. Эта культура привлекает тех, кому не хватает чувства реальности. Там, где жизнь молодых людей преодолевает это отчуждение или изоляцию, там, где он или она чувствуют себя неудачниками, сценарии, заключенные в субкультурах, становятся невероятно привлекательными.

1.2 Методологический инструментарий в социологическом исследовании субкультурных явлений

Научно-методологический инструментарий для исследования субкультурных явлений представляет собой совокупность концептуально взаимосвязанных методов, подходов, принципов, критериев и т.п. Наряду с этим в методологию включен инструментарий смежных отраслей научных знаний, но таких, без характеристики которых невозможно цельное понимание его ценности в каждой процедуре, задаче, работе.

Начнем с того, что исследования молодежных субкультур в России столкнулись с определенными методологическими трудностями. В частности потому, что к России невозможно, как показывает практика, напрямую приложить достижения западных школ исследования молодежных субкультур, даже такой образцовой, как Бирмингемская, что легко обнаруживается, скажем, при изучении работ Дика Хебдиджа. Связано это с тем, что западные школы работали с материалом в странах «первого мира», а Россия является страной «третьего мира». Собственно, невозможность прямого приложения достижений западных школ изучения молодежных субкультур к «третьему миру» стала ясна еще на примере Африки. Никакие к настоящему моменту признанные западные концепции не могут объяснить, каким образом развлекательная субкультура безработной и полубезработной молодежи Монровии и Фритауна (которая западными авторами рассматривалась как подражание заокеанской субкультуре хип-хопа) смогла превратиться в вооруженные повстанческие движения, которым оказалось по силам наносить поражения правительственным войскам.

Спецификой России надо признать, во-первых, социокультурную неоднородность страны, при которой де-факто существуют две России: Россия столиц и крупнейших городов и Россия провинции (и эти две России существенно отличаются друг от друга), во-вторых – пространственную протяженность страны, препятствующую общению, а в последнее время и отсутствие единого культурного и информационного пространства. В третьих – низкий уровень доходов подавляющего большинства населения, что препятствует передвижениям по стране, установлениям контактов и получению доступа к источникам информации. В-четвертых – незавершенность классообразования, формирования устойчивых и воспроизводящихся социальных групп, сословий, страт.

В развитых западных странах таких проблем для представителей молодежных субкультур просто не возникало. Социальная структура давно установилась и самовоспроизводится, существует единое социально-культурное пространство, что в случае относительно небольших стран обеспечивает быстрое возникновение и распространение молодежных субкультур по всей территории страны, а в случае, например, США – легкий отток рекрутов молодежных субкультур из патриархальных зон, скажем, Среднего Запада, в крупные города[17].

Поэтому на Западе не наблюдалось, например, картины распространения молодежных субкультур, которая типична для СССР, а затем России, то есть наличия «двух волн» распространения и формирования субкультуры, когда первоначально явление возникает в крупных (столичных и т.п.) городах, приобретает там значительный размер, а затем с заметным временным лагом аналогичное явление появляется в провинции.[18]

Наилучшие результаты исследований будут достигнуты, если применять так называемую «мягкую» или «качественную» методологию, которая приобрела большую популярность в последние годы. Речь идет о «жизненных» описаниях, изучении фактов в отличие от «безжизненных» научных схем. Дело не только в том, что «качественная» методология предполагает разработку правил проведения исследования по ходу самого исследования. Как альтернативную программу, противостоящую традиционным «жестким» методам, «качественную» методологию можно трактовать как симптом.[19]

К качественныем методам исследования субкультурных явлений относятся участвующее наблюдение и биографические интервью. Анализ биографических интервью дает возможность проследить процессы самоидентификации информантов как приверженцев той или иной субкультуры, прояснить вопросы, связанные с социальными нормами, стереотипами и внутренними границами субкультуры. Участвующее наблюдение позволяет сопоставить то, что говорят о себе участники, с их поведением, а также понять характерный сленг и характер социальных отношений в группах. Чтобы избежать ложных интерпретаций, практикуются повторные интервью на протяжении некоторого времени.

Для изучения молодежной субкультуры необходим не только теоретический анализ термина, не только анализ молодежной субкультуры как явления социальной жизни, но и конкретные социологические исследования. И, прежде всего, исследования направленные на изучение молодежных субкультур как социо-культурного феномена.

Наиболее эффективным для этого является использование качественных методов, а именно метода фокус-групп. Качественные методы, в отличие от количественных, дают возможность для более глубокого и полного понимания и объяснения социальных явлений, что особенно ценно при исследовании молодежной субкультуры. Другая положительная сторона качественных методов исследования состоит в том, что наборы альтернатив, предлагаемые любыми формализованными опросами, могут не совпадать с имеющимися в сознании респондента категориями, которыми он оперирует при восприятии и оценке того или иного явления. Хотя в результате исследования респондент принимает и оценивает предложенную ему структуру, исследователь, тем не менее, получает неполную информацию.

Качественные методы создают условия для наблюдения за значениями индивида, что особенно полезно при изучении культурных явлений. В дополнение к функциональной ценности информации люди наделяют ее значением, т.е. как-то относятся к ней и к коммуникаторам. У людей формируются образы различных социальных явлений. В ситуации качественного исследования максимально приближенной к жизненной, респондент, свободно высказывающий свое мнение, решает творческую задачу представления своих образов в том виде, в котором они влияют на мотивацию. Качественное исследование помогает открыть мотивационные аспекты поведения человека, его ожидания, представления, ценности и т. п. И сделать их доступными для творческого процесса. Использование групповых форм работы делает качественные методы более экономичными и эффективными. Тем более что цель исследования - описание той или иной молодежной группы как субкультурного сообщества, в этом аспекте групповые формы работы представляются наиболее уместными.

Еще одно показание к использованию качественных методов - слабая изученность, неразработанность проблемы, что делает практически невозможным использование количественных методов в изучения проблемы.

Кроме того, в исследование субкультурных явлений может быть включено психологическое исследование, целью которого является выявление влияния конкретного субкультурного события на актуальное психоэмоциональное состояние участников этого события. Для этой цели могут быть использованы тестовые методики, направленные на изучение эмоциональной сферы, например такие, как Методика самооценки эмоциональных состояний А. Уэссмана и Д. Рикса и Дифференциальные шкалы эмоций по К. Изарду.

Также при изучении проблемы молодежных субкультур используется метод анализа документов. Этот метод используетсялся в двух направлениях:

1. Анализ научной литературы, посвященной не только проблемам молодежной субкультуры, но и рассмотрению культуры как феномена социальной жизни, использовуется литература социологического характера и из смежных областей - психологии, антропологии, этнографии, культурологии.