Смекни!
smekni.com

Формирование субкультуры аниме среди молодежи (стр. 5 из 10)

Разумеется, существуют и отклонения от правил и далеко не все аниме можно чётко подразделить по целевой аудитории, некоторые образчики анимации предназначены буквально всем желающим. В первую очередь это касается т.н. «семейных» мультфильмов. Законодателем в этой области на Западе является незабвенный Уолт Дисней, сделавший много для анимации в целом, и для детской анимации в частности. В Японии же существует местный «уолт дисней» и имя ему – Миядзаки Хаяо. Фильмы Миядзаки выделяются среди всей однообразной по сути и одношёрстной компании разнообразных сериалов, как колосс над толпой. Его мультфильмы учат, наставляют на путь истинный и пробуждают в человеке лучшие чувства. Чего порой не скажешь о многих аниме-сериалах.

Разделяясь по возрасту, разделяется аниме и по жанрам, каждый из которых, естественно, любим той или иной аудиторией. Помимо общеизвестных драм, трагедий, комедий, фантастического действа или киберпанка, существуют в японской анимации и такие любопытные жанры как, например, махо-сёдзе. Как правило, сериалы такого типа предназначены для девочек лет эдак до 13-15 и рассказывают о девочке-волшебнице или девочке, которой чудом довелось обзавестись каким-либо магическим артефактом. После обнаружения источника волшебной силы начинаются приключения, «очевидные и невероятные».

Ещё любопытным и чисто японским, наверное, изобретением можно считать жанр добуцу («пушистики»), в котором персонажи щеголяют роскошными усами, хвостами и лапами и при этом являются скорее человекоподобными созданиями, чем животными.

У части зрителей, как в самой Японии, так и на Западе определённый интерес вызывает такой жанр как хентай. Хентай – это японская рисованная порнография, славящаяся тоннами извращений и выплёскивающая на свет божий и неокрепший ум зрителя все потайные страхи и фобии создателя. Щупальца, пришельцы, машины, огромные бюсты, садо-мазо и прочие извращения, замешанные на эдиповом комплексе, чувстве собственной неполноценности и прочих отклонений, буйно роятся в том количестве хентайных сериалов и полнометражек, которое выплёскивается на головы страждущих. При этом, хентай, идущий на экспорт, умудряются подвергать цензуре. Как, кстати, и множество аниме вообще. В частности, столь известная у нас на родине «Сейлормун» была в своё время нещадно порезана ножницами американских дельцов. А ведь именно эту версию показывали в нашей стране. И нездоровые отношения Зойсайта с Кунсайтом почему-то трансформировались в сыновне-отцовскую любовь (ох, представляю, как смеялись создатели сериала, когда узнали об этом), а Харуку с Мичиру и вовсе превратили бог весть во что.

Японская анимация отличается от европейской ещё и тем, что выпускается преимущественно в формате сериала – по 12, 26, 52 и более серий. Бедные японские фанаты лицезреют по одной серии в неделю, а то и в две недели, именно поэтому нередко в начале следующей серии рассусоливают, что именно было в предыдущей. Японских отаку спасает только одно – огромное количество этих самых сериалов, о которых можно говорить часами. Если удастся найти время между школой, внеклассными занятиями и дзюку, т.е. подготовкой к вступительным экзаменам в университет.

Каждая серия длится вместе с рекламой около получаса, а чистого времени занимает около минут 20-25. В начале и в конце каждой серии есть специальная заставка. Начальная называется опенингом (opening, «открытие, начало»), а концовка – эндингом (ending, «закрытие, завершение»).

В таких условиях многосерийности с одной стороны есть плюсы, а с другой – минусы тоже есть. К плюсам можно отнести большую раскрытость героев и проработанность образов, а к минусам – затянутость, повторы и проходные серии, когда действие по сути с места не двигается. Причём, порой минусы заметны куда лучше, чем плюсы и это является не только особенностью человеческой памяти и мышления, но и ляпами самих сериалов. В настоящее время, по-моему, как никогда наблюдается засилье проходных и плоских сериалов, которые не несут в себе никакой нагрузки, за исключением чрезмерного давления на жалость и соплепускание без всякой видимой причины. Или же причина может быть ну крайне надуманной.

Ещё одной особенностью аниме является озвучка. В Японии для озвучивания ролей в мультсериалах существуют специальные актёры, который называются сэйю. Сэйю поистине перевоплощаются в своих героев (лучшие из них во всяком случае) и отыгрывают роль на ура, принося в нарисованную рожицу глубину и психологизм. Подчас хороший сэйю может спасти сериал, а плохой или бездарный, соответственно, загубить. И только в Японии существуют специальные школы для обучения актёров озвучки – других аналогов таких школ в мире пока не наблюдается. И наиболее болезненным моментом является дубляж аниме при лицензировании его в другой стране. В этом случае, как правило, вся работа сэйю идёт насмарку и зритель получает куда меньше удовольствия от сериала, чем носитель японского языка. Из этой ситуации придумали выход и теперь множество отаку по всему миру смотрит аниме с субтитрами. И вроде все счастливы, но у субтитров есть другая особенность – мозг вынужден на них отвлекаться и в результате этого из поля зрения могут выскочить какие-либо мелкие детали оформления или миллисекундные изменения мимики персонажей, что в итоге влияет на восприятие сериала. Разумеется, в идеале нужно смотреть аниме на языке оригинала, но если вы не можете похвастаться хорошим знанием японского языка, то лучше будет посмотреть сериал (или полнометраж) с озвучкой и, желательно, не пиратского производства. Пираты, конечно, люди в чём-то безмерно талантливые, но до актёров нашей озвучки и тем более до сэйю им далеко.

Аниме в последнее время всё больше распространяется по миру и претендует скорее на мультинациональную известность. С одной стороны, это хорошо, т.к. люди могут почерпнуть у других народов их обычаи и язык, узнать много нового, а с другой стороны, нередко демонстрируются не самые лучшие стороны людей, которые, конечно, нужно знать в лицо, но лучше следует избегать.[22]

Эстетика всего японского кинематографа включает в себя умиротворенность дзен-буддизма, его созерцательную основу. И, конечно, в любом фильме или мультфильме японцы стараются воздать уважение и тем божествам или духам, которым они поклоняются.

В этом заключается главная эстетическая линия японского кинематографа. В познании жизни простых людей через призму мифологических и философских знаний этого народа.

2.2 Возрастные предпочтения в выборе аниме как объекта сетевой коммуникации

В этой части работы мы выявим возрастные предпочтения в выборе аниме методом контент-анализа по сайтам, форумам соответствующей тематики.

Данные взяты с сайтов сети Internet, а именно:

1. http://www.animeforum.ru/index.php?s=

AnimeForum.ru - крупнейший в рунете сообщество любителей аниме (японская анимация), манги (японские комиксы) и культуры Японии. Однако, интересы посетителей отнюдь не ограничены этими рамками: к примеру, такие непрофильные разделы, как "Хард & Софт", "Книги, музыка и фильмы", "Игры" также имеют большую популярность и десятки тысяч сообщений.

Общие показатели:

AnimeForum.ru ежедневно посещает более 3500 человек, просматривая более 35 тысяч страниц. Ежемесячная аудитория форума - более 70 тысяч уникальных посетителей. Число зарегистрированных пользователей превышает 30 тысяч человек.

Социально-демографические показатели:

80% посетителей проживают в Российской Федерации, из них 40% в Москве и 15% в Санкт-Петербурге.

Средний возраст зарегистрированных посетителей составляет 17-19 лет (38%).

Распределение по половому признаку: 60% мужчины, 40% женщины (информация взята с AnimeForum.ru).

На AnimeForum одним из пользователей была размещена анкета (Приложение 2), с помощью которой можно выявить особенности, предпочтения, характеристики и взгляды любителей аниме как социальной группы, основанное на статистических данных.

В опросе приняло участие 35 человек (все заполненные анкеты размещены на форуме).

Из проанализированного нами материала можно вывести следующие результаты возрастных предпочтений в выборе аниме как сетевой коммуникации:

возраст до 15 лет – 0 человек;

возраст 16-20 лет – 26 человек;

возраст 21-25 лет – 5 человек;

возраст 26-30 лет – 4 человека;

возраст более 30 лет - 0 человек.

Таким образом, можно сделать следующий вывод, что большинство людей, увлекающихся аниме, относятся к возрастной группе от 16 до 20 лет, что соответствует официальной статистике данного форума.

2. http://anime.com.ru/modules.php?name=Forums&file=viewtopic&t=

Форум anime.com.ru является добровольным некоммерческим международным объединением интеллигентных русскоязычных людей, интересующихся вопросами японской анимации, культуры, искусства и различных направлений жанра Аниме и Манга, а также связанных с главной темой областей знаний и интересов (текст и пунктуация сохранены, http://anime.com.ru/modules.php?name=Forums&file=).

Также, как и на AnimeForum.ru на форуме anime.com.ru была размещена анкета (Приложение 3).

В опросе приняло участие 30 человек (все заполненные анкеты размещены на форуме).

Проанализировав данные, можно подвести итог:

возраст до 10 лет – 0 человек;

возраст 10-15 лет – 1 человек;

возраст 15-20 лет – 13 человек;

возраст 20-25 лет – 13 человек;

возраст 25-30 лет – 3 человека;

возраст 30-40 лет – 0 человек;

возраст более 40 лет - 0 человек.

Можно сделать вывод, что в группе анимешников, как они сами себя называют, преобладают люди в возрасте от 15до 25 лет.

3. http://amefuriko.livejournal.com/1411.html

На данной странице Живого журнала была размещена анкета (Приложение 4).

В опросе приняло 24 человека. Итог опроса следующий (а именно по возрастной принадлежности):

4. http://forum.littlesanime.ru/topic26853s0.html?p=599689&#entry

На данном форуме был проведен опрос, целью которого было выявление наиболее популярных видов аниме (текст сохранен):