Смекни!
smekni.com

Путь к просветлению (стр. 4 из 9)

интерес к красотам этой жизни.

Хорошее знание того факта, что "досуг и удачу, должно быть, трудно

найти, а жизнь не является столь уж продолжительной", и тогда наш

обычный интерес к видимостям этой жизни поворачивается обратной сторо-

ной. В этом тексте решимость выйти из круга перерождений создается

посредством двустадиального размышления: сначала об устранении интере-

са к проявлениям этой жизни, а затем - об устранении интереса к воз-

можностям будущих рождений. Цзонхава в своей книге "Великое описание

стадий Пути" ("Ламринченмо") повествует о практиках для существ с ма-

лыми и средними способностями, а также о временных плодах, доставляе-

мых им этими практиками, но обо всем этом говорится отдельно. Однако

здесь, в сочинении "Три принципиальных аспекта", эти практики объеди-

няются с единым замыслом по развитию намерения покинуть циклическое

существование.

Нет никакого смысла в привязанности к этой жизни. Не имеет значе-

ния, как долго мы живем. Даже если мы сможем прожить около 100 лет,

все равно, в конце концов, мы должны будем умереть, теряя эту ценную

человеческую жизнь. Но когда конкретно это случится - неясно, это мо-

жет произойти в любое время. Главное, что эта жизнь распадется, и не-

важно, много ли у вас было собственности - она вам не поможет.

Никаким количеством богатства нельзя купить продление жизни. Неваж-

но, много ли вы накопили денег и храните ли вы их в банке, но в день

вашей смерти ничто вам не поможет. В этом отношении смерть миллионера

и смерть дикого животного одинаковы. Хотя для жизни нужны какие-то ис-

точники, но конечно, они не суть конечная цель достижений. Итак, нес-

мотря на материальное благосостояние и преуспевание, многие виды стра-

дания существуют в силу того, что мы живем обычной человеческой

жизнью, приносящей несчастья различными способами.

Является ли сама природа человеческой жизни жалкой? И является ли

она столь уж неизменной? В нынешних обстоятельствах, пребывая во влас-

ти обусловленности, мы уже испытали на себе, что сама природа жизни

печальна. Однако при помощи предложенных рассуждений, которые доказы-

вают возможность обрести освобождение, мы можем увидеть, что причины,

производящие бедствия, преодолимы посредством отделения ума от небла-

гоприятных эмоций. Таким образом, ясно, что тяготы вовсе не являются

обязательно присущими человеческому существованию.

Если мы в состоянии найти должное применение человеческому разуму,

мы сможем обрести нечто весьма ценное. Когда же мы озабочены исключи-

тельно делами этой жизни, тогда будет растрачена настоящая возможность

использовать могучий человеческий мозг, которым мы уже обладаем. По-

добно стремлению приобрести что-то незначительное, и применение чело-

веческого ума ради достижения чего-то маловажного также является весь-

ма грустным. Осознавая слабость такого действия, нам нужно выработать

воззрение, согласно которому было бы глупо делать упор исключительно

на заботах этой жизни. И этот упор постепенно будет ослабевать благо-

даря совершенствованию позиции на решительное оставление круговорота

бытия.

Отрекаясь от этой жизни, мы не просто пренебрегаем жизненными пот-

ребностями, такими как голод, но стремимся свести нашу привязанность к

нуждам, ограничивая их этой жизнью. Более того, не только эта жизнь,

но все изумительное благосостояние и беспредельные возможности цикли-

ческого существования также по своей природе являются страданием, и

они безусловно будут вырождаться. Хотя каждый может ожидать лучшей

жизни в будущем, после этой он будет рождаться еще и еще, но нет ника-

кой уверенности в том, что будущие жизни будут лучше.

Таким образом, необходимо не только сократить наш интерес к красотам

этой жизни, но и прервать привязанность к будущим рождениям. У нас

должна постоянно возникать мысль, что жизнь, проходящая во власти

грязных деяний и печалей, лишена сущности, бесхребетна.

Цзонхава заявляет:

Если вы задумываетесь вновь и вновь

О поступках и их неминуемых последствиях,

И страданиях круговращенья бытия,

То интерес к его возможным проявлениям

В будущих воплощениях будет обращен вспять.

Впереди нас ждут бесчисленные перерождения, как хорошие, так и пло-

хие. Последствия кармы (деяний) неминуемы, а в предыдущие жизни мы на-

копили отрицательную карму, которая неизбежно скажется в этой или бу-

дущих жизнях. Точно так же как некто, преступление которого доказано

полицией, будет в конце концов схвачен и наказан, и мы неминуемо долж-

ны столкнуться с последствиями ошибочных действий, совершенных нами в

былые времена, пусть даже мы еще не в тюрьме. Однажды мы накопили

предпосылки к страданию из-за наших недобродетельных деяний в прошлом.

Нет способа избежать наказания, свершенное тогда не вернуть назад, и

мы, наконец-то, должны испытать на себе их последствия.

Мы не способны устранить отрицательную карму, которая накоплена

прошлыми недостойными поступками и теперь уже присутствует в зародыше-

вой форме в нашем собственном сознании, поэтому не надейтесь дождаться

перерождений совершенно замечательных, в которых вы избежали бы неми-

нуемых страданий круговращенья бытия. Не только в этом, но даже если

мы проверим лучшую сторону циклического существования, то обнаружим,

что она тоже не проходит вне природы страдания, вне ухудшения.

Жизнь омрачается тремя видами страдания: страдание от боли, страда-

ние от изменения и проникающим повсюду страданием от обусловленности.

Анализируя неизбежные последствия предыдущих ошибочных деяний, а также

природу страдания пусть даже замечательных рождений круговорота бытия,

мы можем уменьшить привязанность к этой и будущим жизням, развивая

сознание необходимости достижения освобождения. От соединения этих

двух задумок: преодолеть интерес к этой жизни и ее красотам, а также

интерес к прелестям перерождений вообще, - возникнет решимость освобо-

диться от циклического существования.

Что привлекает нас в страданиях? Это - непокорный ум, т. е. то, что

не вне, а внутри нашей ментальной целостности. Последнее нам дано в

проявлениях неблагоприятных эмоций, воздействующих на наши умы, и тем

самым мы втягиваемся в совершение различных ошибочных деяний. В ес-

тественно чистой сфере подлинной природы сознания появляются некие

представления, а благодаря их силе мы вовлекаемся в неверные действия,

ведущие к страданию. С огромным вниманием и тщательностью нам нужно

заставить исчезнуть эти представления, погрузив их обратно в непрояв-

ленную сферу природы сознания, что подобно облакам, скучившимся на не-

бе, а затем вновь рассеявшимся в небесной чистоте.

В этом случае прекратятся ошибочные деяния, проистекающие от таких

представлений. Как говорит Миларэпа (1039 - 1122 гг., тибетский мысли-

тель школы карчжупа): "...Коли возникает, то возникает из самого

пространства, коли исчезает, то исчезает обратно в пространство", Нам

нужно хорошо знать состояние самих вещей, постигая, что есть заблужде-

ние, а что нет, и быть в состоянии вернуть эти представления обратно в

сферу нераздельной реальности.

Счастье приходит благодаря спокойствию ума, без успокоения ума нет

пути к счастью. Основой этого является осознанная решимость освобо-

диться от циклического существования. В буддийских писаниях поясняет-

ся, что нет начала у сознания, и отсюда нет начала у перерождений каж-

дого из нас. В понятиях рассудочного знания это выражается так: ни в

коем случае сознание не может служить в качестве субстанциональной

причины материи, и ни в коем случае материя не может служить в качест-

ве субстанциональной причины сознания. Единственное, что может служить

в качестве сущностной причины сознания - это прошлое сознание. По-

средством этого рассуждения устанавливаются взгляды на прошлые и буду-

щие существования.

Сразу договоримся о будущих воплощениях. Понятно, что совершенно

неважно, сколь велико ваше состояние и прочее в этой жизни. Даже если

вы миллиардер: когда вы умираете, в последний путь вам не взять с со-

бой ни одного пенни. Также неважно, много ли у вас друзей, ибо в конце

вы не сможете ни одного из них пригласить с собой. Что отправляется

вместе с вами, то помогает вам, и это есть сила вашей собственной доб-

родетели, ваши благие деяния.

Следовательно, очень опасно быть вовлеченным на сто процентов в де-

ла, ограниченные перспективой настоящей жизни. Хотя было бы непрактич-

ным посвящать все ваше время духовным предметам, однако это помогло бы

в будущих воплощениях. Неплохая идея состоит в том, чтобы вы 50% вашей

энергии уделяли заботам этой жизни, а еще 50% - более глубоким темам.

Мы должны жить, и у нас есть желудок, который нужно наполнять. Но мак-

симальная продолжительность этой жизни составляет в лучшем случае 100

лет, что является весьма коротким периодом по сравнению с чередой бу-

дущих перерождений. Так что стоит подумать о ваших будущих жизнях и

стоит готовиться к ним, понемногу сокращая занятость ума делами насто-

ящей жизни.

А если это не так, когда мы проверяем прелести циклического сущест-

вования и находим, что они действительно суть страдание по своей при-

роде? Они не являются таковыми, ибо вне зависимости от того, как долго

мы ими пользуемся, они всегда приятны. Например, если у вас много до-

мов, а вы одиноки, то, пользуясь каким-то домом, вы другие оставляете

пустовать. Затем вы переезжаете в другой из домов, а первый остается

без применения. Аналогично, если у вас много денег и вы держите дома

огромное количество продуктов питания, то все равно вы имеете лишь