Смекни!
smekni.com

Путь к просветлению (стр. 8 из 9)

происхождении. Таким образом, феномены, возникающие в зависимости,

постулируются после опровержения присущего существования.

____

* Этот аналитический метод состоит из следующих альтернатив: 1) лич-

ность и совокупность ума и тела являются присущими одной и той же сущ-

ности, или 2) они суть различные сущности, или 3) личности свойственна

зависимость от ума и тела, или 4) ум и тело врожденно зависят от лич-

ности, или 5) личности присуще обладание умом и телом, или 6) личность

является формой тела, или 7) личность состоит из ума и тела. - Приме-

чание издателя английского текста Джеф. Хопкинса.

Если мы рассмотрим человека, являющегося нам во сне, и реального

человека в состоянии бодрствования с помощью семичленного рассуждения,

то ни в одном из случаев в равной мере не обнаружим никакой самостоя-

тельной сущности. Однако, хотя человек сновидения и действительный че-

ловек после применения процедуры семичленного рассуждения являются

одинаково ненаходимыми, это ведь не значит, что человек сновидения

должен утверждаться в качестве человека. Это бы противоречило досто-

верному познанию, занимающемуся условными объектами. Последовательно

конвенциональное достоверное познание отрицает, что человек сновидения

идентичен человеку, считающемуся реальным, так как последний не может

быть дискредитирован условным достоверным познанием.

Хотя и нельзя найти человека посредством семичленного рассуждения,

все-таки не принято заключать из этого, что люди не существуют, пос-

кольку такое утверждение было бы опровергнуто условным достоверным

познанием. Конвенционально-достоверное познание устанавливает действи-

тельность человеческих существ, и, следовательно, они должны обсуж-

даться в качестве существующих. Из того факта, что они не являются

очевидными по результатам семичленного рассуждения, но тем не менее

существующими, можно решить, что люди существуют не сами по себе, не

независимо, но только будучи подвластными или зависимыми от других

обстоятельств. Таким образом, смысл выражения "быть пустым в отношении

своей собственной самостоятельности" состоит в том, чтобы зависеть от

других.

Когда Нагарджуна и его ученики приводили доводы в пользу пустотнос-

ти феноменов, они часто прибегали к доводу о взаимозависимом происхож-

дении, а именно: феномены возникают в зависимости от наличия причин и

условий. Нагарджуна говорит об этом в своем "Трактате о Срединном Пу-

ти" ("Муламадхьямика-карика", глава 24, строфа 19 в переводе с санс-

крита В. Андросова):

"Поскольку нет никакой вещи (дхарма),

Которая бы возникла независимо,

Постольку нет никакой вещи (дхарма),

Которая бы ни была пустой (шунья)"*.

____

* На наш взгляд, здесь не менее важна и предыдущая строфа:

"Мы считаем, что взаимозависимое

Происхождение - это пустотность (шуньята).

Приняв ее лишь за обозначение (праджняпти),

Поймешь, что она и есть Срединный путь". (глава 24, строфа 18)

(Примечание В. Андросова).

Нет феноменов, которые бы возникали независимо, и нет феноменов,

присущее существование которых не было бы пустым. Арьядева в своем

"Сочинении в 400 строф" ("Чатухшатака", глава 24, строфа 23 - на санс-

крите не сохранилась) пишет:

"Все эти (феномены) не являются самостоятельными,

Поэтому нет самости (или присущего существования)".

Нет феноменов, существующих по своему собственному усмотрению, сле-

довательно, все феномены лишены сущности, устанавливаемой в силу своей

собственной природы. В качестве довода, доказывающего, почему феномены

пусты, не приводят того, что объекты не видимы, не осязаемы, не обоня-

емы. Когда заявляют, что феномены пусты, это не означает, что они ли-

шены возможностей выполнять их функции. Это значит, что они пусты в

отношении их собственного присущего существования.

Более того, значение взаимозависимого происхождения состоит не

только в том, что прирожденным является свойство феноменов возникать в

зависимости от причин и условий, но и в том, что это их происхождение

подобно магической иллюзии. Если вы хорошо понимаете смысл пустотности

и взаимозависимого происхождения, то по поводу одного объекта вы смо-

жете понять его неминуемое безошибочное появление, а также пустоту его

присущего существования. Это вовсе не суть противоречие.

С другой стороны, вам кажется, что невозможно реализовать эти две

вещи в отношении одного объекта, а именно: несозданную реальность пус-

тотности и произведенное в силу взаимозависимого происхождения. Одна-

ко, коль вы установили пустоту присущего существования как раз пос-

редством довода о взаимозависимом возникновении, то невозможно позна-

вать в отдельности проявление и пустоту.

Пустотность присущего существования проникает в ум в силу исчезно-

вения объекта отрицания. В данном случае - это присущее существование.

В тот момент, когда ум постигает простое отсутствие после отрицания

присущего существования, это отсутствие не подразумевает наличие дру-

гого позитивного феномена на этом самом месте. Чтобы понять пустот-

ность, нужно устранить объект отрицания. Например, чтобы проникнуться

отсутствием цветов здесь, передо мною, нужно убрать цветы.

Когда мы говорим о таком отсутствии, которое есть лишь отрицание,

или отрицание присущего существования, то мы рассуждаем о способе яв-

ления пустотности уму - как чистой бессодержательности, лишенной объ-

екта отрицания. Мы не говорим, что в это время нет сознания или лич-

ности, постигающей пустотность, так как фактически мы описываем, как

это является в медитации в сознание медитирующего.

Итак, на основании того факта, что феномены взаимозависимы и что

они возникают не самостоятельно, мы устанавливаем, что их присущее су-

ществование пусто. Поскольку взаимозависимое происхождение использует-

ся в качестве довода в пользу пустотности присущего существования,

постольку в отношении одного объекта практикующий буддизм на уровне

языка общения избегает высказываться о двух крайностях - о присущем

существовании и абсолютном небытии.

Когда пустотность познается при простом восприятии явлений, и зна-

чит, при простом восприятии процесса взаимозависимого происхождения, -

такое познание явлений содействует проникновенному пониманию пустот-

ности. Когда познание пустотности происходит посредством довода о

только что воспринятом взаимозависимом происхождении и вне связи с

другими видами доказательства, - такое понимание не вредит другим ти-

пам познания. Напротив, они совместно помогают друг другу. И поэтому

нет необходимости в альтернативном познании и явлений, и пустотности,

как то могло быть, если бы они были безотносительны друг другу, от-

дельными. Поскольку же этого нет, такой анализ видения полон.

Чандракирти пишет в своем труде "Дополнение к (Нагарджунову) Трак-

тату о Срединном пути" ("Мадхьямика-аватара", глава 6, строфа 160 -

санскритский оригинал не сохранился):

"Если йог обнаруживает отсутствие этой (Колесницы),

Разве может он сказать об этом как о несуществующем

семью видами присущего бытия?

Благодаря такому видению он легко входит в Таковость (Татхата).

Следовательно, дабы здесь установить эту (Колесницу),

нужно утвердиться в этом Пути".

Когда ищут посредством семичленного рассуждения, феномен не может

быть найден, однако он постулируется как существующий. Это существова-

ние проистекает не от самостоятельной силы объекта, а от силы его

обусловленности. Отсюда следует, что понимание того, как феномены пос-

тулируются на уровне условностей, помогает проникать в их безусловную

природу.

Прежде же столь глубокого уровня постижения, когда вы составили се-

бе еще лишь малое представление о пустотности, вы, наверное, будете

удивляться, возможна ли внутри пустотности деятельность причины и

следствия, деятеля и объекта, а также движение. Тогда посмотрите на

образ в зеркале, который, будучи простым отражением, произведен опре-

деленными условиями, и он исчезает, когда прекращается действие этих

условий. Вот пример выполнимости функций при отсутствии присущего су-

ществования.

Или понаблюдайте за вашим собственным переживанием по поводу оче-

видной помощи и вреда, доставляемых присутствием и отсутствием опреде-

ленных феноменов, и тем самым вы усилите свое убеждение во взаимозави-

симом происхождении. Если вы в размышлениях стали склоняться к крайне-

му утверждению бытия, то созерцайте на пустоте. Другими словами, когда

вы являетесь приверженцем крайнего нигилизма, то побольше думайте о

взаимозависимом происхождении. Когда же вы начинаете обращаться к

крайностям присущего существования, больше размышляйте о пустотности.

Такое умелое чередование раздумий о пустотности и о взаимозависимом

происхождении, соединенных с уравновешенной и аналитической медитаци-

ей, способствует тому, что ваше проникновение и во взаимозависимое

возникновение, и в пустотность присущего существования будет стано-

виться все глубже и глубже. И в определенный момент ваше понимание и

явлений, и пустотности уравновесится в покое.

Наш текст продолжает тему:

Далее, крайность (независимого) существования исключается (знанием

природы) проявлений, (имеющих место быть только как номинальные

обозначения),

А крайность (всеобщего) небытия исключается (знанием природы)

пустотности, (как отсутствия именно присущего существования,

а не отсутствия номинального существования).

Во всех четырех школах буддийской философии, а также, например, в