Смекни!
smekni.com

Книга лечащая неврозы и депрессии, Гарифуллин Р.Р. (стр. 22 из 42)

2418

Может ли человек благодаря своему мышлению организовать себе жизнь как процесс “теперь и здесь”, чтобы жить исключительно настоящим. Пожалуй, нет. В большинстве случаем мы впадаем в такую жизнь благодаря некоему действию магического и непредсказуемого окружающего мира, которому безразлично “наше мышление”. Впрочем, оно, мышление, нашим быть не может, так как вырастает на почве чувствования, нечто открытого внешнему миру. Таким образом, научить человека жить по принципу “теперь и здесь”, жить процессом жизни, а не ее результатами, благодаря изменению мышления, невозможно. Необходима работа с чувствованием, с волей, с переживаниями человека. Мышление (в частности, психоанализ) могут только вызывать застрявшие чувства, но не формировать новые, позволяющие жить “теперь и здесь”. Поэтому необходимо, наоборот, обуздать мышление. Это возможно благодаря психотерапии, основанной либо на медитации, либо на буддистских концепциях.

2475

Продолжительность жизни — производная психологического и физического течения времени.

2476

Время — нечто, зависящее от психодинамики субъекта.

2486

Утром вставайте и радуйтесь, что проснулись, что живы. Вечером радуйтесь, что прожили еще один день жизни.

2513

Некоторые устают от бессмысленности жизни настолько, что появляется желание отдохнуть - как новый смысл жизни

2543

Жизнеутверждающая фрустрация – хочешь, но не можешь. Смертеутверждающая – можешь, но не хочешь.

2564

У одних настроение от жизни, у других – от отсутствия смерти.

2580

Самый последний смысл жизни человека – умереть человеком.

2621

Из пункта А в пункт В один шел, видя только В, не видя, что под ногами, вставая на головы, споткнулся и упал. Другой шел медленно, осторожно ступая, чувствуя дорогу, каждый шаг, и сам того не заметил, как пришел к пункту В. Значит, надо смотреть под ноги не только для того, чтобы не упасть, а чтобы чувствовать процесс жизни и не упасть духом.

2666

Если применить мотивационное определение смысла (отношения мотива к цели) к жизни (жизнедеятельности), то жизнь не имеет смысла для всех субъектов, так как цель – смерть. Несмотря на это, жизнь вся представляет собой развивающуюся динамику переходящих друг в друга микросмыслов. Получается, что как бы эти микросмыслы не переходили друг в друга, в конце концов, приходят к исчезновению, то есть к конечному результату – отсутствию смысла. Но жизнь показывает, что она имеет смысл. Смысл жизни не просто в оценке ее этапов и конечных целей. Жизнь имеет не только чисто рационалистическую составляющую, но и некую эмоционально-ценностную, переживаемую. Об этом говорят и восточные философы. Строить смысл жизни исключительно из разума (рассудка) бесполезно. Хотя категория “смысл” когнитивная и рациональная категория. Таким образом, если мы хотим понимать смысл шире, необходимо исходить из эмоций, из переживаний, из чувствования. Необходимо найти некую середину между рассудком и чувствованием. Такой серединой является понятие “ценность”. Если исходить из смыслов как эмоционально переживаемых ценностей, то соединяясь по жизни эти ценности приведут нас к конечному смыслу – ценности переживания смерти, которая является последним смыслом, последней эмоционально-переживаемой ценностью жизни. Переживание смерти имеет место при жизни. Часто его путают с самой смертью.

Таким образом, переживание смерти – это последняя завершающая ценность переживания жизни, к которой ведут все ценности жизни, динаменизируясь-соединяясь-равиваясь до последней ценности жизни. Поэтому, если говорить о жизнеутверждающей способности человека и выживании, то мало говорить, что жизнь человека наполнена смыслом. Человек живет не потому, что его жизнь наполнена смыслом, а потому, что жизнь наполнена ценностями переживания. Понять разумом смысл – суицидно. Если человек поднял этот вопрос для себя, то это уже проблема. Человек живет не ради чего-то (не только), не потому, что осознает смысл. Таким образом, с одной стороны, если нет смысла, то рождается феномен суицидных переживаний. С другой стороны, человек живет, не задумываясь о смысле. Понятие смысла открывается только при депрессии, а не при потере смысла жизни. И мы опять приходим к выводу, что необходимо понятие, которое вбирало бы в себя эти противоречия. В этом понятии должна быть некая скрытая составляющая. Такая, что когда смысл есть, человек бы не задумывался о том, ради чего он живет. Когда смысл появляется, он задумывается. Смысл – продукт рассудка, который начинает работать из-за страха. Эмоции первичны. Таким образом, понятие “смысл” не лечит. Если человеку объяснить в чём смысл его жизни, а не снять депрессию, он не вылечится, он не поймет слова психотерапевта. Объяснить смысл, ещё не значит его дать. Необходимы не просто слова, необходимы действия (преодоление), действующие слова, слова-действия. И мы опять приходим к тому, что необходимо введение нового понятия, нового понятийного пространства, нечто шире, чем понятие “смысл”, которое рождено ЭГО. Таким понятием, на наш взгляд является “ценность”. Ценность вбирает в себя и смысл и эмоцию.

О беспокойствах и неврозах

75.

Скачки настроения людей могут приводить к гонке, которая называется массовым психозом.

82.

Чаще всего убийства матерьми своих детей – зоопсихологический феномен, вызванный ужасами родов, ушедших в подсознание. Женщина должна глубоко понять, что если Бог взял в аренду ее живот, это еще не говорит, что она рожает свою частицу, частицу себя, с которой может поступать как угодно.

172.

Человек общается с частицей своего прошлого “Я”, когда смотрит фильмы своего детства. Почему нас притягивают киноактеры и мы с удовольствием их слушаем? Ответ прост. Мы общаемся со своим прошлым, растворенным в артисте. Поэтому данный артист кажется для нас родным, но не талантливым. Мы восторгаемся не его творчеством, а тем, что рядом с нами частица наших переживаний, которые вызывались в нас ранее игрой этого артиста. Это есть чувство ностальгии.

260

Навязчивые идеи черпаются из источника внутреннего зла.

285

Ностальгия — ощущение прошлых объектов, окружающих действительность в настоящем.

293

Беспокойство за другого человека бывает двух видов:

1. Объектное беспокойство. Это когда личность, которую вы теряете, была для вас объектом для чего-то. И вы говорите себе: “Как же я без него?” и поэтому переживаете за него, через себя.

2. Субъектное беспокойство. Для вас другая личность не является объектом, т.е. средством для выживания и счастья и др. Вы вживаетесь в него, вы нечто целое с ним. Его боль — ваша боль. Но можно ли так выжить? Примером субъектного беспокойства является система “мать–плод” (стадия беременности). Через месяц после родов открывается объектное восприятие и беспокойство как со стороны ребенка, так и со стороны матери.

303

Восприятие психически больного человека окружающими проходит в несколько этапов:

1. Сначала он воспринимается как здоровый в плохом и страшном мире и вызывает жалость.

2. Потом его воспринимают как больного в нормальном мире и это также вызывает жалость.

3. Через некоторое время окружающие утомляются от взаимодействия с больным и начинают вести себя как и больной. Это рождает жалость к себе и безразличие к психически больному и, как следствие, желание изолироваться от него. Лишь полное понимание того, что перед вами психически больной человек, позволяет некоторым окружающим не обращать внимание на него и не заражаться его патологическим “изучением”.

306

Он стеснялся находиться в одной комнате с людьми. Он стеснялся находиться в комнате вместе с одним человеком. Более того, оставаясь один и видя в зеркале свое отражение, — стеснялся себя в зеркале. В конце концов, дело дошло до того, что он начал стесняться своего присутствия в себе.

308

Душевная и материальная сытость и удовлетворенность во всем, для некоторых личностей является источником внутреннего зла и депрессии.

324

В конце концов хорошее душевное настроение — это видение в качестве объекта восприятия не себя, а окружающей действительности.

325

Когда хорошие воспоминания о прошлом возникают без образов, в виде чистых чувств, которые трудно передать словами и все это смешивается с какой-то чистотой и духовностью, то рождается чувство, которое называется ностальгией.

329

Необходимым условием хорошего настроения является видение в качестве объекта восприятия не себя, а окружающей действительности. В конце концов хорошее настроение и есть такое видение.

430

Параноики всегда бродили по земле. Иисус и Мухамед среди них не исключенье.Но почему-то именно их ученья поддержаны людьми?

446

Есть категория людей, которые ничего не хотят. Стоит им чего-то захотеть, как они сразу представляют это себе настолько явственно, что даже чувствуют и получают то, что должны были получить в действительности. Они проигрывают это в мыслях настолько ярко, что больше уже не хотят. Поэтому ничего не хотят. Энергия вся уходит на предвосхищение.

447

Самые страшные болезни души, и человечества, идут от нехотения. Когда личность ничего не хочет, кроме одного — наркотиков — это болезнь планеты. Поле нехотельщиков растет. Надо, чтобы люди многого хотели — в этом надежда на выздоровление. Нехотение — великое зло на планете.

468

Если благодаря душевному беспокойству вы отражаете мир неадекватно, то на это беспокойство следует обратить внимание.

498

Что лучше: сойти с ума вдруг или постепенно?

509

Неестественность, которую человек может видеть у себя, может быть связана:

1. С самообманом.

2. С обманом.

Неестественность личности, вызванную самообманом (нежели чем обманом) других, определить легче. Любая депрессия — итог самообмана.

Депрессия личности — итог ее самообмана. Поэтому признаки самообмана определить легче, чем признаки обмана других.