Смекни!
smekni.com

Практическая психология образования Дубровина И В (стр. 124 из 141)

♦ на втором при желании сотрудничать с врачом — на изменение аффективного фона семьи. Практика показывает, что труднее всего преодолеть у родителей такую психологическую проблему, как «неразвитость родительских чувств», что часто приводит к отказу от конструктивного сотрудничества, в результате чего подростки и юноши, даже в случае успешного участия в групповой психотерапии, вновь возвращаются к экспериментированию с психоактивными веществами.

Необходимо отметить, что проведение психокоррекционной работы с подростками и юношами, в особенности с такими, которые характеризуются аддиктивным поведением, требует очень высокой квалификации психолога, психотерапевта, в противном случае результаты могут быть отрицательными. Поэтому практический психолог, не имеющий такой квалификации, не должен проводить подобной работы. Вместе с тем, учитывая вышесказанное, он может подготовить такого подростка/юношу для работы в подобной группе, откорректировав его мотивацию, помогая сформулировать запрос и т. п. Может он помочь

Юноши и девушки «группы риска»__________________________________5Ц

И в работе с семьей. Однако, по нашему мнению, наибольшей будет польза психолога в профилактике аддиктивного поведения, которую целесообразно начинать как можно раньше.

§ 3. Юношеская сексуальность

Существует обширная научная литература по вопросам подростковой и юношеской сексуальности (Кон И. С, 1988), еще больше популярной литературы на эту тему. Однако проблемы, связанные с половым развитием, формированием половой роли (половой идентичности), к сексуальными проявлениями в предпубертатном, пубертатном и следующим за этим периодом взросления, с различными формами отклонений от нормального хода развития половой ориентации и т. п., остаются одними из самых запутанных и нерешенных. Вместе с тем практический психолог, работающий с подростками, юношами и девушками, щостоянно с этими проблемами сталкивается. Более того, часто он мо-вкет оказаться единственным человеком, способным как-то помочь молодому человеку в их решении.

У современных старшеклассников заметно повысился интерес к проблемам секса, что, в свою очередь, все больше волнует и взрослых — [родителей, педагогов, медиков — и прежде всего из-за снижения воз-,раста первых сексуальных контактов.

Раннее начало половой жизни в обыденном сознании ассоциируется к различными отрицательными явлениями — плохой успеваемостью, преступностью, алкоголизмом, нервно-психическими расстройствами и т. п. Существует статистика, в известной мере эту связь подтверждающая. Однако часто проблема сложнее, и стоит прислушаться к мнению И. С. Кона, призывающего к большой осторожности в этом вопросе. «Психологи, социологи и психиатры, — пишет он, — невольно следуют стилю мышления и ценностным ориентациям своей эпохи. В начале XXв. много писали об опасностях и отрицательных последствиях раннего начала и экстенсивных форм половой жизни и мало кто обращал внимание на явно невротические черты так называемой романтической личности с ее экзальтацией, мистицизмом и [неспособностью к простым человеческим отношениям, включая сексуальные. Во второй половине XXв., наоборот, подчеркиваются патогенные аспекты некоммуникабельности, сексуальной заторможенности и т. д. На самом деле плохи любые крайности. В то же время нельзя — это и жестоко, и бессмысленно — подгонять всех людей под один ранжир... Никакие сексуальные правила, законы или идеалы не \ охватывают в равной степени интроверта и экстраверта, невротика

512________________________________Часть II. Детская практическая психолОГ-Ип

и устойчивого индивида; пища одного человека может быть ядом для другого. С понимания этого начинается психическое здоровье» (Коя И. С, 1988, с. 219).

В последние тридцать лет во всем мире значительно изменились стереотипы сексуального поведения. Зафиксированы следующие основные тенденции:

♦ сексуальность приносит все больше наслаждения, все меньше конфликтов и стресса. Отношение к самоудовлетворению и гомосексуализму стало гораздо терпимее, половая жизнь начинается раньше и редко сочетается со страхом и ощущением вины; добрачные и внебрачные сексуальные связи считаются само собой разумеющимися;

♦ юношеская сексуальность ориентируется на любовь, верность и партнерство. Добрачные сексуальные отношения больше не рассматриваются как обещание и обязательство вступить в брак. Молодые люди придают большое значение продолжительности и надежности таких связей. Создаются устойчивые пары, которые, впрочем, могут сменяться новыми;

♦ представители обоих полов, разных социальных слоев, городская и сельская молодежь все меньше отличаются друг от друга своим поведением. И юноши, и девушки все раньше и чаще вступают в половые отношения и чаще меняют сексуальных партнеров.

В нашей стране были также проведены специальные исследования этого вопроса, обобщенные в аналитическом докладе «Российский подросток 90-х: движение в зону риска» (Собкин В. С, Кузнецова Н. И., 1998). Многочисленные данные, проанализированные в этом докладе, свидетельствуют о том, что в период существования постсоветского государства нарастает тенденция существенного снижения возраста вступления в первые половые связи, причем наиболее ярко эта тенденция прослеживается среди девочек. Этот процесс идет с различной степенью интенсивности в разных социально-экономических стратах. При этом обнаруживается зафиксированная ранее в развитых западноевропейских странах фундаментальная культурологическая тенденция трансляции норм раннего начала половых отношений из более низких социальных страт в более высокие.

Материалы, полученные в ходе различных социологических исследований, показывают существенную деформацию моральных норм, регулирующих половые отношения в подростковой и юношеской среде. Так, резко снижается значение моральной нормы сохранения девствен-

Зноши и девушки «группы риска»__________________________________513

ости до вступления в брак. Наряду с этим все большее распростране-ие получают такие искаженные представления в сфере полового по-едения, как возможность вступления в половые отношения с совер-енно незнакомым человеком; снятие морального табу относительно озможности сексуальной близости за деньги и др.

С психологической точки зрения, интересно то, что, как показы-ают данные, наиболее действенным фактором, удерживающим под-остков и юношей от вступления в половые отношения, является их обственная оценка своей психологической неготовности к началу по-овой жизни.

Приведенные в докладе данные однозначно свидетельствуют о том, то представления современной молодежи о браке и семье существен-о трансформировались по сравнению с ситуацией 70-80-х годов Xвека. Во многом это объясняется тем, что многие дети сегодня рас-ут в неполных семьях и поэтому воспроизводят те нормы и образцы емейной жизни, которые были ими усвоены на основе их собственно-о опыта социализации. Хотя в целом ценность счастливой семейной изни по-прежнему остается для школьников наиболее важной в иерар-ии жизненных ценностей, именно она в течение последних лет теря-т свою значимость. Причем интенсивное снижение ее значимости на-людается не среди юношей, а среди девушек-старшеклассниц. Это видетельствует о весьма принципиальных изменениях, произошед-их в женских полоролевых ориентациях относительно ценностной начимости счастливой семейной жизни. В. С. Собкин и Н. И. Кузнецова особо подчеркивают, что эти изменения практически не затрагивают подростковый возраст, а в основном происходят в старшем звене колы, в период ее окончания.

Наряду с падением значимости самой ценности счастливой семей-ой жизни, резко теряет свою привлекательность такой личностный тереотип, как «хороший семьянин». Это позволяет авторам доклада делать вывод о том, что общие социально-демографические макро-енденции, связанные с резким падением устойчивости института брака в России (частота разводов, увеличение доли детей, рожденных вне брака, и доли детей, живущих в неполных семьях), приводят к тому, Вчто в процессе социализации личностный образец человека, способ-■Ного создать крепкую семью, не имеет той привлекательности, кото-К рой он обладал у учащихся 80-х.

. Для психолога образования представляется практически важным ■вывод социологов о том, что у современных подростков и еще более у •старшеклассников наблюдается очень большой интерес к получению

17 Зак. 746

514________________________________Часть II. Детская практическая психологу

знаний в области этики и психологии семейной жизни и половой проблематики. Материалы опросов показывают существенные различия в интересах юношей и девушек к различным аспектам проблематики взаимоотношений между полами. Приведем эти данные (табл. 6), поскольку они могут быть использованы как в ходе разработки и проведения занятий по половому воспитанию, так и при выборе организационных форм проведения такого рода занятий.

Таблица 6

Наиболее важные темы для курса полового воспитания

по мнению учащихся (%) (В. Червяков, 1997)

Тема Мальчики Девочки
Предохранение от болезней, передаваемых половым путем, СПИДа 76,6 83,5
Психология отношений между полами 59,8 66,6
Укрепление сексуального здоровья 59,2 51,9
Брак и семья 58,6 70,5
Методы предотвращения беременности 55,8 67,4
Гигиена половых органов 55,7 52,9
Сексуальная техника 55,2 40,4
Сексуальное насилие, как избежать нежелательного секса 49,8 75,1
Анатомия и физиология половой системы 44,2 45,3
Как происходит зачатие, развитие плода и рождение ребенка 43,6 56,2
Различия в сексуальных ориентациях 23,3 24,9

Итак, нравится нам это или нет, но отношение молодых людей к сексу становится все более легким, все прогце игнорируются различные социальные запреты в этой области, разные формы сексуального поведения все чаще встречаются в раннем юношеском и даже подростковом возрасте. Но эти «упрощение» и «облегчение» отношения к сексу Vюношей и девушек создают новые проблемы. Скажем, проблема формирования у некоторых молодых людей гомосексуальной ориентации просто видоизменяется, но отнюдь не исчезает из-за того, что в целом отношение к гомосексуализму становится терпимее. Упрощение отношения к ранним сексуальным связям обостряет такие проблемы, как ранняя беременность, рождение детей у слишком молодых матерей, еще обучающихся в школе, и т. п.