Смекни!
smekni.com

Возрастная психология Феноменология развития Мухина B C (стр. 117 из 125)

Мой ответ был встречен в безмолвии, сопровождаемом неясным шепотом и смеш­ками. Возмущенный профессор спросил:

- Но как ты доказал это?

- Ботинками.

На сей раз вокруг нас раздался шум. Профессор жестом восстановил тишину и ска­зал почти с отеческим упреком:

- Это ничего не доказывает и не имеет никакого смысла.

- Мне отлично известно, - отчеканил я каждый слог, - что это не имеет смысла для большинства моих товарищей и даже для большинства профессоров, зато могу вас уверить, что мои ботинки так не думают» (Дали С. Указ. соч.).

Нарушение подростками нормативного поведения в общении - яв­ление весьма нередкое. Мы можем вспомнить множество примеров из автобиографий известных людей и художественной литературы. На­рушение подростками нормативного поведения в предметном мире и в природе распространено также весьма широко.

В предметном мире (среди вещей, окружающих нас) и в природе можно наблюдать подростковый вандализм: разрушение и уничтоже­ние предметов, растений, животных. В городах это марание фасадов домов, оград химическими красителями, срывание телефонов-авто­матов и многое другое. В сельской местности это «деревенские шутки» подростков. Так, в одной подмосковной деревне подростки за ночь сняли калитки у всех односельчан (и у самих себя в том числе), сложи­ли кучей и все это обмотали проволокой. (То-то было всем хлопот на следующий день!) В то же время именно у подростков начинает фор­мироваться отношение к предметному миру и природе как ценности, входящей в содержание культуры человека.

Отрок Николай Бердяев стремился к порядку в предметном мире. «Я любил устраи­вать свою комнату и выделять ее из всей квартиры, не выносил никаких посягательств на мои вещи. С детства собирал свою собственную библиотеку» (Бердяев Н. Самопознание).

Вхождение в социальное пространство при развитой рефлексии по­зволяет отроку проникнуть в глубины своей индивидуальности. Одни подростки начинают тяготеть к существованию внутри защищающего группового «Мы», другие - к автономности не только во внешнем, но и во внутреннем мире. Тонкие отроческие рефлексии, отраженные в автобиографических документах, открывают многообразие позиций отрока в отношении к нормативности социального пространства и особенностям своего внутреннего мира.

В четырнадцать лет Николай Бердяев ощущал в себе особый субъективный мир, «который я противополагал миру объективному. Иногда мне казалось, что я никогда не вступлю в «объективный» мир. Каждый человек имеет свой особый внутренний

417


мир. И для одного человека мир совсем иной, чем для другого, иным представляется. Но я затрудняюсь выразить всю напряженность своего чувства «Я» и своего мира в этом «Я», не нахожу для этого слов. Мир «не-Я» всегда казался мне менее интересным. Я постигал мир «не-Я», приобщаясь к нему, лишь открывая его как внутреннюю со­ставляющую часть моего мира «Я» (Бердяев. Н. Самопознание).

Одни отроки тяготеют к групповому конформизму, для других приспособление невозможно. Одни могут приспособиться к окру­жающему миру и при этом пытаются делать свой выбор в жизни;

другие прячутся от реального социального пространства в вообра­жаемый мир... Для подростка социальное пространство лишь приот­крывает потенциал его будущих возможностей: восхождение или низ­вержение, овладение системой обязанностей и прав или превращение в зависимую социальную единицу (или асоциального субъекта).

Работа с подростками показывает их высокую сензитивность к общению и взаимодействию с системой прав и обязанностей. Подро­стки ориентированы на развитие в себе чувства ответственности за себя и других, на необходимость самостоятельного выбора в обыден­ной жизни, в экстремальных ситуациях, а также на осуществление гражданского выбора. Для отрока вполне доступно и возможно ос­воение содержания «понятия долга как гражданской обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности» (Всеобщая декларация прав человека. Ста­тья 29, п. 1). Подросток уже способен понять и принять значение вы­бора как элемента современной культуры, когда он сам свободно и ответственно делает этот выбор.

Отрочество - период, когда человек прорастает из детства в новое состояние, переживает начало становления своей личности.

Именно в отрочестве (в период с 12-13 до 15-16 лет) начинает проявляться тенденция к личностному развитию, когда сам подрос­ток, рефлексируя на себя, прилагает усилия к становлению как лично­сти. В этот период происходит явная интенсификация развития одно­временно в двух направлениях: 1) стремление к освоению и овладению всем диапазоном социального пространства (от подростковых групп до политической жизни страны и международной политики); 2) стремление к рефлексии на свой внутренний, интимный мир (через самоуглубление и обособление от сверстников, близких, всего макро­социума). При этом важно отметить, что в отрочестве намечается еще больший, чем в детстве, разрыв в том, как разные подростки проходят путь от естественной инфантильности детства до углубленной рефлек­сии и выраженной индивидуальности личности. Поэтому-то одни подростки (независимо от паспортного возраста и роста) производят впечатление малых детей, а другие - интеллектуально, морально и социально-политически развитых людей. Поэтому-то мы наблюдаем

418

это типичное для нашего времени, для нашей культуры разделение диапазона возрастного спектра на два уровня, где на нижнем распола­гаются инфантильные дети. подростки по возрасту, а на верхнем - те, кто символизирует своими психическими и социально-политическими достижениями потенциальные возможности возраста. Именно эти подростки демонстрируют способность не быть поглощенными обще­ством, входить в него с горячностью отрочества и не давать обществу располагать ими по своему усмотрению. Получая от общества массо-видные шаблоны в оценке национальных, политических, религиозных или атеистических идей, такой подросток может достаточно успешно ориентироваться в ценностях и, обладая развитой рефлексией, созна­тельно искать собственное решение на любую социально значимую проблемную ситуацию.

В подростковом возрасте многие отроки начинают стремиться ут­вердить себя в качестве лидера. Подростки, готовые к социально-политической рефлексии, становятся практическими лидерами, они выступают как образец для инфантильных сверстников и положи­тельно влияют на их ориентацию и продвижение в процессе учебы. По существу, эти подростки и есть лидеры.

Лидерство - это способность человека с открытым сознанием реф-лексировать и соответственно оказывать влияние на людей, превра­щая их в единомышленников, направляя их усилия на достижение общих значимых целей. На вершине своего развития лидер формирует у себя ответственное отношение к себе, другим людям, природе и предметному миру. В контексте этого определения для подростков остро выступает феномен взаимодействия «Мы» и «Я». Отроческое «Мы» и отроческое «Я» нередко противоборствуют в рамках само­сознания, что проявляется в мотивах, в отдельных поступках и неред­ко в общей линии поведения. «Мы» - это способность к идентифика­ции с другими, это умение слиться со всеми в эмоциональных ситуа­циях и в ситуациях социального выбора; это умение отрефлексиро-вать себя как часть единого, это способность обрести радость от пре­бывания в конкретной общности. «Я» - это способность к обособле­нию от других; это умение остаться наедине с собой, выйти из ситуа­ции групповой соединенности; это умение отрефлексировать себя как уникальную, ни на кого не похожую личность; это способность обрес­ти радость от пребывания в сообществе с самим собой. «Мы» и «Я» -социальное общее и социальное индивидуальное, - две ипостаси чело­веческой сущности, которые в развитой личности представлены дос­таточно полно и уникально. Отрок стремится познать и пережить обе ипостаси и обрести себя между этими двуедиными полюсами.


ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Юность

Юность - период жизни после отрочества до взрослости (возрастные границы условны - от 15-16 до 21-25 лет). Это период, когда человек может пройти путь от неуверенного, непоследовательного отрока, при­тязающего на взрослость, до действительного повзросления.

В юности у молодого человека возникает проблема выбора жиз­ненных ценностей. Юность стремится сформировать внутреннюю по­зицию по отношению к себе («Кто Я?», «Каким Я должен быть?»), по отношению к другим людям, а также к моральным ценностям. Имен­но в юности молодой человек сознательно отрабатывает свое место среди категорий добра и зла. «Честь», «достоинство», «право», «долг» и другие характеризующие личность категории остро волнуют чело­века в юности. В юности молодой человек расширяет диапазон добра и зла до предельных границ и испытывает свой ум и свою душу в диа­пазоне от прекрасного, возвышенного, доброго до ужасного, низмен­ного, злого. Юность стремится прочувствовать себя в искушениях и восхождении, в борьбе и одолении, падении и возрождении - во всем том многообразии духовной жизни, которое свойственно состоянию ума и сердца человека. Знаменательно для самого юноши и для всего человечества, если молодой человек выбрал для себя путь духовного роста и преуспевания, а не прельстился пороком и противостоянием общественным добродетелям. Выбор внутренней позиции- весьма многотрудная духовная работа. Молодому человеку, обратившемуся к анализу и сопоставлению общечеловеческих ценностей и своих соб­ственных склонностей и ценностных ориентации, предстоит созна­тельно разрушить или принять исторически обусловленные нормати­вы и ценности, которые определяли его поведение в детстве и отроче­стве. Кроме того, на него обвально наступают современные идеи го­сударства, новых идеологов и лжепророков. Он выбирает для себя неадаптивную или адаптивную позицию в жизни, при этом считает, что именно избранная им позиция является единственно для него при­емлемой и, следовательно, единственно правильной.