Смекни!
smekni.com

Мировоззрение супругов и удовлетворенность браком (стр. 5 из 11)

Идея о том, что мировоззрение является категорией, имеющей потенциал «роста» или «развития», прослеживается и в книге К.Г.Юнга «Человек и его символы» [Юнг К.Г., 1998]. Автор описывает этапы развития личностью своего самосознания через аналогию с мифом о герое, объясняя ее следующим образом: […подобная модель имеет определенное психологическое значение … для человека, стремящегося раскрыть и утвердить свою индивидуальность. …основное назначение героического мифа состоит в развитии индивидуального самосознания, то есть в осознании своих сильных с слабых сторон с тем, чтобы подготовиться к преодолению нелегких жизненных коллизий.] (с. 110) Самосознание же во многом определяет способы познания мира и отношение к нему. Т.о. можно выделить 4 вида мировоззрения, которые появляются у индивида в зависимости от зрелости его личности, самосознания, или же его представления о герое.

1 – Плут, поведение определяется физическими потребностями, жесток, циничен и бесчувственен. Творческое экспериментирование.

2 – Заяц, не обрел еще зрелости, но выступает в роли основателя человеческой культуры, преобразователя, спасителя. Общественное существо, корректирующее свои инстинктивные и инфантильные устремления.

3 – Красный Рог, личность двусмысленная, обладающая сверхчеловеческими способностями и могущественным спутником, чья сила компенсирует любую возможную слабость Красного Рога. (Победа человека над силами природы при помощи сверхчеловеческих сил). Риск и чрезмерная самоуверенность.

4 – Близнецы, объединяют в себе две стороны человеческой натуры: мирское и духовное, плоть, уступчива, мягка и безынициативна, способна к рефлексии, интроверт, и задира, динамична и настроена по-бунтарски, носитель действия, могущий вершить великие дела. Успех и непобедимость вырождаются в гордыню, наказывающую самое себя. Отказ от своей мощи под угрозой уничтожения. Жертвенность.

Данная модель напрямую связана с развитием личности как таковой, и в рамках нашей темы было бы интересно проследить уже не качественную, а количественную характеристику мировоззрения индивида, и ее корреляцию со степенью удовлетворенностью браком. Здесь гипотеза может быть сформулирована следующим образом:

Супруги, находящиеся на одном уровне развития мировоззрения, склонны к большей удовлетворенности браком, нежели те, что находятся на разных уровнях.

По мере продвижения по предложенной шкале развития мировоззрения вверх удовлетворенность браком будет снижаться до критического третьего уровня. Если брак доживет до четвертого уровня, его удовлетворенность должна повыситься относительно всех предыдущих ступеней, так как на этом уровне человек предположительно уже достиг осознания самореализации, исчерпал неистовую потребность доказательства собственной значимости и может себе позволить жертвенность. (Валидность данной гипотезы будет иметь место при условии, что супруги находятся на одном уровне развития и развиваются синхронно. Целесообразность исследования может быть достаточно очевидна в наше время очень ранних (инфантильных) и очень поздних (зрелых) браков).

Также как и мышление, мировоззрение бывает гибким и ригидным, последнее является препятствием в общении. Будучи блокированным в своем развитии, оно не допускает возможности существования отличной точки зрения, которая также имеет право на существование и может быть логически обоснована (если изучить способы познания и логику ее автора или приверженца). Многие ученые подчеркивают необходимость расширения мировоззрения как необходимого фактора для удачной адаптации в мире и нахождения своего места в нем, для комфортного существования [Анисимов О.С., 1984; KniepW., 1987; TuckerJ.L., 1987]. Причем заниматься мониторингом этого процесса должна школа [HanveyR., 1982], следуя таким 5-и измерениям:

формирование непредвзятого взгляда на мир,

осознание состояния планеты,

кросс-культурная грамотность,

осознание динамики моровых процессов,

осознание возможностей выбора

Данную теорию можно использовать и на более «локальном» уровне, в малом сообществе – семье, что поможет человеку гармонично вписаться в систему взаимосвязей на культурном, социальном, экономическом и других уровнях современной жизни. Безусловно, отвергая доминанту узколичных интересов, данная концепция ни в коей мере не противоречит такой важной категории, как сохранение индивидуальности. Применительно к системе образования Р.Хенви писал: «Учащиеся должны знать особенности национальной культуры и быть патриотами, но вместе с тем патриотизм на должен вырождаться в шовинизм». Аналогично, защита собственной индивидуальности в семье не должна вести к гипертрофированному эгоизму.

Индивидуальность предполагает самобытный и творческий подход к собственному бытию, критический взгляд на общепринятые суждения о мире и месте человека в нем. Человек же с неразвитой индивидуальностью находится под давлением внешних, чуждых и поэтому непонятных ему сил, которые полностью определяют его самосознание и детерминируют его поведение. Таким образом, миропонимание и мироотношение индивида с неразвитой индивидуальностью ограничивается содержанием культурных нормативов и очевидностей личного опыта [AndersonL.F., 1990]. Мировоззрение отдельной личности, социальной группы, определенного общества или эпохи хотя и оказываются взаимосвязанными, существенно отличаются друг от друга как по особенностям процесса их формирования, так и по своему содержанию.

Вышесказанное позволяют нам затронуть категорию толерантности как составляющую структуры мировоззрения. Хотя некоторые исследователи, подчеркивая ее важность, выделяют даже отдельный тип мировоззрения – толерантное мировоззрение, прекрасно описанное в деталях в работах Бродского Д. [Бродский Д., 2002].

Однако как бы не были сегодня многообразны мировоззренческие ориентации людей, для нашего времени характерно признание гуманных ценностей и прав человека, его экономической и политической свободы, свободы совести и выбора мировоззрения.

Мировоззрение как предмет исследования в психологии.

С точки зрения экзистенционально-гуманистического подхода основа мировоззрения личности кроется в аспекте сущностных характеристик человека. В понимании В.Франкла это прежде всего духовность, свобода и ответственность. Духовное бытие человека предполагает осмысленное существование в форме свободного самоопределенияв мире ценностей, за что он несет ответственность перед своей совестью и Богом. Фундаментальной мотивационной силой в людях является стремление к смыслу. Людям требуется обнаруживать смысл, то, ради чего стоило бы жить, буквально во всем. «Смысл нельзя дать, его нужно найти». [Франкл В., 1990, с.37]. Он уникален для каждого человека и может быть осуществлен только и самим. Если человек не видит смысла в чем-то вне себя, выживание в экстремальной ситуации бесцельно, бессмысленно и невозможно. Чрезмерная саморефлексия и чрезмерное внимание к удовлетворению своих желаний – два главных способа, которые люди предпочитают использовать, чтобы не выходить за рамки своего Я. Найти смысл в чем-то вне себя можно тремя различными способами: 1) что-то делать, давать жизни (ценности творчества); 20 что-то брать от жизни (ценности переживания); 3) занимать определенную позицию по отношению к судьбе, которую нельзя изменить, например, при смертельном заболевании (ценности отношения). Кроме того, переживания, имевшие место в прошлом, и религия – это еще две области, в которых люди могут обнаруживать смысл.

Мировоззрение личности, по мнению Франкла, определяется особенностями ее позиции по отношению к жизни, смерти и своей судьбе. «Страдание, вина и смерть – названные мной триединством человеческого существования – ни в коей мере не умаляют смысла жизни, но, наоборот, всегда могут трансформироваться во что-то положительное» (с. 23). Осуществляя смысл, человек реализует сам себя. Этой оптимистической позиции противопоставлено фаталистическое мировоззрение. Его приверженец не рассматривает себя как ответственного за самоопределение в ценностях и, следовательно, как активного участника своей собственной жизни. Вследствие этого он позволяет различным – природным, социальным и психологическим – детерминантам определять свой жизненный путь. Сам же человек в данном случае страдает от ощущения бессмысленности, опустошенности и тщетности.