Смекни!
smekni.com

Молодежь как группа (стр. 7 из 9)

По такой же схеме происходит усиление различий жиз­ненных позиций молодежи, наследующей определенный социальный статус.

Определенное поведение, диктуемое занимаемым соци­альным положением, статус родителей и сложившийся круг друзей и знакомых порождает различные точки зрения молодых людей разного социального положения на те или иные вопросы. Разные ценности, совершенно противопо­ложные идеалы и стремления — вот то, что отличает «бед­ную» и «богатую» молодежь.

Факт быстрорастущего расслоения в молодежной сфе­ре неоспорим. Он выведен не из суммы исследований, а в каждом из них. Объективные данные по социально-эконо­мическому расслоению в молодежной среде получить слож­нее, чем в отношении взрослого населения: кроме обыч­ных трудностей, связанных с неясностью социальной ста­тистики, неопределенностью истинной картины доходов в силу широчайшей практики нефиксированных подрабо­ток, здесь возникает проблема самостоятельности молодо­го человека. Становится проблемой, что брать за основу расчетов — собственные доходы или доходы родительской семьи, с которой у молодых людей сохраняются длитель­ные связи материального характера даже при раздельном проживании? Столь же неопределенна в молодежной сре­де фиксация данного показателя по субъективным оцен­кам самоотнесенности к «богатым», «бедным» и т.п.: моло­дой человек часто не в полном объеме представляет себе реальные доходы и расходы родительской семьи.

Особую сложность составляет усугубление социальных различий по территориям. Молодежные проблемы по-раз­ному проявляются в столице, областном центре, малом го­роде и на селе, в разных регионах России.

Подрастающее поколение, студенчество (как наиболее яркая его часть) уже четко сформировало свое мнение в области основных принципов организации хозяйственной жизни.

Студенческие экзамены открывают путь в университет или другое высшее учебное заведение, а начало обучения для большинства молодых людей знаменуется долгождан­ным побегом из дома, даже если университет или другое учебное заведение расположен в том же городе, где живут их родители. И даже если у родителей нет проблем с жил­площадью и пр.

Многие выезжают в общежитие, кто-то снимает кварти­ру, а некоторые, объединившись в небольшую компанию, снимают большую квартиру. Но каждый непременно жела­ет иметь отдельную комнату. Это же правило распростра­няется и на общежитие, где комнаты одноместные. Есть и счастливчики, которым родители покупают квартиры. На­пример, в Ростове снять жилье за умеренную плату не так-то просто. Сейчас осталось совсем мало студентов, способ­ных прожить на свою стипендию. Остальные вынуждены искать работу или просить деньги на жизнь у родителей.

Практически каждый второй студент (в эту категорию попадают именно «бедные» студенты) ищет себе работу. Сде­лать это нелегко, так как желающих достаточно много, и молодые люди берутся за любую работу, например, за уборку помещений. Можно найти работу продавца в круглосуточ­ном киоске или обслуживать клиентов на бензоколонке.

Круг предлагаемых работ не так уж и велик. Но оказав­шись в положении самостоятельного и независимого челове­ка, студент начинает привыкать ко взрослой жизни. И у мо­лодежи, недостаточно обеспеченной, процесс происходит на­много быстрее, чем у молодых людей, имеющих возможность брать деньги у родителей и не думать о завтрашнем дне.

«Бедная» молодежь через какое-то время может зара­ботать себе на жизнь. Естественно, это не такие уж и боль­шие суммы, но минимумом можно себя обеспечить. Но не­которые все же жалуются. Это связано с тем, что жизнь постоянно усложняется, и наши потребности растут. Все становится и привлекательнее, и дороже — одежда, ме­бель, бытовая техника и т.д. Многие молодые люди имеют диктофоны, магнитофоны, компьютеры и красивую одеж­ду. У других молодых людей ситуация сложнее.[16]

Отсутствие связи между уровнем образования и разме­ром доходов молодежи уже давно и четко усвоилось. Выс­шее образование дает более широкий выбор видов деятель­ности, развивает способность приспосабливаться к жизни. Однако тут же возникает другая проблема — невостребованность достаточно высокого трудового потенциала со­временного молодого поколения. Каждый третий безработ­ный — молодой человек в возрасте до 30 лет. Несмотря на некоторую стабилизацию молодежной безработицы в по­следние два года, она остается значимым фактором соци­ального исключения большой группы молодых людей. Если в экономически более развитых обществах проблема тру­да наиболее остро встает для низкоквалифицированных рабочих, то в России с нею сталкиваются образованные, дипломированные специалисты.

Как неизбежное следствие этих процессов, происходит духовная и профессионально-квалификационная деграда­ция части молодежи как субъекта труда, выраженная в депрофессионализации, а также изменение, извращение отчужденной функции в формах девиации. Ее ярким при­мером служит криминальный бизнес.

Налицо явный конфликт между интересами молодежи и реальными возможностями социальной мобильности. От­носительно 1990 г. удельный вес тех, кто отличался высо­ким уровнем профессионального статуса, сократился в конце 1994 г. более чем в полтора раза. Во столько же раз выросла доля низкостатусных групп молодежи.[17]

Как известно, снижение статуса в одной из сфер часто провоцирует нисходящую мобильность в других сферах. Поэтому нет уверенности, что рост непривилегированных слоев не приведет к укреплению андеркласса как посто­янного источника социальной нестабильности.

Молодые люди, которым «повезло», образуют пусть не­большую, но по-настоящему процветающую группу. Это, как правило, те, кто унаследовал положение элиты, плавно перешедшей в разряд нового руководства, банкиров и биз­несменов. Они составляют около 70% «новых русских». Основной же части молодежи уготованы второстепенные роли и неквалифицированная работа в инфраструктуре бизнеса. Не желая работать на государственных пред­приятиях и не сумев занять высокое положение, боль­шинство из них вынуждено пойти по пути криминальной деятельности..[18]

Образование должно быть всеобщим и бесплатным — так считает каждый второй молодой студент. На вопрос: «Согласны ли Вы с мнением, что молодежь лучше приспособилась к условиям российской действительности, чем представители старших поколений?» были получены в 1.997 г. следующие ответы: скорее да — 76,1%, скорее нет — 9,2%, затрудняюсь ответить — 14,7%. Оценивают свое матери­альное положение как бедственное — 10,8%, с трудом сво­дят концы с концами — 31,5%, доход обеспечивает нор­мальную жизнь — 52,9%. Сказали: я вполне самостоятель­ный человек — всего 4,8%[19].

Сегодня образование стало фактором укрепления соци­ального неравенства. Дети «власть имущих» и богатых имеют возможность попасть в узкую группу, которая в будущем получит доступ к рычагам власти в экономике и политике.

В анкету был также включен вопрос: «Современная жизнь трудна и жестока. А потому, как Вы относитесь к возможной перспективе работы в криминальных груп­пировках?» Ответили: это для меня приемлемо — 66,5%, если жизнь прижмет, то можно этим заняться — 21,7%, сегодня это вполне нормальный способ заработать день­ги — 10,4%.

И все же молодое поколение не может жить без света «в конце туннеля», без надежды даже в условиях глубо­кого кризиса общества и социально-экономической не­стабильности. Поэтому успешность выхода из кризиса во многом зависит от инновационных способностей Рос­сии, от умения так сформировать политический и эко­номический потенциал общества, чтобы новое поколе­ние не чувствовало превосходства или, наоборот, низос­ти друг перед другом.

Глава III. Молодежь и становление новой России.

Высокая скорость политических, экономических и социальных изме­нений в 90-е годы оказали (и оказывают) влияние на положение и развитие российской молодежи. Сегодня, очевидно, что в молодежной среде преобладают процессы дифференциации. Причем дифференцирующие факторы проявляются более зримо, чем интегрирующие. Это связано прежде всего с тем, что в условиях радикального преобразования российского общества происходят глубокие изменения его социальной стратификации, одной из особенностей которой является социальная поляризация, основанная на имущественном расслоении.

В социальной структуре появились новые группы: предпринимателей, банкиров, мелких торговцев и "челноков", новых русских и но­вых бедных. Возникли новые тенденции в среде рабочих и крестьян, связанные с отношениями к той или иной форме собственности. Между слоями рабочего класса, крестьянства углубляются различия в дохо­дах, экономических и политических интересах.

К каждой страте, социальной группе в большей или меньшей степени принадлежит молодежь. Именно поэтому фундаментальными критерия­ми социальной дифференциации юношества выступают социальное про­исхождение и собственное социальное положение молодых людей. Обла­дая социальными признаками разных общностей, они различаются по материальным возможностям, ценностным ориентациям, образу и стилю жизни. Анализ показывает, что важнейшей характеристикой современ­ной российской молодежи является возросшее расслоение по социаль­но-экономическим показателям.

Внутренняя дифференциация молодежи обуславливается не только социальными параметрами. Исследователи кроме стратификационного, выделяют такие типы дифференциации, как возрастной и субкультур­ный. Среди молодежи возникает необходимость изучение специфики групповых отношений, особенности формирования потребностей и це­лей, роли и места различных слоев юношества в становлении нового общества. Знание специфики - одно из важных условий разработки на­учного подхода к решению молодежных проблем, проведению социальной и молодежной политики.