Смекни!
smekni.com

Культура народов Востока (стр. 4 из 7)

В середине VII в. в исламе оформилось основные направления.

Суннизм представляет собой ортодоксальное направление, которое имеет наибольшее число приверженцев и распространился в Средней и Малой Азии, Закавказье, Поволжье, Сибири, на Урале, в Египте и Северной Африке.

Начало шиизму положила группа сторонников Али (двоюродного брата и зятя Мухаммеда), которому, по их убеждению, должен принадлежать титул халифа. Шииты считали, что все суннитские халифы в свое время незаконно захватили власть и лишь потомки Али, который был первым имамом, руководителем шиитской общины, являлись бы законными правителями.

Как и сунниты, шииты признают святость Корана, посланническую миссию Мухаммеда, традиционную мусульманскую обрядность. Но в Коран шиитскими богословами была добавлена сура «Два светила», под которыми подразумеваются Мухаммед и Али.

Ваххабиты (ал-ваххабийа) - сторонники религиозно-политического движения в суннитском исламе, возникшего в Аравии в середине XVIII в. на основе учения Мухаммеда бен Абдал-Ваххаба.

Стержнем его учения было представление о единобожии (таухид): Аллах - единственный источник творения и только он достоин поклонения со стороны людей; однако мусульмане отошли от этого принципа, поклоняясь святым, вводя различные новшества (бида). По мнению Ваххаба, необходимо очищение ислама, социальная гармония, братство и единство всех мусульман, строе соблюдение морально-этических принципов ислама, осуждение роскоши и стяжательства.

Важное место отводилось идее о джихаде против многобожников и мусульман, «отступивших» от принципов раннего ислама

Для раннего ваххабизма. характерны крайний фанатизм в вопросах веры и экстремизм в практике борьбы со своими политическими противниками.

Проповедь Ваххаба встретила поддержку среди шейхов Ал Са'уд. К началу XIX в. ваххабизм завоевал прочные позиции на большей части Аравийского полуострова, а затем получил распространение в Индии, Индонезии, Восточной и Северной Африке.

В настоящее время ваххабизм - основа официальной идеологии Саудовской Аравии, его последователи есть в арабских эмиратах Персидского залива, ряде азиатских и африканских стран.

Джихад («усилие») - борьба за веру - «борьба на пути Аллаха». Первоначально под джихадом понималась борьба в защиту и за распространение ислама. В отношении этой борьбы в Коране содержатся неоднозначные указания.

В разработанных позднее концепциях термин наполняется новым содержанием. Духовное самосовершенствование объявляется «великим Джихадом», а война с неверными - «малым Джихадом».

Джихад обычно означает вооруженную борьбу с неверными во имя торжества ислама, и в этом значении его синонимами у мусульман выступают слова фатх и газават.

Согласно классической доктрине от участия в джихаде освобождаются несовершеннолетние, умалишенные, слуги, женщины, больные и немощные, лица, не имеющие походного снаряжения

В стане противника запрещено убивать женщин и несовершеннолетних, если те не сражаются против мусульман. Взрослые же мужчины обращаются в военнопленных. С военнопленными имам мог поступить трояко: предать смерти, освободить за выкуп или превратить в рабов. Если он решал предать военнопленного смерти, то до выполнения этого решения никто не имел права калечить последнего или подвергать физическим мукам. Военнопленных, обратившихся в ислам, убивать не разрешается.

В последние десятилетия торжество ислама во всемирном масштабе как цель джихада прокламируется лишь некоторыми крайними фундаменталистами.


3.Традиции художественного творчества народов Востока

Помимо ведической литературы, о которой уже говорилось, приблизительно в это же время (конец II - начало III тысячелетия до н.э.) оформилась эпическая литература Индии. Это две большие поэмы-легенды «Махабхарата» и «Рамаяна».

«Махабхарата» или «Великая война потомков Бхараты», которую индийцы называют «океаном мудрости и красоты», состоит из 200 тысяч стихов, собранных в 18 книг. Её сюжетом является борьба двух царских родов за власть. Это история борьбы ста братьев Кауравов и пяти братьев Пандавов. Последние были богородными богатырями, которых любил народ. Много раз коварный Дурьодхана, старший из братьев Кауравов, пытался неправдами погубить Пандавов, но тем всегда удавалось спастись благодаря мудрости и героизму. Обманом Дурьодхана завладел богатством Пандавов и изгнал их из страны. Тридцать лет они скитались по лесам, приобретая много друзей и союзников. В жестокой и долгой битве погибли все Кауравы, Пандавы же воцарились в стране. Главный сюжет «Махабхараты» сопровождает большое количество разных преданий, мифов и сказок, которые делабт поэму интересной и яркой.

В поэме Рамаяна повествуется о царевиче Рама. Рама должен был стать правителем стран, но младшая жена отца хотела видеть на его месте своего сына Бхарату. Она хитростью заставила царя изгнать Раму. В изгнании Раму сопровождали жена Сита и брат Лакшман. Владыка демонов Раван похитил Ситу и на воздушной колеснице увез в свое царство. В союзе с обезьянами и медведями братья победили демонов. Вместе они вернулись в свой город и братья стали мудро и справедливо править страной.

Обе поэмы занимали в течение двух тысяч лет большое место в духовной жизни индийцев. Все поэты и драматурги Индии черпали из них темы для своих произведений. Герои поэм Кришна и Рама, как уже говорилось ранее, обожествлены и считаются воплощением Вишну. И сегодня по всей Индии идут представления на темы «Махабхараты» и «Рамаяны». А в осенний праздник Дашера на площадях играют сцены из «Рамаяны». В конце представления сжигают огромное чучело Равана: Рама победил и зло на Земле уничтожено.

В начале нашей эры было оформлено четыре основных сборника древних индийских сказок: «Панчатантра» - «Пять книг»; «Хито падеша» - «Скрытое поучение»; «Щука саптати» - «Сказки попугая»; «Ветала-панчавимшатика» - «Двадцать пять сказок мертвеца». Как правило, действующими лицами сказок выступают животные, наделенные человеческими характерами. Сказки полны юмора и высмеивают жадность, трусость и лживость богачей и восхваляют достоинства простого народа.

В народных и культовых обрядах индийцев широко использовалась танцевальная пантомима. Она сопровождалась комментариями. На основе этих традиций в Индии родилась драматургия.

Классиком индийской драматургии и поэзии признан Калидаса, живший на рубеже IV-V веков. Сюжеты его драм в основном заимствованы из Эпоса. Они содержали не только прозаические монологи и стихотворения, но и танцевально-песенные интермедии.

Всемирно известна классическая драма Калидасы «Шакунтала, или перстень-примета»., которая была написана на сюжет одной из легенд «Махабхараты». В лесу в хижине отшельника выросла красавица Шакунтала. Ее встретил и женился на ней юный царь Душьянта. Вскоре он уехал в столицу и забыл о своей жене. У Шакунталы родился и вырос сын, с которым она через несколько лет пошла к царю. Но по дороге она потеряла кольцо, по которому царь мог бы ее узнать. Царь отказался от своей жены и сына. Когда Шакунтала покинула столицу, Душьянту принесли найденное рыбаками кольцо. Царь все вспомнил и велел вернуть во дворец жену и сына.

Лучшей поэмой Калидасы считается «Мегхадунта» - «Облако-вестник». Боги в наказание за прегрешения разлучили человека с любимой женой. В прекрасных стихах человек просит облако передать привет жене и рассказывает о тех местах, над которыми будет проплывать облако.

Известны имена и других индийских драматургов. Шудрака написал пьсу «Мриччха-катика» - «Глиняная повозка» о любви юноши высокой касты и девушки низкого происхождения. Васантасену преследует своей любовью родственник царя. Она его отвергает, за что тот пытается убить девушку, обвиняя в преступлении ее возлюбленного Чарудатту. Юношу приговаривают к смерти, но в день казни выясняется, что Васантасена жива. Царь благославляет брак бедной девушки и благородного юноши.

Драматург Вишаки-датта написал драму «Мудра-ракшаса»-»Печать Ракшасы», в которой изобразил нравы горожан и придворных кругов Индии в ШМ в. до н.э. Известен и драматург Бхаса, писавший пьесы на темы эпоса «Махабхарата».

К памяникам древнеиндийской литературы относятся пураны - древние сказания, в которых содержатся предания о жизни легендарных героев и великих мудрецов, мифы и притчи.

Интересным жанром буддийской литературы являются джатаки - небольшие рассказы и предания р Будде, разнообразные и часто фантастические по содержанию.

Еще один жанр древнеиндийской литературы - двустишия - шлоки поговорки, изречения, содержащие мудрость народа.

Древнейшим литературно-художественным памятником Китая, дошедшим до наших дней, является «Шицзин» - « Книга песен» , редакция которой, как уже говорилось, приписывается Конфуцию. Это произведение создавалось в XI-VI вв. до н.э. и содержит 305 песен и стихов, большинство которых глубоко лиричные произведения. Девушка ждет любимого, жена тоскует об ушедшем на войну муже, солдаты мечтают о возвращении домой и т.д. Сегодня в обиходе китайцев остались слова и целые строки из «Шицзина», хотя язык этих песен давно устарел и непонятен без объяснений.

Основоположником китайской поэзии считается Цюй Юань, живший в IV-III до н.э. в княжестве Чу на юге Китая. Его стихи имеют социальный характер. Они внесли в литературу Китая тему высоких человеческих чувств и верности моральным идеалам - «Смерть за родину», «Плачу по столице Ину», поэма-элегия «Лисао» - «Скорбь отверженного». О жизни Цюй Юаня рассказал первый китайский историк Сым Цянь - автор «Исторических записок». Цюй Юань был сановником и, заботясь о благе народа, восстановил против себя остальных царедворцев. Он был оклеветан и изгнан из страны.Отчаявшись в победе справедливости, он бросился в реку и утонул.