Смекни!
smekni.com

Культура народов Востока (стр. 6 из 7)

Известен храм в Орисе, который покрыт от основания до крыши столь тонким и сложным скульптурным орнаментом, что каждый камень по ювелирное изделие.

Серьезный урон развитию индийской культуры нанесло мусульманское завоевание. Многие великолепные индусские храмы были разрушены, а новых значительных сооружений не возводилось. Запрет ислама изображать живые существа нанес также удар изобразительному искусству Индии. Произошло вырождение монументальной скульптуры. С XIV в. создавались уже лишь отдельные статичные канонические скульптуры.

В период Делийского султаната (XIII - начала XVI вв. ) в Индии началось строительство мусульманских культовых зданий - мечетей, минаретов, мавзолеев и медресе. Это были здания необычной для Индии формы, лишенные скульптурного оформления,

Великолепным образцом индо-мусульманской архитектуры является беломраморный Тадж-Махал - мавзолей султана Шах Джахана и его жены Муштаз - Махал.

Расцвет древнекитайского искусства пришелся на VII - XIII вв., он совпал с правлением императоров династий Тан и Сун. Именно тогда строились многие великолепные дворцы и храмы, в городах появлялись библиотеки и театры.

В Китае культовые здания строились из дерева или как в Индии высекались в толще скал. Самым знаменитым буддийским пещерным храмом является Цянь-фодун, который создавался на протяжении с VI по XIV в. Стены и скульптура каждой из пещер были расписаны минеральными красками.

В культовой архитектуре Китая своей самобытностью выделяется такай вид здания, как пагода - буддийское мемориальное сооружение и хранилище реликвий. Пагоды имеют вид павильон или башни, часто многоярусной. Обычно - это было здание, состоящее из опор в виде деревянных столбов, с черепичной крышей, которая имела поднятые вверх края и четко обозначенный карниз. Строились пагоды в гористых местах среди густой зелени. К углам их крыш подвешивались колокольчики, которые приятным звоном манили к себе путников.

Самыми известными являются пагода Суньюэсы вХэнани, пагода «диких гусей» Даяньта в Сиане, пагода Тигровой горы в Сучжоу.

Пагоды строились не только из дерева, но и из других материалов. Известна кирпичная пагода Баймасы и железная тринадцатиэтажная пагода в Танъяне.

Достопримечательностью Китая является ансамбль «Храм Неба» в Пекине, состоящий из комплекса прекрасных зданий.

Еще в I тысячелетии до н.э. в Китае появились первые картины, которые писались тушью на шелковых свитках. Из сохранившихся до наших дней самая древняя относится к IV в. до н.э. На ней изображена женщина, наблюдающая за битвой дракона с фениксом.

С изобретением бумаги китайские живописцы стали писать свои картины и на бумажных свитках. Иногда на ник писались и стихи. Картины сначала ненадолго вывешивались, а потом хранились свернутыми, как сокровища.

В VII - VIII вв. картины писались сочными синими, зелеными и белыми красками, по краям обводились золотым контуром. Самыми известными художниками того времени были Ли Сы-сюнь и Ли Чжао-Дао.

Позже картины писали черной тушью, которая под кистью мастера приобретала самые различные оттенки. Самыми известными художниками были Ма Юань, Ся Гуй, Лян Кай. Одним из наиболее знаменитых мастеров XIв. был Цуй Бо. Одна из его известных работ - «Бамбук и цапля», выполненная на шелке.

Значительных успехов китайцы добились в художественной керамике. Это связано с обычаем класть в могильные склепы глиняные изображения всего того, чем пользовался человек при жизни, и что ему должно пригодиться после смерти. Это были фигурки домашних животных, модели домов и дозорных башен, удивительно точно копирующие настоящие. Недавно археологами была найдена целая армия, состоящая из нескольких тысяч глиняных фигурок воинов китайского императора. Не только одежда и вооружение выполнены точно, но даже лица воинов имеют индивидуальные черты.

Совершенствование художественной керамики подготовила почву для производства в IV н.э. фарфора. Китайский фарфор, секреты производства которого вырабатывались веками, славился в Европе. Он представляет собой великолепные белоснежные сосуды с гравированным тонким узором из цветов и желтоватые вазы с черным рисунком.

Следует сказать, что древняя культовая архитектура Японии известна плохо. По древнему японскому закону храмы для поклонения богам строились ровно на 20 лет. Затем возле старого храма возводился новый, а старый разрушался. Поэтому до нас дошли более поздние памятники.

Строились храмы из ценных пород дерева; например, из кипариса. Простые по форме, с высокими двускатными крышами из прессованной соломы или коры сосны, они возводились на столбах и окружались обходной галереей.

С конца VI в. в Японии начали строить буддийские храмы и пагоды. Наиболее известные из ник - храм Хорюдзи и Золотой храм возле древней столицы Нара. В VIII в. в Наре по повелению императора Сему в качестве главного буддийского храма страны был возведен храм Тодайдзи. В нем не только совершались религиозные обряды, но и проводись важнейшие государственные церемонии. Здание дважды уничтожалась огнем, но каждый раз отстраивалась заново. Золотой павильон Тодайдзи считается одним из крупнейших деревянных сооружений в мире.

Светская живопись ямато-э появилась в Японии в IX - Х вв. На шелке и бумаге яркими красками с добавлением золота художники рисовали пейзажи, придворные сцены, иллюстрации к известным романам. Картины в форме горизонтальных свитков - эмакимано рассматривались на столе, а вертикальные свитки - какимоно украшали стены парадных комнат.

В XII - XIV вв. картины рисовали уже тушью. Интересны работы Тоба Седзо, который, изображая животных, высмеивал пороки людей. Художник Тойо Ода прославился своими пейзажными картинами «Зимний пейзаж», «Четыре времени года», «Осень».

Приблизительна в это же время в японской живописи появился жанр парадного портрета, ярким представителем которого был Фудзивара Таканобу.

С XVII в. широкое распространение получили цветные японские гравюры, которые в большом количестве печатались с деревянных досок на тонкой бумаге. Героями этих гравюр были актеры и гейши, влюбленные пары и ремесленники за работай. Среди самых известных мастеров этого жанра были художники Утамаро, Хокусаи, Хиросиге, Сяраку.

Следует сказать и о таком оригинальном японском искусстве, как искусство паркового украшения. Оно родилось в XV в., когда появились дворцы и павильоны, окруженные садами, прославившиеся своей красотой на весь мир. Камни, водоемы, деревья редких пород и цветущие кустарники благодаря искусству художников воспринимались как высокие скалы, озера и рощи. В садах строились павильоны, где проходили беседы о поэзии и искусстве, а также производились буддийские обряды чаепития - тяною - чайные церемонии. Один из самых известных таких павильонов - Золотой павильон в Киото, построенный в XV в.

С XVI в. под влиянием европейской архитектуры в Японии начала строить мощные замки-крепости с высокими башнями на каменных основаниях.

Мы рассмотрели лишь отдельные моменты в развитии литературы и искусства народов Восточной и Юго-Восточной Азии, преимущественно древнего и средневекового периодов. Именно тогда появились самобытные и оригинальные произведения, направления, жанры и виды художественного творчества, наилучшим образом характеризующие культуру этих стран.

Рождение арабской культуры тесно связано с появлением халифата. В VII-VIII вв. арабами были покорены народы, в культурном отношении стоявшие выше арабов, однако последние не только не утратили своих национальных черт, но и оказали существенное этническое влияние на население Сирии, Месопотамии, Египта и Северной Африки. Успех арабского языка объясняется тем, что у арабов уже к VII в. имелись значительные достижения в области духовной культуры, был разработан литературный язык, высоко ценились красноречие и поэзия. Наибольший расцвет арабской культуры приходится на VIII-XI вв., когда были записаны многие произведения доисламской арабской устной поэзии. На базе староарабской поэзии и Корана сложился классический арабский язык средневековья. Необходимо отметить, что помимо собственно арабского элемента арабо-мусульманская культура вобрала в себя многое из культуры персов, сирийцев, коптов, иудеев, народов Северной Африки и т.д. Арабы освоили и переработали богатое наследие эллинистическо-римской культуры. Но при этом арабская культура сохранила своеобразие и собственные древние традиции.

Значительны достижения арабов в области художественной культуры. Как уже отмечалось, высоко была развита литература. Поэзия VII-VIII вв., во многом опираясь на старые традиции, отличалась жизнерадостным тоном, воспевала воинские подвиги, веселье, любовь, вино. В прозе наиболее популярным был жанр любовно-приключенческих рассказов и анекдотов из быта разных слоев населения. В Х-XV вв. сложился известный сборник сказок «Тысяча и одна ночь», сюжеты которых, были заимствованы у многих народов.

Расцвет арабской литературы, совершенствование каллиграфии способствовали появлению множества рукописных сочинений. В конце VIII в. из Китая через Среднюю Азию в страны Ближнего Востока пришла техника изготовления бумаги. Во всех странах мусульманской культуры были основаны многочисленные придворные, частные и общественные библиотеки, которые по своим размерам значительно превосходили монастырские библиотеки Европы того времени. Развивалось искусство миниатюры, его вершиной считаются миниатюры багдадской школы XIII в. Миниатюры украшали тексты: рукописные, медицинские и астрономические труды, сборники сказок и басен, литературные сочинения.