Смекни!
smekni.com

Культура народов Востока (стр. 5 из 7)

Цюй Юань создал поэтический жанр чуцы - один из основных в китайской классической литературе.

Традиции поэзии Цюй Юаня успешно развивали такие поэты, как Лу Цзы, Мей Шен, Ян Сюнь и другие. Китайский народ до сих пор чтит память Цюй Юаня. В пятый день пятого месяца по лунному календарю на реках Китая устраиваются лодочные гонки в его честь.

Другой великий китайский поэт Тао Юань-мин, живший в IV-V вв., по рождению был аристократом, но придворная жизнь не привлекала его. Он вместе с семьей стал жить в деревне, занимаясь простым крестьянским трудом. Сохранилось 160 его произведений, которые поднимают нравственные проблемы, воспевают жизнь земледельцев, свободу и равенство. Тао Юань-мину принадлежит утопическая фантазия «Персиковый источник», в которой рассказывается о стране, где счастливые люди трудятся на земле, где «с урожаем весенним государевых нет налогов». Им была написана философско-художественная проза - «Жизнь ученого «пяти ив».

Известными поэтами этого времени были Жуань Цзи, Цао Цао, Цао Пи, Цао Чжи, Цзи Кан.

В VII-XII вв. н. э. оформилась литературная поэзия Японии. Ее основой была народная песня. Главный жанр японской поэзии - танка (короткая песня) - нерифмованное пятистишье, состоящее из 31 слога. Танка немногословна, но очень музыкальна и полна глубокого чувства.

Уже в VIII в. была составлена большая антология японских стихов и песен под названием - Собрание мириад листьев». В нее вошли творения знаменитых поэтов VII-VIII вв.: Акахито, Хитомаро,Окура и песни простых крестьян и рыбаков. Эта антология стала величайшим памятником древней поэзии, известным во всем мире.

В начале X в. была составлена еще одна поэтическая антология «Собрание старых и новых песен», которая стала считаться образцовой. Ее заучивали наизусть всю целиком, хотя в ней содержится более тысячи танок. Эта прекрасная поэзия вызывала бесчисленные подражания и сегодня считается классикой японской литературы.

На основе танка позже оформился еще один жанр японской поэзии -хокку (хай ку) - нерифмованное трехстишье, состоящее из 17 слогов. Для хокку характерна простота поэтического языка и свободный стиль изложения. Своими трехстишьями в XVII в. прославились поэты Басе, Бусон, Есса. Следует сказать, что пятистишия - танки и трехстишия - хокку любят и сочиняют и в современной Японии.

В Х-XI вв. оформился классический японский роман. Романы писались от руки на длинных свитках, украшенных цветными иллюстрациями и стоили очень дорого. Большинство романов до нашего времени не дошла. Имена авторов первых таких произведений неизвестны.

Самый древний роман - «Повесть о старике Такэтори». Он написан живо и с юмором. Придворные аристократы изображены сатирическими красками. Сюжет романа сказочный, но в него вставлены картины жизни народа. Старик Такэтори в лесу нашел крошечную прекрасную девочку. Когда она выросла, к ней начали свататься нежелательные, но знатные женихи, среди которых был сам император. После смешных злоключений они терпят неудачу, а прекрасная девушка оказалась небесной феей.

В другом анонимном романе «Повести о прекрасной Отикубо» изложен широко известный сказочный сюжет а сироте, злой мачехе и сестрах. Преданные слуги помогают девушке выйти замуж за знатного юношу, и он мстит мачехе. Роман этот больше напоминает бытовую новеллу , чем сказку.

Значительный вклад в развитие классической японской прозы внесли женщины-писательницы. Следует отметить Мурасаки Сикибу, жившую на рубеже Х-ХI вв. Ею написан нравоописательный роман «Гэндзи-моногатари» или «Повесть о блистательном принце Гэндзи» Это роман с увлекательным, сложным сюжетам и множеством персонажей. Масштаб произведений показывает всю жизнь главного героя - принца Гэндзи - тонко чувствующего человека, с трудной судьбой, привлекательного даже в своим ошибках. Некоторые эпизоды романе предельно трагичны, другие окрашены юмором. «Повесть о блистательном принце Гэндзи» принадлежит к числу самых прославленных произведений мира. До наших дней дошло и другое сочинение писательницы «Дневник Мурасаки Сикибу».

Ее современницей была Сэй Сенагон, чья оригинальная книга «Записки у изголовья» - это сборник более 300 миниатюр в прозе, связанных единством стиля и лиричностью самовыражения автора. Картины природы чередуются в ней с веселыми сценками и остроумными наблюдениями. Сэй Сенагон не следовала строгому плану, а писала о то, что приходило ей на память, занимало ее воображение. «Записки у изголовья» положили начало жанру дзуйхицу (эссе) в японской литературе.

Талантливым продолжателем этого жанра можно считать писателя, известного под именем монаха Кэнко, жившего в XIV в. Его книга «Записки от скуки» состоит из разнообразных по содержанию заметок. Здесь можно найти анекдоты, маленькие рассказы, размышления о жизни, литературе и искусстве.

В XII в. в Японии начались кровавые войны и междоусобицы. Эти события отразились в устном народном творчестве. В это время героический средневековый эпос начали записывать и обрабатывать в виде больших исторических повествований. Самое знаменитое из них - «Сказание о роде Тайра». В нем рассказывается о славе и гибели могущественного рода Тайра.

В XV в. в Японии возник театр «Но», в котором в течение одного представления исполнялось несколько одноактных лирических драм и забавных народных фарсов. С театром «Но» связано развитие японской драматургии. Среди драматургов известны отец и сын Кантъами и Дзэами Мотокие, которые создали замечательные поэтические драмы на сюжеты старинных романов и фантастических легенд.

На рубеже XVII - XVIII вв. появилась городская или «мещанская» драма о судьбах маленьких людей - простых горожан. Значительный вклад в появление «мещанской» драмы внес Тикамацу Мондзэмон. Им написана поэтическая пьеса «Гонец в преисподнюю», в центре которой столкновение чувства и нравственного долга. Известны и его исторические пьесы «Победоносны Кагэкие» и «Битвы Коксинги».

Начиная с XVI в. в Японии успешно развивалась городская проза, которая у в следующем столетии достигла значительных; успехов. В это время Ихара (Ибара) Сайкаку создал книги прекрасных новелл - «История любовных порождений одинокого мужчины» и «История любовных похождений одинокой женщины».

Представитель японской литературы позднего средневековья Уэд Акинари написал замечательные фантастические новеллы «Рассказы о весеннем дожде» и сборник рассказов «Луна в тумане». В этих произведениях автор порицал пороки общества и воспевал конфуцианскую добродетель.

Возникнув в глубокой древности, индийское искусство внесло значительный вклад не только в развитие культуры народов Восточной и Юго-Восточной Азии, но и в сокровищницу мировой цивилизации.

Расцвет искусства Индии начался в период правлений династии Маурья, особенно при царе Ашоке, в III в. до н.э. В это время в практику строительства начал входить камень. Об этом свидетельствуют раскопки на месте древней Паталипутры, где были найдены остатки дворца Ашоки с залом «ста колонн».

Индийское культовое строительство представляет весьма оригинальные типы архитектурных сооружений. Во-первых следует говорить о буддийских ступах - сложенных, как правило, из кирпича куполах. Первоначально они являлись гробницами царей, но затем получили религиозное значение и воздвигались над мощами святых и реликвиями. Самая древняя была ступа Бхархута, воздвигнутая Ашокой. Из сохранившихся самая древняя ступа в Санчи, высота которой составляет более 10 метров.

Еще одним самобытным образцам культового зодчества Индии были пещерные храмы. На рубеже нашей эры был создан великолепный пещерный комплекс в Карле (недалеко от Бомбея). Главный храм - чайтья - самый большой пещерный храм Индии, имел 58 м. в длину, 14 м. в ширину и почти 14 м. в высоту. В зале - два ряда колонн, ступа и множество каменных скульптур. По фасаду было выполнено большое число рельефов. Весь огромный комплекс сделан в монолите скалы. Ярким образцом пещерных храмов явились пещерные храмы в Аджанте. Комплекс высеченных в скалах буддийских монастырей состоит из 29 пещерных залов, имеющих прекрасные архитектурные формы, богатый скульптурный декор и роспись на темы буддийской мифологии. Известны также 54 буддийских и брахманских храма в Эллоре, среди которых выделяется своим обильным скульптурным украшением грандиозный монолитный храм Кайласанатха, сооруженный в VIII в. Технически строить храмы, высеченный из монолита, было не столь сложно; проще было выбить пустоты в скале, чем тесать камни, перевозить их на дальние расстояния и складывать из них высокие здания.

Интересным явлением в индийском зодчестве было возведение стамбхов - монолитным мемориальных столбов с фигурной капителью. Так, по велению Ашоки в городе Сарнатхе в память о первой проповеди Будды была построена стамбха. До наших дней сохранилась знаменитая Львиная капитель этой стамбхи в виде четырех львов со сращенными спинами. Она служила опорой для большого Колеса Закона - символа учения Будды.

С IX в. храмы стали уже строить из тесанным камней. На севере Индии они были параболической формы, на верхушке их располагался зонт в виде лотоса, на юге же - форме прямоугольной пирамиды. Внутренние помещения были низкими и темными - это святилища, куда доступ разрешался не всем. Во дворе храмов, а также на стенах их стояли скульптуры, изображающие сцены эпоса или в символической форме трактующие почитание того бога, которому посвящен храм. С течением времени , особенно на юге Индии, скульптурных деталей стало так много, что глаз уже не воспринимал отдельных сцен или скульптур. Таков, например, храм в Кхаджурахо, построенный в начале XIв., где барельефы, главным образом эротического содержания, представляют иллюстрации к трактату о любви «Камасутра». Следует отметить, что в индийском искусстве часто встречается тесное сосуществование религиозного содержания и откровенной эротики. То, что для европейца выглядит эротическим или даже непристойным, никогда не воспринималось так в Индии, где сами религии признавали закономерными все проявления человеческой жизни, в том числе и эротические.