Смекни!
smekni.com

Основы социологии (стр. 10 из 16)

3. Общество как социокультурная система

3.1 Общество как социокультурная система

Социология исследует общество в целом, поэтому для социолога важно выяснить универсальные свойства общества. Общество – исторически развивающаяся целостная система отношений и взаимодействий между людьми, их общностями и организациями. Общество может пониматься и как вся сумма человеческих отношений или взаимодействие индивидов (Г. Зиммель). Общество связано с системой символов, понятий и ценностей культуры. Социокультурный подход рассматривает общество в его единстве с культурой. Отличительными признаками общества как социокультурного феномена, являются:

1. Социальность – как выражение общественной сущности жизни людей, социальной специфики их отношений и взаимодействий. Общество и культура находятся в состоянии постоянного взаимодействия и взаимопроникновения.

2. Установление новых взаимодействий – способность общества образовывать новые связи между людьми и возобновлять утраченные. Индивиды, участвующие во взаимодействиях, составляют социальную группу.

3. Территория – пространство, на котором разворачивается все многообразие социальных взаимодействий, определяющее особенности развития общества. Территориальное своеобразие – важный фактор формирования типичных черт жизнедеятельности, культуры, обычаев этносов.

4. Необратимость эволюции социокультурной системы как целого – невозможность для общества по мере удаления системы от точки равновесия вернуться к прежнему состоянию.

5. Саморегуляция – способность общества обладать самодостаточностью, позволяющей без вмешательства извне создавать высокий уровень организации социальных взаимодействий.

6. Наличие социальной структуры и социальных институтов, регулирующих общественную жизнь. Социокультурный подход характеризует общество как целостную, сложноструктурированную систему, взаимодействующую с окружающей средой.

7. Наличие субъектов социального развития – человек понимается как сознательный субъект действия. Каждое действие субъекта является частью социального взаимодействия с другим субъектом.

8. Наличие социального пространства и социального времени – признаки общества, являющиеся основой его существования, функционирования и развития. Они определяют историческую эпоху или территорию, к которой можно отнести общество. Социальное пространство и время не совпадают с физическими. Социальное пространство связано с категориями социальной иерархии и стратификации, социальное время с категориями социального развития и изменения.

Все перечисленные признаки общества взаимодействуют друг с другом и обеспечивают целостность и устойчивость общественного развития.

3.2 Природные предпосылки возникновения общества

Становление общества происходило в тесном соотношении природного и социального. Выделяют несколько аспектов в изучении соотношения природного и социального: внутренний и внешний. Первый фиксируется на особых природных качествах человека. Второй - на географических условиях возникновения общества.

В рамках первого подхода внимание обращается на анатомические особенности человека, повлиявшие на становлении общества. К ним относятся: 1. прямая походка, освобождающая передние конечности; 2. руки с противопоставленным большим пальцем; 3. стереоскопическое зрение, позволяющее видеть в трех направлениях; 4. сложный механизм голосовых связок, гортани, губ, языка, способствующий развитию речи; 5. сексуальное поведение (отсутствие сезонности), влияющее на активное демографическое поведение и создание семей; 6. беспомощность младенца, которая ведет к формированию высоких адаптационных способностей, восприимчивости к опыту предшественников, к длительной зависимости от родителей, медленному темпу роста и полового созревания (создание семьи, половозрастных социальных ролей, института образования, т.е. социальной организации и культурной преемственности).

Универсальность биологической основы человека, отсутствие специализации органов, гибкость, способность приспособиться к любой обстановке — все это, принципиально отличая биологию человека, дает возможность социального развития.

В рамках второго подхода особое внимание уделяется географическим факторам. Для возникновения общества необходим определенный минимум природно-географических факторов. В условиях крайнего Севера или экватора социальная жизнь либо невозможна, либо застывает на первых этапах своего развития.

Климат, почвы, рельеф влияют на характер занятий, на то, что производит, чем питается человек, какие усилия ему необходимы, чтобы обеспечить себя необходимым. Так, жаркий климат снижает время активности. Холодный климат требует от человека очень больших усилий для поддержания жизни. Плодородные почвы в сочетании с хорошим климатом способствуют росту экономики, зажиточности, формируют особый менталитет народа.

Рельеф влияет на ритм жизни, темперамент народа. Рельеф может стать естественной оборонительной системой для того или иного народа (первые демократии Западной Европы развились в Исландии и Швейцарии). В странах, открытых для набегов воинственных соседей, возникла сильная абсолютистская власть.

Однако географическая среда не должна быть слишком благоприятной для человека. Народы, живущие в неблагоприятных условиях, вынуждены выработать в себе такую культуру производства, систему социальных связей, которые позволяют им выжить и процветать. Географическая среда оказывала решающее влияние на культуру народов на раннем этапе их развития.

По мере развития общества влияние географического фактора ослабляется и сохраняется опосредованно, через культуру, которая существенно усиливает автономию общества от географической среды. Однако автономия социума от географической среды ограничена. Социум это ниша, которая должна органично вписываться в географическую среду, не нарушая ее основных экосвязей.

2.3 Культура как социальный феномен

Слово культура происходит от латинского слова colere –«обрабатывать землю». В XVIII и XIX вв. термин стал применяться для обозначения совершенствования человеческих качеств. Немецкое слово Kultur означает достижение высокого уровня цивилизованности.

Американские антропологи А. Кребер и К. Клакхон выделяют шесть основных типов определений культуры. Описательные определения. В них делается упор на перечисление всего того, что охватывает понятие культуры. Э. Тайлор - «культура, или цивилизация, в широком этнографическом смысле слагается в своем целом из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества». Исторические определения. В них делается упор на процессы социального наследования, традицию. Э. Сепир: культура – это «социально унаследованный комплекс способов деятельности и убеждений, составляющих ткань нашей жизни». Нормативные определения делятся на две группы. Первая - определения, ориентирующиеся на идею образа жизни (К. Уислер: «…образ жизни, которому следует община или племя, считается культурой… Культура племени есть совокупность стандартизованных верований и практик, которым следует племя»). Вторая – определения, ориентирующиеся на представления об идеалах и ценностях. Так, социолог У. Томас считает, что «культура – это материальные и социальные ценности любой группы людей (институты, обычаи, установки, поведенческие реакции) независимо от того, идет ли речь о дикарях или цивилизованных людях». Психологические определения акцентируют внимание на одном из трех элементов: 1. процессе адаптации к среде («Совокупность приспособлений человека к его жизненным условиям и есть культура, или цивилизация…» - У. Самнер и А. Келлер); 2. на процессе научения («Культура – это социологическое обозначение для наученного поведения, то есть поведения, которое не дано человеку от рождения, не предопределено в его зародышевых клетках, как у ос или социальных муравьев, а должно усваиваться каждым новым поколением заново путем обучения у взрослых людей» - Р. Бенедикт); 3. на формировании привычек («Культура – это формы привычного поведения, общего для группы, общности или общества. Она состоит из материальных и нематериальных элементов» - К. Янг). Структурные определения, в которых внимание акцентируется на структурной организации культуры. Р. Линтон – «а) … культуры – это в конечном счете не более чем организованные повторяющиеся реакции членов общества; б) культура – это сочетание наученного поведения и поведенческих результатов, компоненты которых разделяются и передаются по наследству членами данного общества». Генетические определения представляют культуру с позиций ее происхождения. Эти определения разделяются на четыре группы: 1. культура рассматривается как продукт или артефакт: «В самом широком смысле слова культура обозначает совокупность всего, что создано или модифицировано сознательной или бессознательной деятельностью двух или более индивидов, взаимодействующих друг с другом или воздействующих на поведение друг друга» (П. Сорокин); 2. культура рассматривается как комплекс идей: «Культура – это относительно постоянное нематериальное содержание, передаваемое в обществе посредством процессов обобществления» (Г. Беккер); 3. культура как система символов: «Культура – это понятие для особого порядка, или класса феноменов, а именно: таких вещей и явлений, которые зависят от реализации умственной способности, специфичной для человеческого рода, которую мы называем «символизацией» (Л. Уайт); 4. культура определяется как «то, что отличает человека от животных» (В. Оствальд).