Смекни!
smekni.com

Основы социологии (стр. 13 из 16)

Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит ей, находится в конфликте с господствующими ценностями. Субкультура террористов противостоит человеческой культуре, а молодежное движение хиппи в 60-е годы отрицало господствующие американские ценности: усердный труд, материальный успех и наживу, конформизм, сексуальную сдержанность, политическую лояльность, рационализм.

4. Социология личности

4.1 Понятие, структура и типы личности

Понятие «личности» тесно связано с понятиями «человек», «индивидуальность», «индивид». Человек - родовое понятие, совокупность физиологических и психологических особенностей, характеризующих человека в отличие от других живых существ. Индивид - конкретный представитель человеческого рода в противоположность остальным людям. Индивидуальность – набор черт и характеристик, определяющих уникальность каждого индивида. Личность – социальная сущность человека, совокупность всех его социальных качеств, проявляющихся в социальном опыте (психологические характеристики, значимые для общества). Личность это субъект и продукт социальных отношений. Родившийся ребенок - не личность. Он - индивид. Чтобы стать личностью, человек должен пройти определенный путь развития. Непременным условием этого развития являются биологические, генетически заданные предпосылки и наличие социальной среды, с которой ребенок взаимодействует.

Каждая личность обладает совокупностью внутренних качеств, которые составляют ее структуру. В структуре личности можно выделить биогенные, психогенные и социогенные компоненты. Биогенный компонент учитывается лишь в случае увечья или

болезни человека, что мешает выполнению им социальных функций. Психогенный компонент состоит из эмоций, переживаний, волевых устремлений, памяти, способностей и т.д. Социогенный компонент состоит из следующих элементов:

1. Объективные социальные потребности личности (физиологические, потребности в безопасности, занятости, дружбе, заботе, любви, престиже);

2. Способности к творчеству, знания, навыки;

3. Степень овладения культурными ценностями общества;

4. Нравственные нормы, принципы, которыми руководствуется личность;

5. Способ реализации в деятельности всех социальных качеств, что проявляется в семейной жизни, труде, общественно-политической, культурной деятельности, досуге, в образе жизни.

Социальная структура личности непостоянна и изменчива, т. к. в течение жизни личность получает новую информацию, знания, меняет свое поведение, мотивацию поступков. Вот почему социогенный компонент личности вызывает наибольший интерес у социологов.

Социология, типологизируя личность, пытается определить некий тип абстрактной личности, с наибольшей полнотой выражающей сущность данного общества или группы.

Согласно представлениям известного социального антрополога Р. Линтона, в любом обществе выделяются два основных типа личности: нормативная - та, черты которой лучше всего выражают данную культуру, это идеал личности данной культуры; модальная - статистически более распространенный тип отклоняющихся от идеала вариаций. Чем более нестабильным становится общество (например, в условиях кризиса), тем относительно больше становится людей, социальный тип которых не совпадает с нормативной личностью. Модальный тип личности является предметом исследования многих ученых, которые, в свою очередь, создают его классификацию. Так, Е.А. Ануфриев полагает, что в российском обществе, где происходит коренная ломка сложившейся ранее личностно-типологической структуры, можно выделить пока как модальный, только торговый тип личности и мафиозный, широкое распространение которого приведет в конце концов к самым тяжким последствиям для России.

Американский социолог Р. Дарендорф создал на основе термина Аристотеля "homo politicus" создал следующую типологию личности:

homo faber («человек трудящийся») – тип личности, характерный для традиционных обществ: крестьянин, воин, политик;

homo consumer («человек составной») - тип личности в современном западном обществе, человек - потребитель, человек массы;

homo universalis («человек универсальный») - тип личности будущего, связанный с развитием техники и науки, способный заниматься разными видами деятельности;

homo soveticus («человек советский») – тип личности, характерный для бывших стран соц. лагеря, человек, зависящий от государства.

4.2 Основные подходы в изучении личности

В науке существует множество теорий личности. Можно выделить два наиболее распространенных подхода - социально-психологический и функциональный.

Основателем социально-психологического направления является З. Фрейд. Он выделял в психике личности три уровня - Оно, Я, Сверх-Я. «Оно» - бессознательное начало, источник энергии, направленной на получение сексуального удовольствия. «Я» - рационально осознанная часть психики, действующее по принципу реальности, ограничивающее желания бессознательного. «Сверх-Я» - культурные нормы, воспринятые человеком, заставляющие его действовать в соответствии со стандартами социальной группы и общества.

По Фрейду, становление структуры психики личности происходит постепенно. Новорожденный ребенок - это «Оно», не умеющее определить свои потребности и удовлетворить их. С его развитием под руководством родителей формируется «Я» - ограничение «Оно», чувство ответственности за поступки и т.д. В период детства родители выступают в роли «Супер-Я», наказывая или поощряя ребенка за его поведение. По мере взросления в психике человека оформляется уровень «Супер-Я», который руководит ею всю оставшуюся жизнь.

Процесс формирования личности проходит 4 стадии. Каждая связана с определенным участком тела – эрогенной зоной. На каждой стадии возникает конфликт между стремлением к удовольствию и ограничениями, установленными сначала родителями, а затем и «Супер-Я».

1. оральная стадия: рот у младенца – главная эрогенная зона (получение удовлетворения через процессы приема пищи и сосания).

2. анальная (контроль за процессами экскреции как первый шаг к самостоятельности).

3. фаллическая, основное внимание ребенка направлено на половые органы и половые различия. В этот период проявляться Эдипов комплекс и комплекс Электры.

4. генитальная (юность) – вступление в половую жизнь.

Концепция З. Фрейда и идеи М. Вебера, легли в основу интеракционистской теории личности Чарльза Кули, т. н. теории «Зеркального Я». Личность формируется на основе множества взаимодействий людей с окружающим миром. Он представлял структуру личности из 3-х элементов:

1. Из того, как по нашему мнению, нас воспринимают другие;

2. Из того, как по нашему мнению, другие реагируют на то, что видят в нас;

3. Из того, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию других.

Процесс зеркального отражения своего «Я» является субъективным процессом и может не соответствовать объективной реальности. В каждом формируются кратковременные внутренние собственные образы – само-имиджи. Наряду с ними в сознании существует представление о себе – «истинное Я», которое само-имиджи, накапливаясь со временем, корректируют.

Джордж Мид, основатель символического интеракционизма, считал, что "Я"- самость продукт социальный. Д. Мид утверждал, что мы обретаем ощущение индивидуальности, когда подходим к себе с той же меркой, что и к другим людям. Это значит, что внутренне мы одновременно являемся субъектом - наблюдателем и объектом - наблюдаемым. Структура личности по Миду следующим: «Я-Сам»(I) - реакция личности на воздействия других людей и общества. «Я-Меня»(Me) -осознание себя с точки зрения других значимых для него людей - родственников, друзей.

По мнению Мида, процесс формирования личности включает 3 стадии. 1. Имитация - дети копируют поведение родителей, не понимая его. Ребенок примеряет на себя модели поведения родителей, которые для него являются «значимыми другими». 2. Игровая стадия - дети понимают поведение как исполнение определенных ролей: мамы и дочки, врача и больного, и т.д. Переход от одной роли к другой развивает способность придавать мыслям и действиям такой смысл, который придают им «значимые другие» - другие члены общества. Обмениваясь ролями в процессе игры, дети постепенно вырабатывают свое «Я – меня». 3. Нормативная стадия – дети осознают, что они принадлежат к крупному сообществу, которое определяет, какое поведение является нормальным, какое – отклоняющимся. Социальная группа, дающая индивиду осознание цельности собственной личности, называется «обобщенный другой». С его помощью мы уясняем организованную систему взглядов нашего общества в рамках наших собственных личностей так, что социальный контроль преобразуется в самоконтроль.

4.3 Социальный статус и социальная роль

Функциональный подход способствовал разработке статусно-ролевой теории личности. С позиций изучения социальных функций, выполняемых личностью, она определяется как совокупность социальных статусов и социальных ролей, характерных для данного общества.

Социальный статус - это позиция индивида в обществе, определяемая его функциями, обязанностями и правами. Позиция зависит от профессионального, социально-экономического положения индивида или группы, политических возможностей, пола, происхождения, семейного положения и т.д.

Накладывая на человека обязанности, общество "платит" ему правами. К ним мы можем отнести доход, льготы, престиж. Чем выше статус человека, тем выше его престиж, тем лучше его материальное положение. Положение личности в социальной иерархии статусов называется рангом. Ранг формирует статусное мировоззрение.

Статусные ранги определяются и по внешним знакам отличия - символам. К ним относят цвет кожи, мимику, жесты, одежду, язык, манеры поведения, титулы и звания. Каждый статус обладает своим имиджем. Имидж - это представление о том, как должна выглядеть и вести себя личность определенного статуса. Несоблюдение имиджа наказывается потерей статусных позиций.