Смекни!
smekni.com

Основы социологии (стр. 11 из 16)

Суммируя представленные определения, можно сказать, что культура - это убеждения, ценности и выражающие их символы (включая искусство и литературу), которые являются общими для группы и служат упорядочению опыта и регулированию поведения ее членов. Убеждения, ценности и символы какой-то части людей в группе часто называются субкультурой.

3.4 Культурные универсалии

Различия между разными культурами огромны. В то же время существуют общие черты, свойственные всем культурам - культурные универсалии. Дж. Мёрдок выделил более 60 культурных универсалий. К ним относятся: спорт, нательные украшения, кооперированный труд, танцы, образование, похоронные ритуалы, обычай дарить подарки, гостеприимство, запрет кровосмесительных браков, шутки, язык, религиозные обряды, сексуальные ограничения, изготовление орудий труда и попытки управлять погодой. Конкретные формы, которые принимает спорт, украшение тела и т.п., могут, однако, различаться в той или иной культуре. Окружающая среда является одним из факторов, вызывающих эти вариации. Каждая культурная особенность - это продукт исторического развития определенной культурной среды; она может сформироваться в результате уникальной цепи событий. Дело не в том, какая форма спорта, запрета на кровнородственные браки и какой язык характерны для той или иной культуры, а в том, что эти универсалии в той или иной форме наличествуют в каждой из них.

Тенденция судить о других культурах с позиций своей собственной называется этноцентризмом. Сопутствующее этноцентризму понятие ксенофобия - боязнь и неприятие всего иностранного, а шире - всего чуждого. Этноцентризм является характерной особенностью деятельности первых антропологов. Они были склонны сравнивать все культуры со своей собственной, которую считали самой передовой. Американский социолог Вильям Самнер исследовал это в книге "Народные обычаи", опубликованной в 1906 г. Он считал, что культура может быть понята только в рамках ее собственных ценностей и в ее собственном контексте. Эта позиция известна сейчас как культурный релятивизм. Принцип культурного релятивизма полезен для понимания тонких различий между похожими культурами.

Культуру условно можно разделить на две части. Первая - культурное наследие (материальные артефакты, традиции, обычаи, великие достижения науки, искусства, литературы, религии прошлого). Вторая - образ жизни. Это часть культуры, которая относится к настоящему, характеризует образ жизни индивида, группы, общества. Образ жизни включает язык, верования, установки, ценности, манеры поведения, фасон одежды, качество жилья, условия труда, времяпрепровождение, обычаи, нравы, этикет, нормы и другие элементы культуры, которые не только типичны для данной социальной группы, но и отличают ее от других групп. Образ жизни выражает одновременно типичное и специфическое. Он отражает не культурное наследие, а текущую жизнь, не столько материальные артефакты, сколько социальные нормы, обычаи, ценности простых людей. Именно поэтому культуру нельзя сводить к изящным искусствам или живописи. Образ жизни в марксистской социологии - самостоятельная и очень важная категория, а культура - нечто вспомогательное, одна из сторон образа жизни наряду с трудом, бытом, общественной деятельностью. В зарубежной социологии сложилась иная традиция. Образ жизни - одно из определений или частей культуры, которая считается более фундаментальным понятием.

3.5 Функции культуры

Культура выполняет в обществе ряд специфических функций:

1. Мировоззренческая – формирование картины мира, характерной для данной культуры (ее формируют наука и религия).

2. Компенсаторная - преодоление природных недостатков человека.

3. Функция социализации. Поскольку культура не приобретается биологическим путем, каждое поколение вынуждено воспроизводить ее и передавать следующему поколению. Этот процесс составляет главную часть социализации. Ценности, убеждения, нормы, правила и идеалы превращаются в часть личности ребенка и помогают формировать его или ее поведение. Если бы процесс социализации прекратился в массовом масштабе, это привело бы к гибели культуры.

4. Функция контроля. Поскольку культура формирует личности членов сообщества, она во многом контролирует их поведение. Клиффорд Гиртц называл культуру «набором контрольных механизмов — планов, рецептов, правил, инструкции … для регулирования поведения». Без культуры, считает он, люди были бы полностью дезориентированы: «не регулируемое образцами культуры (организованными системами значимых символов) поведение человека было бы практически неуправляемым, настоящим хаосом бессмысленных поступков и несдерживаемых эмоций, не приводящих к формированию опыта.

Если культура контролирует поведение людей, является ли она репрессивной? З. Фрейд описал конфликт между культурой и инстинктивным началом человеческой натуры именно с этой точки зрения. Культура часто подавляет наши побуждения, особенно сексуальные и агрессивные. Она определяет рамки, в которых возможно удовлетворение этих побуждений.

Подчеркивая роль культуры в осуществлении социального контроля, не будем забывать, что она не всесильна. Способность культуры управлять человеческим поведением лимитирована рядом факторов. Первым из таких факторов назовем ограниченные биологические возможности человеческого организма. Простых смертных нельзя научить перепрыгивать через высокие здания, независимо от того, как высоко ценятся в их культурной среде такие подвиги. Точно также существует предельное количество знаний, которые можно вложить в человеческий мозг. Физическая среда обитания также ставит пределы влиянию культуры. Факторы окружающей среды могут также сделать формирование некоторых культурных образцов маловероятным.

Влияние культуры лимитировано также и необходимостью стабильного общественного порядка. В целях выживания общества культура не должна одобрять такие действия, как спонтанное убийство, воровство и поджог, так как они не способствуют укреплению общежития.

5. Функция селекции – культура отбирает для тиражирования только определенные аспекты поведения и опыта людей. Все человеческие сообщества сделали свой выбор культурных форм. Каждое сообщество, с точки зрения другого, игнорирует фундаментальные проблемы и обращает внимание на несущественные частности. Одна культура с трудом понимает ценность денег, другая же построила из них фундамент всех сфер человеческого поведения. В одном обществе к технологии относятся с невероятным пренебрежением, даже в тех областях, развитие которых необходимо для выживания людей, а в другом - практически таком же обществе - технологические достижения высоки и соответствуют требованиям ситуации. Но любое общество выстраивает собственную гигантскую культурную суперструктуру, сопровождающую вас от юности до смерти и даже после ухода из жизни.

6. Функция интеграции. Культура передается от одного человека другому с помощью социализации и контактов с другими культурами, и формирует у человека чувство принадлежности к группе. Культура вызывает не только солидарность, но и конфликты внутри групп и между ними. Язык, главный выразитель культуры, иллюстрирует это положение. С одной стороны, возможность общения способствует сплочению членов социальной группы: общий язык объединяет людей. С другой стороны, общий язык выключает из группы тех, кто не знает языка, и даже тех, кто говорит на нем в несколько иной манере. В Великобритании члены различных общественных классов используют слегка отличающиеся друг от друга формы английского языка. Хотя каждый говорит по-английски, некоторые группы говорят на «более хорошем» английском языке, чем другие. Все это служит для обособления социальных групп и может стать основой групповых конфликтов.

3.6 Структура культуры

Уорд Гуденау, антрополог, включил в культуру четыре вида элементов:

1. Понятия (концепты). Они содержатся в языке, и помогают людям организовать и упорядочить свой опыт. Мы все воспринимаем мир через формы, цвет и вкус предметов, но разные культуры организуют свой мир по-разному. Немцы проводят различие между принятием пищи человеком (essеn) и животными (fressen), в то время как в английском языке для этого существует лишь одно слово — "eat".

2. Отношения. Если понятия описывают мир (то из чего он состоит), то отношения - это определенные представления о том, как эти части связаны друг с другом в пространстве и времени, по значению.

3. Ценности - разделяемые всеми убеждениями относительно целей, к которым следует стремиться. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном, идеалом для всех людей. Если верность является ценностью, то отступление от нее осуждается как предательство. Если чистота является ценностью, то неряшливость и грязь осуждаются как неприличное поведение.

Без ценностей не может обходиться ни одно общество. Индивиды могут выбирать - разделять эти или другие ценности. Одни привержены ценностям коллективизма, а другие ценностям индивидуализма. Для одних высшей ценностью могут быть деньги, для других - моральная безупречность, для третьих – политическая карьера. Для описания того, на какие ценности ориентируются люди, социологи придумали термин ценностные ориентации. Они описывают индивидуальное отношение или выбор конкретных ценностей в качестве нормы поведения.

Т.о., ценности принадлежат группе или обществу, ценностные ориентации - индивиду. Ценности представляют собой разделяемые вами совместно с другими убеждения относительно целей, к которым следует стремиться.