Смекни!
smekni.com

Основы социологии (стр. 8 из 16)

Постмодернизм характеризуется следующими особенностями: мир «прилива, отлива и фрагментации», без абсолютных ценностей; конец преобладания всеобщей веры в «научную» рациональность и унитарную теорию прогресса; замена эмпирических теорий изображения и истины; усиление акцента на важности подсознательных, свободно плавающих знаках и образах; множественностью точек зрения. Постмодернизм интересуется тем, как отдельное лицо или субъект придает всему смысл, то есть сознательно создает социальную реальность. Постмодернисты считают, что язык «предшествует» тем, кто использует его. Другими словами, люди узнают слова, которые затем позволяют им выразить свои мысли. Язык является системой, существующей отдельно от людей, которые учат и затем используют его.

М. Фуко – один из ведущих постструктуралистов (разновидность постмодернизма), отрицает существование общих принципов, лежащих в основе формирования языка и культуры. В центре его внимания – осмысление власти, вовлеченной в создание и использование языка. Язык, по Фуко, - не русский, английский или китайский, а то, как разные области знания выражаются в различных образах мысли и речи, - нечто, что он называет дискурсом (рассуждением).

Происхождение дискурсов связано с властью. Власть осуществляется двумя путями: во-первых, она осуществляется так, что дискурсу дается возможность возникнуть; во-вторых, она осуществляется самим дискурсом, контролирующим мысли, знания, действия людей, его использующих. Следовательно, рационально мыслящей творческой личности не существует. Все наши действия определяются дискурсами, дающими нам наши мысли и наше знание. Прогресса не существует. Социальные перемены создаются другими дискурсами — не лучшими, не худшими, просто другими. Значит и объективной истины не существует, есть всего лишь разнообразные способы смотреть на вещи. Следовательно, мы должны согласиться с тем, что все созданные человеком представления о действительности одинаково обоснованы, и критиковать их нет смысла. Общество неустойчиво, нестабильно, недолговечно. Для него больше значат люди, тенденция, образ, а не сущность и смысл.

Пьер Бурдье (1930–2002) - французский социолог, основатель Центра европейской социологии, журнала «Исследование в социальных науках», автор 26 книг: «Ремесло социолога» (1966), «Очерк теории практики» (1977), «Социология политики», «Ответы» (1992) и др. Бурдье ставит задачу доказать фальшивость противопоставления объективизма и субъективизма в социологии, структурных и деятельных подходов, утверждает безосновательность игнорирования одной из этих сторон. Сосредоточение на структуре ведет к игнорированию процесса конструирования социального мира самым деятелем, а сосредоточение на том, как деятель воспринимает, осмысливает и реагирует на окружающий мир, ведет к игнорированию самых структур (их влияния), в которых это происходит. По его мнению, надо исходить из диалектических отношений между объективными структурами и субъективными феноменами. Решение проблемы он видит в анализе реальной практики, которая выступает неминуемым результатом таких диалектических отношений. Он анализирует связи между социальной структурой и тем, как индивиды конструируют социальную реальность. Социолог утверждает, что объективные структуры существуют не только в языке или в определенной культуре, а и в самом социальном мире, они не зависят от сознания деятелей, которые, в свою очередь, способны руководить своей практической деятельностью и репрезентовать себя согласно со своим замыслом. Вместе с тем надо принимать во внимание генезис моделей представлений, мышления и действия людей. Следует анализировать, как люди воспринимают и конструируют свой мир. По его мнению, «ментальные структуры определяются социальными структурами», т.е. сознание зависит от социальной среды. Для лучшего постижения взаимозависимости между объективным и субъективным в теории Бурдье необходимо обратиться к его толкованию понятий «габитус» и «поле», где первое касается того, что помещается в сознание деятелей, а второе – того, что остается вне сознания деятелей. Габитус - это ментальные или когнитивные структуры (определенные состояния сознания), с помощью которых люди живут в социальном мире, направляются в своих действиях, это набор схем (моделей), благодаря которым люди воспринимают, понимают и оценивают мир. Габитус - это «воплощенные социальные структуры», которые отображают объективное деление: классовые структуры, возрастную и половую дифференциацию и т.п. Габитус – это определенное местопребывание в социальном пространстве. Габитус ниже уровня сознания и языка, вне контроля индивидуальной волей. То есть люди не могут постигнуть, как он оперирует. Он проявляется в индивидуальном поведении, практике – скажем, в том, как мы говорим, едим, ходим, смеемся и т.п. Ведь это происходит будто само по себе. Поле, по Бурдье, – это сеть отношений между объективными позициями социальных деятелей, которая существует независимо от индивидуального сознания и воли. В социальном мире есть несколько полей (например, экономическое, религиозное, художественное, политическое), любое из которых имеет собственную структуру. Поле является ареной соревнований социальных деятелей или групп за улучшение своих позиций, за получение более привилегированного места в социальной иерархии. Оно выступает разновидностью рынка, где используются разные виды капиталов (экономический, культурный, социальный, символический) для демаркации позиций. «Поле» – это социальное пространство, где реализуется завоевание определенной позиции социальными деятелями, ее защита или продвижение вверх в социальной иерархии. Посредником между габитусом и социальным миром, который объективируется в поле, выступает практика.