Смекни!
smekni.com

Специфика социальной работы с людьми, склонными к суицидальному поведению (стр. 9 из 14)

В настоящее время в ГУЗ «ВОПБ» происходит реорганизация практической помощи больным в направлении большей комплексности, интеграции усилий разных специалистов. Работа осуществляется полипрофессиональными бригадами. В которые входят врач, психолог, социальный работник.

Врач осуществляет (помимо медикоментозного лечения) непосредственно (является лечащим врачом) или участвует (являет консультантом) в ведении пациента, определяет объем и план обследования с учетом возраста пациента, диагностических задач и рациональных методов обследования. Дает клиническую оценку состояния пациента, назначает и проводит клиническую оценку состояния пациента, назначает и проводит необходимое психотерапевтическое вмешательство, при необходимости с привлечением других методов терапии.

Психолог осуществляет прием пациентов в соответствии с индивидуальной программой их ведения, утвержденной лечащим врачам. Проводит необходимые психодинамические, психокоррекционные, реабилитационные и психопрофилактические мероприятия, а так же участвует в проведении психотерапии и мероприятиях по психологическому обеспечению лечебно-диагностического процесса.

При необходимости прибегает к помощи лечащего врача и консультанта по психодиагностической и психокоррекционной (психотерапевтической) работе.

Социальный работник – по назначению врача – специалиста организует индивидуальную и групповую работу с пациентами, направленную на улучшение их социальной адаптации, тренинг коммуникативных навыков, организует социально-правовую защиту пациентов, взаимодействие учреждения с организациями, оказывающими социальную помощь.

Индивидуальные консультации пациентов и их родственников проводят врач и психолог. Социальный работник выступает в роли посредника между пациентом и врачом; пациентом и психологом; пациентом и его родственниками; при необходимости ведет поиск родных пациента и способствует их взаимодействию со специалистами больницы.

Кроме индивидуальных консультаций решающую роль в реализации профилактики самоубийств могут сыграть групповые консультации, основанные на проведении социально-психологических тренингов.

Четвертый этап

Мы использовали в работе с данной категорией программу социально-психологических тренингов, направленную на профилактику и коррекцию аутоагрессивных форм поведения личности. Внедрение данной программы способствует закреплению несуицидальных форм поведения. Тренинг проводили психолог и социальный работник [Приложение 8].

Занятие первое «Знакомство» было направлено на самоопределение членов группы и определение группой целей своей работы. На начальном этапе усилия были направлены на создание атмосферы взаимопонимания, взаимопроникновения и поддержки, определение ожидания каждого участника. Особое внимание уделялось снижению напряженности вгруппе.

В упражнении «Знакомство» нами были отмечены поведенческие реакции, которые позволили сделать вывод о том, чтов данной тренинговой группе, несмотря на внешне проявляющуюся тревожность, недоверие и подозрительность, есть внутреннее желание справиться со своими трудностями [Приложение 8].

Наиболее ярко об этом свидетельствовали высказывания отдельных участников. Например, «…зачем я буду рассказывать о себе? Я не знаю что рассказывать… Пусть кто-нибудь другой начнет.». Проявления поведенческих реакций имели следующий характер: закрытая поза с защитными барьерами при помощи рук и ног, опущенные вниз голова, что внешне свидетельствовало о защитной позиции, а также при развёрнутом положении корпуса тела к двери, окну - о нежелании испытуемого контактировать с окружающими. Приведём примеры высказываний других участников: «Я считаю себя человеком веселым, но люди часто меня не понимают или просто не хотят слушать. Мне это неприятно, и я не считаю, что причина, в основном, кроется в моих недостатках. Это они не хотят видеть во мне интересного собеседника...», «… мне не важно ,что думают обо мне другие –это их проблемы!».

Анализируя: высказывания членов группы, можно акцентировать внимание на следующих позициях: «я с удовольствием буду приходить на группу, мы сможем общаться…», «не знаю мне и так хватает общения, не понимаю, зачем мне эти занятия. Лучше бы выписали побыстрее…».

При проведении упражнений «Ужасный секрет» и «Интервью» большинство неохотно рассказывали о себе, что стало основанием для выбора направления следующего занятия: «Доверие».

Было отмечено, что в большинстве своём пациенты не были ориентированы на рефлексию и саморефлексию, что говорит о возможных нарушениях в структуре самосознания личности. Но, несмотря на трудности, в целом вся; группа была настроена на работу. При обсуждении дискуссионных вопросов было отмечено, что не все участники раскрыты и готовы к общению, но в целом чувство тревожности, характерное для первого этапа работы с данной категорией, было снято.

Занятие второе «Доверие» ориентировалось на преодоление скованности, снятие напряжения среди участников с тем, чтобы в процессе дальнейшей работы установилось межличностное доверие [Приложение 8].

Следует отметить, что на данном этапе работы упражнения, направленные на формирование доверия, были встречены с большим энтузиазмом. С одной стороны, участники тренинговой группы узнали о существующих мышечных зажимах - панцире, пользе нервно-мышечной релаксации и взаимосвязи между психологическим и физиологическим здоровьем. С другой стороны, на своём примере убедились в необходимости выброса негативной, отрицательной энергии, но общественно-приемлемыми способами. Приведем высказывания участников тренинга; «...мнебыло очень сложно расслабиться, когда мы делали «восковую палочку». Я боялся, что меня уронят», « Я как будто весь деревянный стал. Было неудобно падать, ступни мешали», «Мне очень понравилось упражнение «живые руки» - было так здорово. Я не задумывался, что для меня значит человек, я просто делал то, что мне хотелось сделать с данным человеком».

В результате проведённых упражнений внимание большинства переключилось со своих ощущений на внутреннее состояние других участников, что явилось положительным моментом, не позволяющим «зацикливаться» на собственных отрицательных эмоциях, осознать эмоциональное чувство близости других людей и начинать осваивать адекватную коммуникацию.

Занятие третье «Коммуникация»было направлено непосредственно на установление межличностной обратной связи в персонифицированной форме. Также на формирование навыков эмпатийного и активного слушания, умение устанавливать контакты, что являлось переключением с позиции эгоцентризма. Приобретение навыков эффективного общения удачно сочеталось с формированием осознания себя как личности. Ряд упражнений пробудили творческую активность, работу воображения, что в совокупности с общением расширяет границы жизненных интересов [Приложение 8].

Для большинства пациентов игры, направленные на формирование коммуникативных навыков открыли новые формы взаимодействия с окружающими.

Приведем некоторые высказывания (после упражнения «Коммуникативный тренинг»): «Раньше я часто обижался на людей, когда думал что они не хотят меня понимать, а теперь вижу ,что сам плохо выражал свои мысли и чувства они просто не догадывались (не понимали), что я имею ввиду», «…никогда не думал,что мы придумываем или додумываем не понятую нами информацию. Было очень весело, когда мы разделились на активных к пассивных участников тренинга, но мне стало не по себе от того, что именно так и рождаются какие-нибудь сплетни. Япостараюсь на будущее следить за своей речью и не говорить о том, чего не знаюили не понимаю до конца», «…мне было неприятно, что мне досталась такая роль в упражнении «Включение и исключение партнёра», что меня исключали из процесса общения, так как в повседневном взаимодействии с другими я тоже очень часто был в стороне. Но здесь я понял, что это и моя вина ,что я не проявлял инициативу. Не пытался заинтересовать других, включиться в контакт. Я заметил, что даже не задумывался о том, что мне говорят, а обращал больше внимания на то, как себя держат люди. Они не столько отталкивали меня словами, сколько выражали это своими позами (отворачивались от меня, говорили как будто в сторону, вроде, как и нет меня рядом)».

При проведении рефлексии многие высказывали свое мнение по поводу того, что не всегда акцентируется внимание на содержании речи, а более всего важна эмоциональная окраска коммуникации, которую обеспечивает невербальное общение.

Занятие четвёртое «Невербальное общение» явилось, с одной стороны, благодаря игровой форме проведения, отвлечением от существующих проблем и, в итоге, возможностью посмотреть на мир «новыми глазам и». С другой - «вложением в будущее» с целью формирования навыков спонтанности и гибкости в общении, чувствительности к невербальным средствам общения и фиксации внимания участников на своих психологических особенностях, а также с целью коррекции отрицательных эмоций, развития произвольного контроля за своими действиями, снятия двигательной расторможенности, негативизма [Приложение 8].

Упражнение «психологическая дистанция» позволило выявить собственную дистанцию, осознание важности межличностного пространства: «Я теперь понимаю, почему меня так раздражает, что люди очень близко ко мне подходят и это не проявление моей болезни, а просто личная особенность». Следует отметить, что некоторые из участников испытывали много трудностей с упражнением «карточки», где необходимо было передать информацию, используя только навыки невербального общения. В ходе рефлексии было отмечено, что источником проблемы является ориентация на оценку поведения со стороны окружающих, а не на внутриличностные индивидуальные особенности, что остановило выбор тематики следующего занятия на «определении особенностей личности».