Смекни!
smekni.com

Молодежь: концептуализация понятия (стр. 8 из 17)

Растет удельный вес абортов у первобеременных и подростков до 17 лет. Чис­ло абортов в РФ среди несовершеннолетних составляет в среднем 40 000 еже­годно (в Петербурге от 2 до 4 тыс, ежегодно). Даже при хорошей обеспеченно­сти населения контрацептивными и гормональными средствами работа по планированию семьи не зависит от медиков, а скорее определяется низкой культурой населения в целом и, в первую очередь, подростков.

Материнская смертность в мегаполисах России в 6 раз выше, чем в Англии, Германии, США и Швеции. Стабильно высок процент преждевременных ро­дов, который составляет 5-6 %. Это определяет как высокую смерт­ность новорожденных, так в перспективе высокую заболеваемость среди де­тей и подростков, серьезные деформации в их физическом и психическом развитии. Приведенные цифры и факты говорят о низком репродуктивном здоровье молодежи, что скажется в перспективе на всем здоровье нации. Более 70% беременных женщин имеют отклонения в состоянии здоровья; роды про­текают нормально лишь у 40% рожениц; более половины новорожденных име­ют отклонения в состоянии здоровья. В итоге в Российской Федерации продолжают рождаться ослабленные дети. Все чаще отмечаются задержки в фи­зическом и психическом развитии детей (децелерация).

Наркомания и наркозависимость становятся острой проблемой подраста­ющего поколения. Растет число наркоманов и лиц, злоупотребляющих нарко­тическими средствами. Эта закономерность подтверждается статистикой МВД РФ о росте числа преступлений, совершенных подростками в наркотическом состоянии, а также результатами медицинских осмотров юношей-подростков и призывников при приписке и призыве в армию. Практически 40% юношей и девушек в средних и крупных городах страны употребляют наркотические сред­ства, но «сами себя считают наркоманами» лишь 2-4 % юношей и де­вушек. К наркотикам молодежь подталкивают личностные психологические проблемы, семейное неблагополучие, сложные отношения с родителями, рас­согласованность в личном восприятии окружающей жизни, а также поведение знакомых-наркоманов и дельцов наркобизнеса. Большая часть молодежи на­чинает принимать наркотики из-за любопытства. Приобретение наркотиков и наркотических средств в 60% случаев происходит через сверстников. В боль­шинстве случаев подростки и молодежь плохо информированы о психофизио­логических и социально-психологических последствиях приема наркотиче­ских средств. К группе риска сегодня можно отнести в той или иной степени 70-80 % юношей и девушек.

Одной из главных проблем, стоящих перед Россией в области здравоохра­нения, являются «ножницы» между огромной заболеваемостью молодых рос­сиян, которая постоянно растет в связи с вредными привычками, стрессами, нестабильной жизнью, и высокой потребностью в медицинской помощи, кото­рая не может быть удовлетворена, поскольку финансирование ограничено, считает председатель Комитета Госдумы по охране здоровья и спорту Н. Гера­сименко.

Границы девиантного поведения и проблемы беспризорности являются важными показателями качества молодого поколения. Насильственные пре­ступления, особенно тяжкие (умышленные убийства, тяжкие телесные повреж­дения, изнасилования), в том числе совершаемые подростками, молодежью, служат индикатором изменений социальных условий, поскольку их латентность минимальна и они являются следствием отчужденных отношений, результа­том обесценивания человеческой жизни и здоровья (что свидетельствует о нравственной деградации в обществе).

В настоящее время в Российской Федерации уровень преступности (в том числе молодежной, подростковой) пока не превышает параметров, характер­ных для большинства промышленно развитых стран мира. Тенденция роста преступности наблюдается во всем мире и, по прогнозам ООН, в начале XXI века она резко возрастет в крупных городах России, в первую очередь среди подростков (особенно девушек 12-16 лет).

Высокий уровень криминальной активности сохраняется в неформальных группах и объединениях, которые исчисляются сотнями членов. По оценкам исследователей, около 50% подростков и молодежи в возрасте до 21 года входит в небольшие неформальные «тусовки», примерно 9% — в группы анти­социальной направленности. Маргинальность по отношению к общественным организациям и объединениям, с одной стороны, и к полулегальным преступным группам, с другой, формирует в неформальных группах криминогенную субкультуру.

Значительное влияние на девиантное поведение молодежи оказывает ши­рокое распространение беспризорности в России. Наиболее полное и точное определение беспризорности я нашла в БСЭ, изданной в 1930 году. Бес­призорность, беспризорное детство — тяжелое общественное бедствие, чрез­вычайно распространенное как на Западе, так и у нас. Беспризорные — это несовершеннолетние, лишенные педагогического надзора и попечения и жи­вущие в условиях, вредно действующих на их общественные проявления и здо­ровье. Беспризорными надо считать не только детей, потерявших своих роди­телей (или опекунов) и домашний очаг, если родители (или опекуны) лишают детей пищи, грубо с ними обращаются, совращают их на преступления, разла­гающе влияют собственным примером, — дети подобных родителей тоже счи­таются беспризорными.

Власти и МВД России ввели в начале 90-х годов новое понятие «безнад­зорность», которое вносило скорее неясность в определение числа детей и подростков, предоставленных «себе и улице». Суть подхода заключалась, на мой взгляд, в попытке занизить статистику по вопросам беспризорности в стра­не. Международной неправительственной организацией было предложено также определение «уличные дети». Уличный ребенок (или уличная моло­дежь) — это любой несовершеннолетний, для которого улица (в широком смыс­ле слова, включая незанятые жилища, незаселенные земли и т. д.) стала его обычным местопребыванием, а также тот, кто не имеет достаточной социаль­ной защиты.

Определения, приведенные выше, не охватывают огромное количество детей, которые проводят большую часть дня на улицах, но живут дома со свои­ми семьями. Феномен «уличные дети» является симптомом чрезвычайного социального и экономического неблагополучия. Уличных детей делят на три основные категории. (1) Дети, которые работают на улице. Они проводят зна­чительную часть дня на улице, зарабатывая деньги, и возвращаются домой поздним вечером. Они тесно связаны со своими семьями и, возможно, посе­щают школу. Иногда этих детей также называют «дети на улицах». (2) Дети, ко­торые вообще живут на улице, проводят большую часть времени вдали от сво­их семей. Как правило, они вряд ли могут полагаться на защиту взрослых. Таких детей также называют «дети улиц». (3) Существуют дети, которые живут на ули­цах вместе со своими семьями.

Специалисты отмечают: беспризорный или уличный ребенок — это не обыч­ный здоровый ребенок, растущий в спокойных условиях семьи или благо­устроенного детского учреждения. Основные психофизиологические свойства детей, формирующиеся в условиях уличной жизни, черпают свое содержание из раннего включения ребенка в жестокую уличную борьбу, происходящую в атмосфере улицы, без целенаправленной воспитывающей помощи взрослых и детской среды. У этих детей и подростков очень развит инстинкт самосохра­нения, что обычно не наблюдается у других представителей соответствующе­го возраста. Выражена эмоциональная возбудимость, которая часто развива­ет привычку к искусственным возбуждениям: наркотикам, алкоголю, азартным играм. Чувственные элементы половой жизни проявляются ранее обычных физиологических возрастных норм. Наблюдаются авантюристические устрем­ления, взращиваемые уличной жизнью, что резко увеличивает трудовую не­устойчивость и недисциплинированность. Условия уличной среды рано ставят ребенка в положение реальной жизненной ответственности. Это ведет и к фор­мированию таких социально-биологических свойств, как хорошая физическая закалка организма, реализм и точность восприятия, жизненная гибкость, сме­лость, солидарность в групповых действиях.

В настоящее время получили выраженное оформление основные социаль­но-экономические и социально-психологические (наряду с психофизиологи­ческими) причины широкого распространения беспризорности в России. К со­циально-экономическим причинам относят факторы, длительно нарушающие трудовой уклад жизни и деформирующие первичный быт людей (экономиче­ский кризис, безработица, голод, эпидемии, интенсивные миграционные процессы в связи с военными конфликтами или природными катаклизмами). Социально-психологические причины (они часто выступают как следствие со­циально-экономических факторов) связаны с кризисом семьи, увеличением разводов и числа семей, где есть только один родитель (опекун), ухудшением морального климата в отношениях между родителями, что сказывается на гру­бом обращении с детьми, физическими наказаниями, сексуальными домога­тельствами со стороны взрослых.

Психологические причины увязывают с увеличением числа детей, имеющих врожденные психофизические аномалии, черты асоциального поведения. Не­которые ученые соотносят их с генетическим предрасположением. Среди под­растающего поколения такие дети составляют группу в 3-5 %.

В реальной жизни все указанные причины и факторы тесно связаны между собой и влияют друг на друга.

По данным МВД РФ, ежегодно убегают из дома по причине плохого обра­щения со стороны родителей более 50 тыс. юных россиян. Все чаще детишек оставляют в роддоме молодые женщины в возрасте от 14 до 17 лет. Госкомстат РФ констатирует: каждый пятый российский ребенок — детдомовец. Следует заметить: ни одна официальная служба не располагает точными данными о количестве беспризорных в России. Специалисты считают, что в каждом круп­ном городе России находятся от 5 до 30 тыс. беспризорных детей и подростков. Например, по данным экспертов, в Москве насчитывается около 60 тыс. беспризорных детей. Для них создано только 6 приютов: от 10 до 50 койко-мест каждый.