Смекни!
smekni.com

Благотворительность как социальный феномен и ее возрождение в современной России (стр. 6 из 21)

Научнаяобоснованность системы благотворительности предполагает применениетеоретических, методических и экспериментально апробированных механизмов и технологий,доказавших на практике свою эффективность в решении проблемблаготворительности. Обобщенно проблемы благотворительности можно свести кследующим:

-благотворительность в нашем обществе развита слабо, необходимость ее развития вгосударстве и обществе не осознана;

-благотворительные ресурсы подчас используются не по назначению;

-благотворительное движение неустойчиво и плохо справляется со своей миссией.

Важнымпринципом встраивания благотворительности в систему социальной политикиявляется информационная достаточность сопровождения благотворительных акций.Необходимым критерием эффективности функционирования благотворительныхорганизаций является доступность предоставляемых благ нуждающимся группамнаселения, т.е. способность благотворителей своевременно, четко выявлять имаксимально осуществлять свои уставные функции.

Объектомблаготворительности являются те социальные группы, которые испытываютактуальные для жизнедеятельности проблемы. В этой связи можно выделить основныегруппы населения, выступающие в качестве аудитории благотворительных программ.

1.Профилактические программы борьбы с бедностью, предназначенные для людей,живущих ниже «черты бедности», т.е. не обладающих минимальными жизненно важнымиусловиями существования. Бедность рассматривается не только как индивидуальнаяпроблема конкретного человека, а как общая проблема, поскольку она порождаетмного других общественных проблем, в частности, преступность. К такимблаготворительным программам могут относиться образовательные, создания рабочихмест и содействия в трудоустройстве, жилищные, медицинские, санитарные,эпидемиологические, культурно-просветительские проекты, оказание продуктовойпомощи и организация бесплатного питания, выплата денежных пособий, организацияприютов временного содержания, оказание психологической и юридической помощи ит.п.

2.Программы помощи жертвам общественных конфликтов, катастроф и стихийныхбедствий. Предполагается, что в результате масштабных, локальных или бытовыхсобытий отдельные люди или группы людей оказываются лишенными жизненно важныхусловий существования. Они теряют возможность проживать в нормальных жилищныхусловиях или полностью остаются без жилища, не могут далее проживать на прежнемместе, теряют имущество, получают увечья или выводятся из психологическогоравновесия. Как правило; жертвы таких событий испытывают на себе весь комплексвозможных проблем.

Кэтой разновидности благотворительности в первую очередь относятся помощь изащита людей, терпящих бедствие, их спасение, обеспечение возможностивыживания. Для восстановления нормальной жизни таким людям, как правило,требуется переждать определенное время, когда жизнь вернется в привычное русло.В данном случае благотворительность нацелена на обеспечение им возможности снаименьшими потерями пройти этот участок жизни. Часто возникшая ситуацияозначает, что они должны поменять место жительства и социальную среду. Тогдаблаготворительность направлена на компенсацию потерь, вызванных этимиизменениями и адаптацию к новым условиям. Она предусматривает как можно болееполное восстановление прежнего состояния в рамках общественных стандартов.

3.Реабилитация социально ущемленных групп населения. К социально ущемленнымгруппам населения относятся люди с особенностями физического или ментального развития,а также другие категории, определяемые своим общественным статусом илиобделенные вниманием. В различных обстоятельствах к социально уязвленнымгруппам относятся инвалиды, пожилые, больные, беженцы, дети, участники военныхсобытий[24].

1.3 Мотивы оказания благотворительной помощи

Исследовательскийинтерес к пониманию мотивов благотворительной деятельности проявляют многиегуманитарные науки, и у каждой – свой вариант ответа. Например, философы иисторики полагают, что побудительными мотивами благотворительности выступаютмилосердие, альтруизм, сострадание, жертвенность и богобоязнь. Социологи вкачестве доминирующих выделяют мотивы стремления к общественному признанию иулучшению имиджевой самооценки. В социальной психологии отмечаютсяальтруистическая мотивация благотворителей, а также трактовкаблаготворительного межличностного взаимодействия как особой «гуманитарнойсделки». Некоторые психологи считают благотворительность проявлением спонтанногои эмоционально окрашенного порыва и помощи по зову души и сердца.

Кчислу наиболее распространённых причин благотворительности частных лиц ученыеобычно относят:

·         Личноеотношение (человек, принимающий решение о благотворительности, сам когда-тосталкивался с проблемой);

·         Религиозныемотивы;

·         Морально-нравственныемотивы (милосердие, альтруизм, гражданская позиция, патриотизм, выраженные вформуле «надо делиться»);

·         Симпатияили жалость;

·         Чувствовины перед обществом за свою деятельность;

·         Мода(следование чужому примеру);

·         Национальные/профессиональныепричины;

·         Личноеудовлетворение от благотворительного поступка;

·         Настойчивостьпросителя.

Ккорпоративным мотивам благотворительности бизнеса обычно относят:

·         Улучшениеимиджа компании;

·         Продвижениепродукта – товара или услуги;

·         Адресныйдоступ к определенному рынку и его целевым группам;

·         Улучшениеотношений с местной властью;

·         Демонстрациясоциальной ответственности компании (особенно важно при выходе на международныерынки);

·         Соображенияпрестижа;

·         Снятиесоциальной напряженности в местных сообществах на территориях деятельностикомпании;

·         Воспитаниелояльности к компании (часто встречается при работе с детьми и молодежью);

·         Организациядосуга для сотрудников фирмы, клиентов и партнеров (относится к поддержкепроектов в области культуры, искусства, спорта);

·         Лоббированиеинтересов компании[25].

Выделенныемотивы оказания благотворительной помощи можно сгруппировать в три основныегрупы:

-благотворительность как моральная установка жертвователя (общественный долг,личное знание проблем людей, нуждающихся в помощи, понимание необходимостиподдержки государства в сфере культуры, науки, образования и т.д.);

-эмоциональные реакции (сострадание, жалость, желание помочь нуждающимся);

-практическая выгода (создание позитивного имиджа компании, реклама, улучшениевзаимоотношений с властями)[26].

Кромеэтого, благотворительную деятельность можно разделить на благотворительность,осуществляемую посредством материальных вложений, и благотворительностьпосредством личного участия.

Болеедетальное рассмотрение вопроса показывает следующее:

духовнаяблаготворительность предполагает личное участие благотворителя в процессереализации благотворительной акции;

благотворительностьпосредством личного участия, в отличие от духовной благотворительности, невсегда имеет невещественный (духовный) итог; напротив, например, волонтёр,лично выполняя работу по реконструкции какого-либо объекта, обнаруживает по еёзавершении материальный результат[27].

Понятно,что мотивы благотворительной деятельности у разных представителей обществаотличаются. Если рассматривать мотивы благотворительной деятельности предпринимателей,то на первом месте ими названы социально-одобряемые и ожидаемые, милосердие,общественный долг, альтруизм и желание помочь нуждающимся.

Каждыйдесятый указал, что благотворительность помогает улучшить имидж компании,используется в рекламных целях, позволяет наладить работу с целевыми рынками.Еще 4,1% респондентов среди мотивов указали, что благотворительная деятельностьпомогает улучшить взаимоотношения с властями.

Распределениеответов, представленное на рис.1 (приложение 1), демонстрирует преобладаниеморальных и эмоциональных мотивов, практическая выгода отмечается респондентамив последнюю очередь.

Вопросыо том, что реально получает коммерческая фирма в результате благотворительнойдеятельности, и что хотела бы получить, задавались в конце анкеты, однакоследует привести результаты здесь, чтобы сопоставить их с мотивами. Самыйзначительный результат (79,5% ответов) - моральное удовлетворение, практическисовпадает с количеством руководителей, принимающих решение о пожертвовании.Получается, что руководители в какой-то мере занимаются благотворительностью«для себя», чтобы испытать удовлетворение от того, что совершили благое дело,или удовлетворить свои амбиции, или изжить чувство вины. На втором месте такойрезультат как письма и отклики получателей помощи, которые также дают чувствоудовлетворения благотворителю.