Смекни!
smekni.com

Проблема терроризма (стр. 2 из 14)

Особый блок исследований, связанных с темой диссертации, составляют работы социологов, политологов и правоведов, занимающихся вопросами терминологического определения терроризма, его соотношения с другими видами насилия. Это труды: В. Малисон, С. Малисон, А. Бернгарда, Д. Лонга, Б. Ганора, А. Кэтса, С. Тауншенда, У. Лакера, П. Дженкинса, Д. Лоджа, Р. Соле, Б. Локвуда, К. Гейнцена, М. Бассиоуони, Е. Харкаби, А. Шмидта, Б. Крозье, Х. Хофмайстера, Д. Стерлинга, Б. Хоффмана, Р. Фридлендера, П. Уилкинсона, Г. Нонлау, М. Либига, Т. Герцога, Ю. Авдеева, И. Илинского, Б. Крылова, В. Кудрявцева, В. Петрищева, В. Витюка, С. Эфирова, Д. Фельдмана, В. Комисарова, А. Попова, В. Емельянова, Б. Мартыненко, В. Замкового, М. Назаркина, Ю. Антоняна, И. Карпец, В. Васильева, В. Мальцевой, В. Левашова, Ю. Громыко, И. Добаева, А. Пиджакова, М. Мусаеляна, О. Русановой, Ю. Дорожкина, Р. Адельханяна и Ю. Кутахова.

В процессе данного исследования были задействованы философские и культурологические работы, имеющие общеметодологическое значение. Среди авторов – Ж. Бодрийяр, М. Вебер, Ж. Дерида, Э. Кассирер, М. Элиаде, У. Эко, М. Маклюэн, К. Поппер, Ч. Пирс, Р. Соссюр, Ф. Ницше, З. Фрейд, Й. Хейзинга, К. Юнг, М. Бахтин, Э. Фромм, Н. Бердяев, А. Ахиезер, Д. Лихачев, Ю. Лотман, А. Потебня, А. Панарин, М. Мамардашвили, К. Разлогов, В. Рабинович, А. Флиер, В. Розин, Х. Яусс.

В работе над диссертацией большую помощь оказали исследования, посвященные теории массовой коммуникации и ее влияния на власть, личность, общество (Э. Тоффлер, М. Маклюэн, Б. Библер, Ю. Лотман, М. Кастельс, К. Разлогов, Н. Кириллова, В. Богданов, В. Глазычев, В. Лившиц, Г. Почепцов, С. Кара-Мурза, Г. Кузнецов, С. Шайхитдинова, А. Короченский).

Оценивая в целом степень разработанности проблемы диссертационного исследования, можно сделать вывод, что, с одной стороны, в настоящее время существует достаточное количество научных материалов для выполнения целей и задач исследования, с другой – назрела необходимость комплексного и междисциплинарного подхода к осмыслению феномена терроризма.

Аналитическая глава.

В диссертации предпринята попытка комплексного рассмотрения воздействия терроризма на социум в пространстве культуры через средства массовой коммуникации, художественной литературы, игрового кинематографа.

Сконструирована теоретическая модель информационно-терро-ристического процесса, проанализирована траектория пути терророносной информации.

Предложена трактовка феномена терроризма в контексте информационно-семиотического подхода. Терроризм рассматривается как знаково-символическая система со своим языком, кодами передачи реалий действительности, собственной системой ценностей, норм и регулятивов.

В качестве научных категорий введены понятия горгонофобия, мортилатрия, терророфония, поясняющие смысловые, психологические, адаптационные и ценностные проявления информационного террористического воздействия.

Терроризм обосновывается автором диссертации как форма социокультурной деструкции.

Практическая значимость работы. Основные положения и результаты исследования могут быть применены при анализе и прогнозировании возможных информационных террористических действий, несущих угрозу безопасности социальной жизнедеятельности. Понимание терроризма как информационного процесса можно использовать для разработки методологии эффективной профилактики терроризма посредством более точной его идентификации и корректировки ценностных, нормативных, коммуникативных и политических установок террористов различными дискурсивными средствами.

Материалы и выводы диссертации могут быть использованы в качестве теоретического и методологического инструментария для дальнейших исследований в области террорологии, при подготовке специальных учебных курсов в высшей школе и образовательных учреждениях государственной службы.

Апробация работы.

В феврале 2001 г. автору диссертации был присужден индивидуальный грант Института перспективных российских исследований имени Кеннана (США) на реализацию проекта «Феномен терроризма в информационном поле социокультурного влияния на общество» в рамках программы «Межрегиональные исследования в общественных науках», осуществлявшейся при поддержке Министерства Образования РФ, Корпорации Карнеги в Нью-Йорке, Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров и Института «Открытое Общество» (КИ-134-1-01). Материалы этого исследования явились основой данной диссертации.

Основные положения диссертации обсуждались на заседаниях сектора прикладной культурологии и культурной политики Российского Института культурологии, на кафедре истории и культуры Ульяновского государственного технического университета. Многие теоретические проблемы, социокультурные прогнозы и результаты исследований были представлены автором на международных и всероссийских конференциях, круглых столах, в том числе на I-ом Международном конгрессе по проблемам толерантности в Екатеринбурге в 2002 г.; на Международной конференции «Россия-ЕЭС: стратегия взаимодействия». Екатеринбург, 2002; на Третьем Всероссийском конгрессе политологов: «Выборы в России и российский выбор» (Москва, ИНИОН РАН, 28-29 апреля 2003 гг.); на круглом столе «Проблемы терроризма» в Институте социологии РАН (Москва, 2002); на научно-практической конференции «Российский парламентаризм: история и современность», посвященной 10-летию Законодательного собрания Ульяновской области в 2005 г.; на Всероссийской научно-практической конференции «Первая русская революция 1905-1907 гг.: исторический опыт разрешения внутриобщественного кризиса и современность», посвященной 100-летию первой русской революции в г. Ульяновске в 2005 г.; на международной научной конференции «Исповедальные тексты культуры» в Санкт-Петербурге 18 -19 ноября 2006 г.; на 21-й международной научной конференции «Природа терроризма и психология человека на историческом фоне его угрозы» (Санкт-Петербург, 14-15 мая 2007г.); на Международном научном симпозиуме «Время культурологии», посвященном 75-летию Российского института культурологии (Москва, 23 - 26 мая 2007г.), на Втором культурологическом конгрессе (25 - 29 ноября 2008 г.) и на многих других форумах.

Главные идеи диссертации отражены в двух монографиях, учебном пособии к спецкурсу «Терроризм как социокультурное явление», в статьях, журналах, альманахах и научных сборниках.

На защиту выносятся следующие положения:

Феномен терроризма в пространстве культуры проявляется в ходе осуществления информационно-террористического процесса (ИТП), который представляет собой систему создания, трансляции и преобразования террористического послания, исходящего от социально-политического заказчика террора и предназначенного субъекту террористического воздействия. В нем выделяются следующие уровни передачи террористического послания: 1) политический; 2) собственно террористический; 3) медийный; 4) рефлексивно-художественный.

Террористический акт рассматривается как культурный текст, под которым понимается совокупность знаков, в которых зашифрована социальная информация о смыслах и ценностях террористического послания.

Мировоззренческая основа террористических убеждений базируется на доминировании мифологического способа мышления приверженцев терроризма. Система их взглядов на мир и общественные отношения опирается на архаические пласты общественного сознания.

Концептуальный смысл террора сосредоточен в устрашении людей. Для когнитивного обозначения страха терроризма вводится термин горгонофобия.

В хаотическом смешении информационных потоков, несущих в себе множество смыслов, оценок, мифов, сформированных посредством СМИ, в пространстве культуры возникает и развивается специфический эффект воздействия терроризма на социум, определяемый как терророфония.

Средства массовой коммуникации служат проводником террористического воздействия на социум, новым типом оружия массового поражения в информационно-психологической войне, но в медийном пространстве существуют значительные неиспользованные резервы противодействия терроризму.

Интернет используется исламистскими террористами в качестве аккумулятора и транслятора информационных угроз, а также в качестве инструмента дифференциации внутри мусульманского мира. Интернет превращается в открытую трибуну пропаганды идей, спекулирующих на противоречиях Востока и Запада и создающих иллюзию легитимности террора в условиях утверждаемой ими глобальной войны миров.

Противодействие терроризму через СМК может проявляться в трех сценарных вариантах воздействия: 1) разоблачение мифа и дискредитация его творцов; 2) формирование нового мифа, переориентирующего объект влияния; 3) контаминация отдельных элементов террористической информационной системы со специально внедренными в нее антитеррористическими элементами.

Художественная литература и игровое кино трактуются как информационные индикаторы ментальных настроений российского общества. В художественных произведениях прослеживаются две тенденции: протеррористическая и антитеррористическая.

В рамках СМК, художественной литературы и игрового кинематографа мифологическая обусловленность терроризма экстраполируется в массовом сознании в образах и знаках, способных спровоцировать деструктивные действия посредством возбуждения бессознательной сферы человеческой психики.