Смекни!
smekni.com

Встретит ли институт семьи XXII век (стр. 3 из 8)

Однако человечество стало развиваться. У его отдельных сегментов появилась социальная структура, усложнилась экономическая жизнь, возникло государство. До этого семья людей напоминала семьи лис или тигров. То есть все необходимые функции концентрировались исключительно внутри семьи. Уже в племени появилось первичное, пусть и очень примитивное, разделение труда. Например, в одной семье были те, кто занимался, скажем, охотой, и те, кто занимался рыболовством. Дети-охотники обрастали социальными связями с детьми охотников из чужих семей. А дети рыболовов - с детьми рыболовов также из других семей. Это пример возникновения примитивных параллельных структур, альтернативных демографической. Кроме авторитета в лице собственного отца появились авторитеты в лице вождя племени или верховного жреца. Одни и те же "солдаты" стали одновременно служить и в своих "демографически родных взводах", и в "социально близких центуриях". Таким образом, именно тогда, во времена родоплеменного строя, институт семьи первый раз утратил монополию на власть.

Однако более интенсивно этот процесс пошел во времена образования цивилизаций древности и ранних государств. Допустим, фараон решил строить пирамиду. Для этого ему необходимо сформировать обладающий необходимыми технологическими навыками коллектив, способный работать с соответствующими техническими устройствами (в философии техники такой коллектив принято называть мегамашинами). Контингент рабочей силы должен быть сформирован неким нетривиальным образом. Например, там не должно быть маленьких детей, немощных стариков и женщин. Значит, брать целиком семьи и отправлять их на строительство пирамиды нельзя. Отправить можно было только нескольких членов семьи (мой пример, конечно же, условен и не претендует на строгую историческую достоверность), а они на строительстве обрастали новыми социальными связями и делали карьеру, опираясь на иные правила субординации, чем в семье. (Библейский Иосиф, младший из братьев, стал при фараоне главным советником и чем-то вроде премьер-министра). Таким образом новые структуры захватывали себе жизненное пространство за счет структуры демографической, в том числе за счет семьи.

Собственно говоря, абсолютное доминирование демографической структуры над всеми другими и есть один из критически важных признаков традиционного общества. Оно представляет собой своеобразную матрешку (фрактал по научной терминологии). Семья - это маленький этнос, этнос - это большая семья. До сих пор, когда мы хотим подчеркнуть степень близости своих отношений с кем-либо, мы говорим: он мне как брат (отец, сын), она мне как сестра (мать, дочь). Абсолютный приоритет семейных отношений в сравнении со всем остальным очень прочно укоренился в языке: святой отец - обращение к священнику, Отец Небесный - к Богу, природа как Мать всего сущего, братья и сестры - так называют друг друга члены монашеских братств и орденов, все люди братья - из лозунгов коммунистов-интернационалистов. Не забудем также "Отца народов" и оруэлловского Большого брата. Как я уже говорил, семья представляет собой один из буферов между человеком и окружающим миром. Крупнейшим философом ХХ века Василием Васильевичем Налимовым было блестяще показано и доказано, что человеческая психика устроена таким образом, который в принципе не позволяет равноценно относиться ко всему сущему. Человек сойдет с ума, если любую боль в этом мире будет переживать как свою. Границы между демографическими системами - это и границы ценностного отношения к окружающему миру, и одновременно границы идентичности. Скажем, уже упомянутый нами Франц фон Пипер прежде всего - глава собственной семьи, потом член большой семьи, которую возглавляет его двоюродный дядя, затем он - баварец, потом - немец, потом - европеец, потом - белый человек и только после этого - житель планеты Земля. Поэтому школьные проблемы дочери ему ближе, чем переживания племянницы, баварец ему ближе пруссака, а житель несчастного Дарфура интересует его лишь постольку, поскольку о нем рассказывают Euronews.

Как сделать из детей граждан

Конфликт между институтом семьи и другими структурами возникает из-за ориентации их на разные интересы и цели. Например, советская школа пыталась сделать из детей граждан с активной жизненной позицией. Моя незабвенная завуч без всякого намека на иронию говорила: "Ребята, вы Советской страны пионеры, поэтому ничего и никого не бойтесь, всегда смело идите туда, где надо защищать справедливость. Если вы видите, что на маленького котенка собирается напасть большой злой пес, смело берите котенка на руки и несите в безопасное место. Если вы видите, что на улице взрослые дяди распивают вино, смело идите к ним и делайте замечание". Мне трудно представить себе находящегося в здравом уме родителя, который даст своему ребенку подобный совет. (Выскажу попутно сугубо личную точку зрения: один человек вообще не вправе требовать от другого, чтобы тот жертвовал своей жизнью или здоровьем, если жертва не есть личный выбор самого человека). Я представил конфликт интересов в несколько пародийной форме. Реальная жизнь намного трагичнее. Греческая мать во времена царя Леонида требовала от собственного сына, чтобы он умер за свой народ вместе с отцом и братьями так же, как сейчас этого требуют многие палестинские матери от своих сыновей. В традиционном обществе конфликт по линии семья - общество или семья - государство не носит антагонистического характера, так как само общество коррелирует с демографической структурой. Молодой палестинец умирает за свой этнос так же, как молодой грек когда-то умирал за свой. В этом чудовищная сила этнических конфликтов. Вспомним хотя бы жестокость столкновения в Руанде, где практически все мужчины этноса хуту участвовали в геноциде этноса тутси. Как я уже говорил, у каждого индивида есть то, что я предлагаю назвать предельной общностью, то есть тот максимальный круг людей, на границах которого для него заканчивается понятие "человек". Если предельная общность раса - то это расизм, если этнос - то этнический шовинизм (в России его называют национализмом). Весьма типична ситуация, когда предельной общностью является собственно семья или большая семья. Так функционируют многие мафиозные или гангстерские кланы. Отсюда объяснение того феномена, который заставляет в изумлении разводить руками многих интеллектуалов-моралистов: как нежный и преданный сын, заботливый отец, золотой муж может быть одновременно тираном, негодяем, убийцей? В этом смысле такие культовые фильмы, как "Банда Гриссомов" или "Коломба", безупречно правдивы: искренность, сердечность, взаимовыручка в любой ситуации, нежность по отношению к своим - и абсолютное презрение ко всему остальному миру. Хоть я и не поклонник культового российского сериала "Бригада", но и там этот феномен ухвачен очень точно: безжалостный бандит вполне может быть прекрасным сыном и неплохим мужем и отцом.

Семья как культурно-информационная матрица

Следует отметить еще одно чрезвычайно важное обстоятельство. Семья в традиционном обществе, да и в современном в значительной степени, была основной культурно-информационной матрицей, воспроизводящей стереотип поведения. Общеизвестно, что до сих пор большинство землян заняты в сельском хозяйстве. В более ранние периоды их доля в составе человечества вплотную подходила к 99%. Так же хорошо известно, что аграрный труд и образ жизни отличаются чрезвычайной жесткостью. Это поэт может позволить себе депрессию, а крестьянин (охотник, рыболов), если пропустит нужный момент сева (охоты, рыбной ловли), поставит под удар не только свою жизнь, но и жизнь всей семьи. Отсюда характерная проектно-репрессивная модель воспитания. В ребенка формы жизненной дисциплины, ритмы трудовой деятельности и технологические навыки надо было буквально вбивать, и тут глупо морализировать: история семьи написана на языке насилия. Проектно-репрессивная модель (ребенка надо подогнать под изначально задуманный образец, и сделать это проще всего репрессиями) оказалась удивительно живучей и существует до настоящего дня. Она пережила индустриальную революцию в том числе и потому, что отчужденный машинообразный труд на заводском конвейере с точки зрения форм жизненной дисциплины ничем не отличается от труда в поле. Не посеял - умер с голоду, а жену и детей (если они не умерли) продали в рабство. Не пошел на завод, потерял работу, жену и детей пришлось отправить в работный дом. Вспомните Золя или Диккенса. В этом плане индустриальный рабочий мало отличается от древнего крестьянина. И тот и другой живут по схеме: мой дед пахал землю, мой отец пахал землю, я всю жизнь буду пахать землю, мой сын будет пахать землю, мой внук будет пахать землю и так далее. Требуется лишь заменить землю на фабричный станок. С этой точки зрения традиционное общество удивительно однородно: есть потомственные крестьяне, рабочие, фабриканты, скрипичные мастера… И везде тайны фамильного мастерства передавались путем репрессалий (не обязательно физических). К слову, еще в XIX веке регулярным физическим наказаниям в воспитательных целях подвергалось не менее 95% детей. К концу ХХ века эта цифра уменьшилась до 30%, причем включая тех, кто подвергался наказанию хотя бы один раз. Жизнь оказалась сложнее и трагичнее многих гуманистических иллюзий. Выясняется, что многих замечательных деятелей искусства удалось сделать таковыми только из-под палки, так как иного способа заставить детей по 8 часов в день разучивать гаммы или отрабатывать батманы и фуэте просто не существует. Не могу тут не вспомнить одну из лучших карикатур последней четверти ХХ века: в огромной гостиной на фоне грамот за победы на всех мыслимых и немыслимых конкурсах убеленный благородной сединой скрипач уныло играет на скрипке. А в углу в кресле-качалке сидит и вяжет свирепого вида мамаша, на коленях которой лежит гигантский армейского образца ремень.