Смекни!
smekni.com

Встретит ли институт семьи XXII век (стр. 6 из 8)

Известный сдвиг в общественном сознании и (частичное) разочарование во всемогуществе либерально-диалогической модели произвело явление доктора Добсона, чьи книги о воспитании стали бестселлерами 1990-х и прочно задвинули на далекую периферию доктора Спока. Доктор Добсон откровенно выступает за реставрацию проективно-репрессивной модели воспитания, а его книги полны конкретных советов по применению физических наказаний, которые, по его мнению, надо начинать с шестимесячного возраста.

Нельзя сказать, что эта тенденция стала превалирующей. Доктор Добсон, несмотря на то, что его книги продаются тиражами, сравнимыми если не с "Гарри Поттером", то уж с Фредериком Форсайтом точно, все-таки является фигурой маргинальной.

Кризис семьи и молекулярные гражданские войны

То, что принято называть молекулярной гражданской войной, во многом является результатом кризиса семьи. Одна из важнейших функций семьи в традиционном обществе состояла в определенной канализации агрессии. Агрессивный человек находился в системе строжайших табу, среди которых - запрет поднимать руку на отца, мать или старших родственников. Этот запрет опирался на жесточайшие санкции со стороны формального и неформального права. Не надо напоминать, в какой книге можно прочитать совет "убей непокорного сына в детстве - и да будет у тебя спокойная старость". Уголовное право вплоть до середины ХХ века старалось не замечать фактов убийства непокорных детей. Для демографической единицы, так же как и для социума, лучше, чтобы агрессивная молодая особь направила свою агрессию не против отца, а против другой агрессивной молодой особи. Функции такого рода канализации агрессии при организованных массовых побоищах сохранились почти до наших дней. Совсем недавно, в 1970-е, не редкостью были драки стенка на стенку, скажем, в сибирских деревнях. Сейчас из-за кризиса семьи каналы агрессии перестали образовывать некую четкую сеть, а стали хаотичными. В результате те из молодых индивидов, кто не обладает физической силой и не способен входить в группировки, легко может стать объектом агрессии со стороны как отдельных индивидов, так и разного рода сообществ. А необходимого количества братьев и кузенов, которые могли бы его защитить, он не имеет. Безумие с массовой стрельбой в школе - это не только действия психопатов или криминальных элементов, но и чудовищные акты отчаяния одиночек, в течение долгого времени подвергавшихся травле. В традиционном обществе такой проблемы не было. Направить агрессию на сверстника в общем-то разрешалось, насилие со стороны старших родственников было санкционировано и сакрализировано институтом семьи.

Семья и развивающееся общество: противоречие

Как я уже говорил, кризис семьи общепризнан. Специфика позиции, которую я имею честь представлять, состоит в том, что природа этого кризиса является структурно-функциональной по своему содержанию и производной от демографического перехода по своей причине. Институт семьи и его, если так можно выразиться, интересы пришли в фундаментальное противоречие с интересами все более быстро развивающегося человечества.

В семье сходятся силовые линии целого скопления миров: биологического, социального, культурно-цивилизационного, биосферного, психологического. По мере ослабления влияния одного из них вырастает влияние других. Моногамный брак изначально находится в глубоком противоречии с биологическим миром. Однако целый ряд культурных ограничителей не допускал полигамии. В этом плане существует огромное различие между двором халифа или султана, имевших не один десяток жен, и королевскими дворами Европы, где вместе с законной женой под одной крышей жили вполне "узаконенные" фаворитки. Если с точки зрения психологии и сексологии жена и фаворитки и могут быть сопоставлены с гаремом, то с точки зрения культурологии и социологии этого сделать никак нельзя. Власть и семейные богатства распределялись по семейным каналам на Западе и Востоке совершенно различным образом. Тем не менее, конфликт между социокультурным и биологическим требовал выхода. И этим выходом были проституция и институт адюльтера. Эти институты вообще расцветают прежде всего там, где господствует моногамный брак. В этом смысле Древний Рим и Древняя Греция сильно отличаются от современных им восточных цивилизаций. Несмотря на то, что и в Риме, и в Греции ценилась девственность, ей не придавали статуса фетиша. В западной культуре проституция и адюльтер были практически узаконены для мужчин, но не для женщин. Главная вина таких замечательных женщин, как Анна Каренина и мадам Бовари, состоит вовсе не в том, что они позволили себе адюльтер, но в том, что он стал достоянием общественности. Любопытно, что жестокий по существу и резкий по форме отпор Толстой получил не от какого-нибудь клерикала или замшелого реакционера, а от поэта, которого никак нельзя упрекнуть в попытке вернуть порядки домостроя, Николая Некрасова:

Толстой! С талантом и терпеньем ты доказал,

Что женщине не следует гулять

Ни с камер-юнкером, ни с флигель-адъютантом,

Когда она жена и мать.

Необходимость сохранения семьи, пусть даже и ценой существования внебрачных связей, с исторической точки зрения легко объяснима. Главными функциями семьи считались воспитание детей, домохозяйство, сохранение и приумножение семейного богатства. Классический капитализм не мог бы существовать рядом с полигамией: было бы слишком много претендентов на семейное богатство, а тенденция к передаче его в одни руки проявилась еще в докапиталистическую эпоху и называлась майоратом. Кстати, далеко не в последнюю очередь именно майорат, создавший критическую массу лишенных семейного богатства энергичных молодых людей, стал одним из факторов демографической глобализации. Если у Генри Форда-первого уже были серьезные трения с Генри Фордом-вторым, чуть не погубившим впоследствии одну из лучших мировых автомобильных компаний, то можно себе представить, что было бы, если бы у великого автомобильного магната были сотни наследников от 150 разных жен, как у свазилендского короля. Примечательно, что культурная традиция христианства, как и других мировых религий, требуя от супругов верности до гробовой доски, очень жестко ограничивает их в праве на собственно психологическую любовь, не говоря уж о палитре эротических переживаний. При отсутствии средств и культуры контрацепции интимная близость "для себя" приводила бы к неконтролируемому росту деторождаемости, чего социум не мог себе позволить.

Что отнимает у семьи общество

Теперь необходимо остановиться на представляющих сейчас конкретный интерес аспектах грандиозного исторического феномена - демографического перехода. Суть его заключается в том, что демографический рост человечества должен прекратиться к 2025 году, после чего численность живущих на Земле людей, выйдя на плато, начнет медленно снижаться. Несмотря на то что демографический переход - явление глобальное и относится к человечеству в целом, это не означает унификации демографических режимов для различных групп населения: тот или иной этнос (суперэтнос, антропологическая раса) проходит ту или иную стадию демографического перехода не одновременно. На внешнем, феноменологическом уровне демографический переход заключается в постепенном движении определенной единицы от режима с очень высокой рождаемостью и очень высокой смертностью к режиму с очень низкой рождаемостью и очень низкой смертностью. Демографический переход уже прошли практически вся белая раса и целый ряд других единиц - например, японский и корейский этносы. Если посмотреть на семью под этим углом зрения, то становится понятной одна из причин ее кризиса. Демографический переход "выключает" потребность людей в деторождении. Разумеется, это "выключение" не абсолютно и не равномерно, и говорить о нем можно лишь в отношении среднего представителя демографической единицы. Средний белый человек, средний англичанин, средний итальянец, средний японец имеют два с небольшим ребенка, что уже ниже критического уровня. Порогом для нерасширенного воспроизводства является показатель 2,15. Единственным местом, где человечество воспроизводится, пока является союз между мужчиной и женщиной. Впрочем, нужна оговорка: монополия нарушена лет двадцать назад, в момент появления технологии "ребенок из пробирки". Но все равно пока человечество воспроизводится через семью. Отсюда моя главная идея, пусть кому-то она покажется шокирующей: кризис семьи - это прямой результат изменения характера воспроизводства населения. Иными словами, демографический переход делает институт семьи как демографический объект ненужным. Вначале демографический переход выключает биологические инстинкты к деторождению, а это, в свою очередь, выключает одну из важнейших функций семьи. Из определения сложной системы следует, что институт семьи умирает в одной из своих ипостасей. Специалисты по демографическому переходу прекрасно знают, что этот процесс практически не соотносится с экономическими и культурно-цивилизационными особенностями страны. Еще совсем недавно мало кто мог предположить, что от своей многодетной семьи откажутся итальянцы. То же самое мы видим в Японии и Корее, скоро в этом направлении будет двигаться и Китай.