Смекни!
smekni.com

Методика построения тренировочного процесса в восточных единоборствах (стр. 3 из 13)

Из документальных источников[6] известно, что в тайных обществах Китая эту методику довели до ее совершенства. Минимальные сроки обучения воинов занимали всего 10 (!) суток, причем первый экзамен сдавался уже на четвертые сутки обучения. Комплексное внушающее воздействие позволяло в самые кратчайшие сроки проводить массовую подготовку воинов к участию в реальных боевых действиях. Принцип тай-цзи цюань заключается в том, что все тело расслаблено, акцент делается на умственном усилии, а не на мускульном. Другими словами, последовательность боевых приемов

В триедином характере боевых искусств народное направление позволяло синтезировать мистические элементы монастырского ушу и практику армейских боевых искусств.

Крайне важным обстоятельством является тот факт, что в восточных боевых искусствах существует культ мастера. В Китае мастеров сравнивали с сокровенным зеркалом сюаньцзин - предметом даосской культовой практики, представлявшим собой отполированную круглую металлическую пластину. Зеркало объективно отражает события, само при этом не меняясь. Человек, глядя в него, видит не зеркальную поверхность, а свое отражение. Таков и мастер: его характер, истинный облик являются тайной для абсолютного большинства окружающих. Лишь у мастера прием действительно исходит из сердца. Так обучение ушу обращается в передачу истинной традиции. Наставник ушу - это живое воплощение первооснователей школы, а школа обеспечивает передачу того внутреннего сокровенного знания, в которое посвящен учитель. Для передачи истинной традиции боевого искусства важно, чтобы между учителем и учеником установились взаимоотношения глубочайшей содоверительности - лишь вера в учителя поможет ученику реализовать форму, которую он постигает. Благодаря вере, ученик относится с искренним доверием к стилю, который он изучает, к его истинности и непреходящей ценности, заключенной в нем мудрости. Безраздельная вера в стиль и учителя задает направление развития, и не позволяет ученику сойти с истинного пути.

Вопрос передачи истинной традиции (чжэньчуань) очень важен для боевых искусств, так как ценно не только умение вести бой и владение приемами, но и овладение духовным потоком, берущим свою силу от древних мудрецов. При этом посредством определенных медитативных упражнений и общения с носителем «истинной передачи» человек приобщался к потоку духа древних мудрецов-мастеров и входил в духовное соприкосновение с ними.

Истинную традицию можно передать только при личностном общении, ее нельзя описать в книге, прочесть и выучить. Подобные взаимоотношения между учителем и учеником, а также проблема передачи истинной традиции характерны не только для боевых искусств Китая. Наиболее ярким подтверждением вышесказанному служит, к примеру, японское айкидо. Его техническое и духовное содержание невозможно передать только словами, здесь главная роль отводится интуиции, а без тесного духовного контакта между учителем и учеником канал интуитивной передачи не действует.

Настоящий учитель должен быть для своего ученика другом, тонко ощущающим его душу. Только в этом случае возможно свободное развитие индивидуальности подопечного. Благодаря общению, построенному на принципе «от сердца к сердцу», в сознание ученика проникают доверие, признательность и прилежание, и он сможет передать в будущем то, что получил от собственного учителя.

Именно утрата «истинной традиции» в обучение является, на мой взгляд, одной из острейших проблем современного педагогического процесса. И в этом состоит особая ценность в изучении и использовании практики обучения восточных боевых искусств.

Таким образом, боевые искусства на Востоке стали единым универсальным средством для достижения самых разных целей: 1. Для монахов (это метод приведения своего сознания и организма в состояние, ведущее к слиянию с Дао или к обретению долголетия (даосы), или к достижению просветления (буддисты). 2. Для военачальников и воинов (это метод совершенствования технического мастерства ради достижения победы над конкретным противником. 3. Для адептов народных школ (это возможность обрести внутреннее, духовное самосовершенствование и приобщиться к духовной традиции предков, тем самым обретя новую форму существования. При этом для адептов народных школ ушу духовное богатство зачастую становилось альтернативой материальному благополучию, способом внутреннего противостояния неблагоприятной внешней среде. Во всех трех группах шло совершенствование техники боевых искусств - как параллельными курсами, так и пересекающимися.

В наши дни боевые искусства имеют следующую классификацию современных форм: массовые, специализированные, воинские и др[7]. Массовые БИ рассматриваются как народная физическая культура и оздоровительная гимнастика для трудящихся масс, подрастающего поколения и пенсионеров. Специализированные БИ получили развитие в спортивных и медицинских вузах, вновь открывшихся чаньских и даосских монастырях. Воинские СБИ определяются, с одной стороны, как эффективная система рукопашного боя, с другой - система повышения личностных качеств военнослужащих. Под «другими» понимаются формы, которые могут найти применение в самых широких областях современной деятельности человека: космонавтика, фундаментальные исследования, история и т. д.

1.2. Восточные единоборства в современной педагогике

В современной педагогике боевые искусства еще не нашли широкого применения. Имеет место использование лишь отдельных методов БИ. Например, в КНР в серии «Народные традиции» регулярно печатаются методические пособия по тем или иным формам БИ; в США издается периодическое издание «Journal of Asian Martial Arts»; в нашей стране с 1991 г. выпускается журнал «Цигун и Спорт», приложение к «Проблемам Дальнего Востока».

В связи с социально-политическими потрясениями прошлого столетия, китайская классическая концепция военного обучения подверглась идеологической критике, а ее последователи - репрессиям. Но возрождение народных традиций в современном Китае не оставило в стороне и многовековой опыт военного обучения. С 1973 года в КНР классическая концепция военного обучения изучается и развивается в форме «национальных воинских искусств» го-шу или у-шу, психофизических упражнений ци-гун и различных форм кулачного боя цюань-шу. В средней и высшей школе КНР она входит в обязательную программу обучения. С 1986 года вновь действует старая монастырская школа Шаолинь.

Основное требование для успешной реализации китайской концепции обучения единоборствам в современном военно-педагогическом процессе сформулировал китайский исследователь Сю Шаотин, в своей работе «Основные требования к занятиям цигун в ВУЗах» он указал, что обучая по исследуемой концепции не следует перенимать методику современного учебного процесса. Более того, заострил внимание Сю Шаотин, после очередного этапа обучения обучающиеся должны писать сочинение по теме «Суть обучения...». Формами обучения являются лекции и тренировки, семинары и учения, причем время практических занятий должно существенно превышать время теоретических занятий в пропорции не менее 9:1[8].

В нашей стране с 70-х г. ХХ века советские специалисты начинают изучать опыт восточных единоборств, постепенно расширяя спектр исследований от узко спортивных аспектов к психологическим, философским, педагогическим. Первоначально взгляды исследователей и энтузиастов были обращены на японские системы дзю-до, каратэ-до; затем, после запрета каратэ в 1981 г.,- на китайские у-шу и ци-гун. Отдельные компоненты классического китайского военного обучения изучались китайскими, отечественными и европейскими исследователями[9]. Надо отдать должное историографам и психологам, заострившим свое внимание на проблематике военного обучения в Классическом Китае, но именно вопросы педагогики, вопросы обучения затронуты практически не были, а ведь богатое педагогическое прошлое описываемой концепции позволяет использовать ее идеи в решении ряда современных проблем и общеобразовательной школы, и армии, и народного хозяйства, и многих других областей деятельности человека, вплоть до фундаментальных научных исследований.

Далее всех в области практической реализации восточно-азиатских форм обучения в современных условиях продвинулась группа новосибирских ученых под руководством Н. В. Абаева; они впервые предложили использовать идеи секретных боевых искусств в современном обществе. Например, в тренажеростроении с целью повышения эффективности адаптации человека к воздействию стрессовых факторов, указывая, что имитация факторов неблагоприятной или агрессивной среды способствует формированию у обучаемого более устойчивого и гибкого механизма реагирования на стрессовые ситуации по сравнению с тем, который вырабатывается в обычных условиях.[10]

Социально-практическое значение этих «секретных» методов обучения определялось тем, что они служили действенным средством психофизической подготовки к различным видам практической деятельности, которое давало человеку возможность активно противодействовать влиянию неблагоприятных и агрессивных факторов окружающей социально-природной среды, поддерживать оптимальный режим жизнедеятельности и повышать свою работоспособность не только в обычных, но и в сложных или экстремальных условиях. Овладение этими методами и их применение непосредственно в процессе конкретной практической деятельности существенно повышало ее продуктивность.