Смекни!
smekni.com

Методика построения тренировочного процесса в восточных единоборствах (стр. 7 из 13)

В целом же формирование физической культуры личности представляется как процесс целенаправленного, организованного с помощью специальных методов и разнообразных средств и форм активного обучающего взаимодействия преподавателей и обучающихся. При ведущей и направляющей роли преподавателя обеспечивается полноценное усвоение знаний, умений, навыков развития умственных и физических сил и творческих способностей. Практическая обучающая деятельность обеспечивает активное освоение учащимися ценностей физической культуры.

Центральной фигурой, системообразующим началом педагогической технологии, процесса физической культуры является преподаватель - носитель содержания образования, организатор педагогических условий, обеспечивающих результативность деятельности. В его личности сочетаются объективные и субъективные педагогические ценности.

Профессионализм - учет индивидуально-психологических и физических особенностей занимающихся, адекватная их возможностям нагрузка, решение оздоровительных, образовательно-воспитательных задач, учет желаний и интересов учащихся, разнообразие, новизна, эмоциональность занятий, а также личность преподавателя (его общекультурный уровень, эрудиция, научная и методическая подготовка, ответственность, трудолюбие, убежденность, разумная требовательность, педагогическое мастерство) являются психолого-педагогическими факторными условиями, обеспечивающими качество воспитательного и тренировочного процесса.

В процессе разработки методики тренировочного процесса в восточных единоборствах мы не ограничивались исключительно достижениями современной педагогической и психологической науки. В качестве важнейшего элемента мы рассматривали достижения древней традиции боевых искусств Востока. Хотя, следует признать ярко выраженное отличие многих положений древней традиции от современных подходов. Современные подходы более прагматичны и не учитывают духовную составляющую тренировочного процесса, ограничиваясь лишь тезисом о необходимости учета творческих способностей обучающихся.

В процессе длительного, в несколько тысячелетий, пути эволюции, в древней традиции были не только сохранен, но и усовершенствован ряд таких идей, которые, к сожалению, не встречаются в современном педагогическом процессе, но их можно успешно использовать и в настоящее время. Анализ многочисленных историко-эволюционных путей педагогической мысли Китая указывает на гармоничное сочетание в восточных единоборствах воинского профессионализма, ученого интеллекта и гуманного благородства; именно эта ее черта издревле привлекала к ней и солдат, и книжников, и монахов.

Древние методики с трудом адаптируются в сознании и спортивной жизни современного человека. Анализ противоречивого существования боевых искусств в современном мире показывает взаимодействие разнонаправленных сил. Традиция, с одной стороны, утрачивает свою изначальную ценность, уступая место деструктивным тенденциям, а с другой - мобилизует свои могучие защитные силы, возрождая свои идеалы и ценности в условиях нового этапа демократического освоения и межкультурной консолидации. Утрата целостности традиции восточных боевых искусств в наш век, обособление относительно самостоятельных направлений ее развития порой ведут к чисто потребительскому отношению к культурному наследию[27].

Боевые искусства - это прежде всего уникальная культура, в которой боевая практика преображена и возвышена благодаря феномену искусства, которое является плодом высокого мастерства, одухотворенного красотой. Непосвященный может и не подозревать о чисто утилитарных ресурсах традиции, но он обычно сразу и безошибочно схватывает в ней всепоглощающее эстетическое начало. Один из самых примечательных и специфических признаков эстетического начала в боевых искусствах состоят в совмещении казалось бы несовместимого - одухотворенной красоты и гармонии с суровой реальностью боевых действий. В этом состоит одна из предпосылок возвышения воинской подготовки до искусства, а искусства до пути совершенствования человека. Диапазон выражения эстетического начала в боевых искусствах огромен: от самых условных и изысканных форм, когда натурализм борьбы почти полностью преодолевается в канонизированном театрализованном действе, до форм, максимально приближенным к реальности. Принцип медитативности является одним из общих оснований культурной традиции Востока, задавая смысловой контекст движению по любому пути совершенствования человека. И поскольку само представление о совершенстве связано с красотой, с прекрасными и возвышенными образами, темы и объекты для медитации чаще всего были связаны с прекрасным в природе и искусстве, причем прекрасное в искусстве на Востоке как бы воссоздавало ту природную естественность, чистоту и красоту, которые одухотворяли путь самопознания человека, делали прекрасным сам процесс его совершенствования.

Чтобы создать более полную картину существования боевых искусств следует упомянуть о ритуальности, которой по существу пропитана вся система восточных единоборств. В боевых искусствах ритуализирована почти вся система отношений между учителем и учеником, между старшим и младшим, между школой и идеалом воинского пути. Разумеется, постижение смысла ритуальных действий углублялось по мере духовного развития ученика и роста мастерства. Ритуальность в боевых искусствах многообразна и многослойна по смыслу. Ее суть - в изменении отношения человека к своему «Я» в стремлении сбросить оковы эгоизма, столь свойственного современной культуре, и который считается одним из главных препятствий на пути любого совершенствования. Собственно вся современная культура, в рыночных отношениях в особенности, занята воспитанием в большой степени эгоистичной личности. Углубление в проблематику боевых искусств Востока приводит к необходимости уяснить некоторые общие особенности традиционной культуры. В конечном счете именно они дают ключи к пониманию наиболее специфических сторон феномена привлекательности боевых искусств.

Одна из главных характерных особенностей восточной культуры состоит в интенсивном «окультуривании» всех сфер жизнедеятельности людей, от установления социальных ритуалов и норм общения до интимных сторон жизни каждого человека. В то же время на Востоке культура упорядочивая стихийное природное начало не противопоставлялась природе (что является характерным для западной цивилизации). Как ни парадоксально, высший смысл культуры на Востоке видится в своеобразном возврате общества и человека к первозданной «природной чистоте». По существу, в этом была стратегическая задача регулирования и гармонизации человеческой жизнедеятельности на пути культурного развития.

Таким образом, можно предположить, что для молодежи является привлекательной возможность всестороннего совершенствования и гармонического развития средствами традиционных боевых искусств. Являясь привлекательным, идеал человека, достигший гармонии тела и духа, реализует себя как бы на двух планах. С внешней стороны - это физическое и техническое совершенство и одухотворенное мастерство. С внутренней стороны (то есть с позиции самого человека) - это своеобразная эстетика переживания, имеющая активно-медитативную природу и связанная с переходом в особые состояния сознания. Постижение смысла действия изнутри в подобных случаях связано с ощущением необычайного подъема, свободы и особым чувством радости.

Боевые искусства Востока - это чрезвычайно полифункциональная и многоликая система. Практически каждый человек, а в особенности молодой, может удовлетворить через боевые искусства некоторые потребности своей жизни, восстановить или дополнить ценностный срез, который сегодня у многих находится в хаотическом состоянии. Ведь традиция боевых искусств имеет принцип создания в культуре такой модели, которая направлена на преодоление «частичности» человеческого бытия, на возвращение культуры культуре и человека человеку.

Возрождение высоких гуманистических идеалов и непреходящих ценностей боевых искусств Востока, обретает сегодня новый смысл, открывая новые возможности в освоении всего культурного наследия.

3.2.Методика тренировочного процесса в восточных единоборствах

Исходя из постулата, что каждый боец, а также тренер имеет собственный стиль тренировок[28], представим далее авторскую методику построения тренировочного процесса, предназначенную главным образом для начинающих.

Определив высшую педагогическую цель процесса в обучении восточным единоборствам – воспитание физической и духовной культуры личности, далее мы должны определить принципы организации тренировочного процесса. На наш взгляд, они следующие.

· Высокая мотивированность.

· Непрерывность и систематичность.

· Постепенность.

· Единство ОФП и СФП.

· Волнообразность нагрузки.

· Цикличность.

· Индивидуализация тренировочного процесса.

· Сознательность.

· Медитативность.

Цели и задачи обучения

Основной целью обучения восточным единоборствам является подготовка обучающегося к спортивным достижениям и воспитание у него высоких моральных качеств в целях его готовности защитить себя, свих близких и свою Родину.

Эта общая цель в процессе обучения может конкретизироваться и иметь узкое направление. В зависимости от поставленной конкретной цели и создается коллектив занимающихся, объединенных единым стремлением.

В целях выявления мотивации желающих заниматься тем или иным видом восточных единоборств тренеру рекомендуется провести своего рода тестирование, используя два метода: личная беседа с кандидатом и сочинение на тему типа: «Почему я хочу заниматься у-шу (каратэ и др.)».