Смекни!
smekni.com

Методика проведения занятий по художественной гимнастике (стр. 17 из 20)

Большое значение для успешности урока хореографии имеет мастерство концертмейстера, обладающего чувством меры, художественным вкусом. Он должен уметь подбирать произведения, которые точно согласовывались бы с учебными заданиями и в то же время не были бы отвлеченными, монотонными и примитивными. Общими канонами для подбора музыкальных произведений являются танцевальность, образность, оптимистический характер, завершенность мелодии.

6.2 Примерные игры, развивающие музыкальность

Идейно – эмоциональное содержание музыкального произведения композитор передает с помощью средств музыкальной выразительности – мелодии, гармонии, темпа, ритма и т.д. Совокупностью всех этих средств создаются музыкальные образы, содержание которых отражает замысел композитора. С первых занятий следует учить детей понимать содержание музыки, вникать в её сущность. При разборе произведений облегчают понимание музыки подзаголовки, определяющие замысел композитора, например: «Баба - Яга», «Рынок» и др. из «Картинок с выставки» М. Мусоргского. Такие произведения называют программными. Для опер имеется литературный текст, конкретизирующий их содержание, для балетов – либретто. Содержание песен и романсов раскрывается в тексте.

О содержании музыки, не имеющей конкретной программы («Прелюдия», «Этюд», «Рондо» и др.), можно судить по впечатлению, оставленному произведением в целом, по мелодии, оттенкам звучания, темпу, построению. Так, название «Прелюд» ещё не раскрывает содержание музыки и требует разбора в каждом отдельном случае. Полезно сравнить несколько произведений с одинаковым названием. Занимающиеся слушают прелюдию Ф. Шопена, соч. 28 №20, и прелюдию.

Прокофьева, соч. 12, №7. Не определяя конкретного задания, преподаватель предлагает выбрать ту, содержание которой больше соответствует средствам музыкально – ритмического воспитания. Для упражнения вполне можно использовать светлую и спокойную музыку Прокофьева. Прелюдия Шопена вызывает мрачные представления и поэтому не подходит.

Помогают понять замысел музыки указывания композитора в нотном тексте, которые касаются исполнения всего произведения или его частей: «Задушевно», «Энергично с огнём», «Весело» и др.

С помощью музыкальных игр решаются те же задачи, что и при проведении упражнений на согласование движений с музыкой. Но здесь выполнение упражнений усложняется внесением элемента соревнования, который способствует совершенствованию и закреплению полученных умений и навыков.

Примером игры на связь содержания музыки с характером движений может быть игра «Быстро по местам!» м/р – 2/4, темп умеренный.

Описание игры. С началом музыки, играющие произвольно двигаются по площадке, выполняя различные прыжки и бег соответственно содержанию. С окончанием музыки останавливаются. По команде: «Быстро по местам!» - бегут и становятся в том же порядке, в каком стояли до начала игры. Победительницей считается команда, которая построится быстрее и организованнее других. Связь упражнений с мелодией и регистром звучания музыки.

Мелодия означает пение, напев. Это основа музыки, и в ней в первую очередь выражен замысел композитора. Мелодия – одноголосное выражение музыкальной мысли.

Она представляет собой чередование звуков, находящихся в определенном соотношении по высоте и имеющих определенный темп и ритм. Мелодия помогает запомнить музыку, а, следовательно, и упражнение. Зная мелодию произведения, под которое выполняется упражнение, занимающиеся могут повторить его без музыки, сохраняя нужный темп, ритм и даже динамические оттенки. Услышав мелодию, можно быстро восстановить (на основе сформировавшихся условно рефлекторных связей между музыкой и движением) последовательность упражнений. Она как бы подсказывает характер движений, форму и последовательность элементов. У мелодии есть свои законы. Основной её закон – волнообразность. Мелодическая линия имеет изгибы – нарастания и спады. Совокупность движения мелодии вверх, вниз и на месте – мелодический рисунок. Важнейшие виды мелодического рисунка:

1) Восходящее движение мелодии, т.е. переход к более высоким звукам;

2) Нисходящее движение – переход к более низким звукам;

3) Волнообразное движение, т.е. последовательность восходящих и нисходящих переходов.

Мелодическая вершина – самый высокий звук, достигнутый мелодией при каждом её подъёме.

Кульминация – момент наивысшего напряжения в музыкальном произведении или его части.

Для определения мелодии можно выполнять следующие задания. При звучании вальса все строятся в круг, при звучании польки – в шеренгу, при звучании марша – в колонну. Задания можно варьировать, предлагая другие мелодии и другие формы построения.

Различное направление мелодического рисунка можно передать следующим упражнением: при движении мелодии вверх плавно поднять обе руки вверх, при движении мелодии вниз – плавно опустить.

Волнообразное движение мелодии сочетается с упражнением: И.п. – полуприсед на двух ногах, руки назад к низу, небольшой наклон туловища вперёд.

На счёт 1 – 4 – 4 небольших шага вперёд постепенно поднимая руки вверх и выпрямляя туловище, 5 – стойка на носках, резкий наклон головы назад, кисти резким движением назад, ладони вверх; 6 – 8 медленное полуприседание, руки плавно опускаются вниз – назад. На следующие восемь счетов всё повторяется. Передавая рисунок этой плавной мелодии движениями, занимающиеся лучше воспринимают её. Примером игр на определение мелодии, может быть «Запомни мелодию».

Описание игры. Все играющие делятся на команды. Строятся в колонны. Перед каждой колонной на расстоянии 8м – стул. В командах каждый участник пронумерован. Каждому номеру даётся мелодия, например: 1 – му – полька; 2 – му – марш; 3 – му – мазурка; 4 – му – вальс; 5 – му – галоп.

Музыкант играет галоп. Все пятые номера бегут вперёд, обегают свой стул и становятся на своё место. Если мелодия не прекратилась, то ещё раз обегают стул. Участник, выполнивший задание первым и без ошибок, приносит команде очко. Затем музыкант играет какую-нибудь другую мелодию.

Другой вариант: услышав свою мелодию, участники продвигаются танцевальными движениями.

Регистры – различная высота звучания музыки. В каждом голосе или инструменте условно различают три регистра: высокий, средний и низкий. Регистр помогает создать образ, контрастность в музыке.

При выполнении упражнений необходимо сочетать амплитуду, мышечное напряжение, характер исполнения с регистром звучания музыки. Например, при звучании музыки в высоком регистре выполнить ходьбу на носках, в среднем – ходьбу, в низком – ходьбу выпадами.

Для закрепления умений занимающихся двигаться в соответствии с регистром звучания музыки можно провести музыкальную игру «Узнай регистр».

Описание игры: играющие строятся парами по кругу, левым боком к центру. В центре круга – водящий. Под музыку галопа, польки, вальса, мазурки играющие двигаются по кругу соответствующим танцевальным шагом. С прекращением музыки все останавливаются и слушают, в каком регистре звучит мелодия хорошо известной песни. Заранее обусловлено, что на высокий регистр перебегают и становятся в пару игроки внутреннего круга, на низкий – наружного. В это время входящий старается занять одно из свободных мест. Оставшийся без места становится водящим. Выигрывает тот, кто ни разу не был водящим, или побывал им меньшее количество раз.

Ритм и размер музыкального сопровождения. Ритм – одно из главных выразительных средств музыки. Это последовательное сочетание музыкальных звуков различных длительностей. Звуки записываются знаками – нотами. Длительность нот легко воспроизвести движениями: хлопками, ударами ноги, шагами, например:

1. Шагать на четыре счёта четвертями, затем на четыре счёта половинами. Обратить внимание занимающихся, что шаг стал в два раза медленнее.

2. Шагать четвертями, а хлопать восьмыми.

3. Построиться тройками по кругу: двое стоят впереди, держась за руки, - это лошадки; сзади – кучер, который держит впереди стоящих за руки. Лошадки бегут восьмыми, а кучер, стараясь сдерживать их, шагает четвертями.

По команде преподавателя, теряя сцепление тройки, поворачиваются кругом и снова берутся за руки. Движение продолжается в обратную сторону, но кучера становятся лошадками и бегут восьмыми, а лошадки – кучерами и переходят на четверти. Музыкальным сопровождением может служить любая полька.

В музыке редко встречается ритм, состоящий из звуков одинаковой длительности. Чередование звуков различных длительностей образует ритмический рисунок мелодии. Значение ритмического рисунка для выразительности музыки велико. Например, уже ритмический рисунок сам по себе может характеризовать некоторые жанры музыки.

В музыке эмоциональный характер ритма делает его важным средством эмоционального воздействия, как на самого исполнителя, так и на зрителя.

Воспроизведение ритмического рисунка движениями развивает музыкальную память, координацию движений, быстроту реакции. Для закрепления умения воспроизводить ритмический рисунок движениями можно выполнять следующее упражнение и повести игру:

1. Записывать на доске простейший ритмический рисунок и воспроизвести его хлопками, ударами ноги, сочетая всё это с подсчётом.

2. Описание игры. Играющие становятся в две колонны. Расстояние между колоннами 2 – 3 метра. Перед каждой колонной лежит в ряд 7 обручей. Возле каждого обруча на полу мелом написаны длительности. Перед началом игры дети прохлопывают ритмический рисунок. По команде преподавателя первые игроки под музыку марша (размер 4/4) перемещаются из одного обруча в следующий и находятся в обруче столько, какой длительности данный обруч соответствует. За первым игроком идет второй, а первый переходит в конец колонны. Игра заканчивается, когда все игроки пройдут через обруч. Играющий, не совершивший ни одной ошибки, приносит команде очко. Выигрывает та команда, которая совершила меньше ошибок и набрала большее количество очков.