Смекни!
smekni.com

Методика проведения занятий по художественной гимнастике (стр. 2 из 20)

Создатель ритмической гимнастики Жан Жак Далькроз родился в 1865 году в Вене. С детских лет занимаясь музыкой, он проявил к ней необыкновенную любовь. Абсолютный слух, талант и увлеченность мальчика привели родителей к решению дать ему профессиональное музыкальное образование. Далькроз пошёл без колебаний по этому пути. После окончания Женевской, а затем Парижской консерватории деятельность Далькроза была очень разнообразна. Далькроз стремился, прежде всего, раскрыть ученикам содержание и красоту музыкальных произведений. Живой, остроумный, энергичный, он умел превратить обычные музыкальные упражнения в интересные, увлекательные занятия. Его педагогическая деятельность вскоре завоевала широкую известность, и в 1892 году Далькроза приглашают преподавателем в Женевскую консерваторию. В процессе обучения Далькроз заметил, что хлопки, притопывания и другие движения помогают ученикам точнее и быстрее овладеть счетом и темпом разучиваемой пьесы. Тогда он стал всё чаще применять всевозможные движения, то есть соединять слуховые и мышечные восприятия музыки. Занимающимся предлагалось передать различными телодвижениями характер музыки, постепенное нарастание или спад силы её звучания, акценты и другие музыкальные краски. Главную музыку передавали мягкими слитными движениями рук. Отрывистую музыку – легкими, отрывистыми прыжками, постепенное нарастание силы звука – постепенно ускоряющимся бегом и так далее. Для умения чётко держать размер и темп музыкального произведения учились тактировке, то есть движениям рук, принятым для обозначения различных размеров музыки. Сложность упражнений всё возрастала и требовала большой сосредоточенности и сообразительности. Чтобы упражнения выполнялись легко и красиво, понадобилась гимнастика, разносторонне развивающая тело, в том числе упражнения развивающие гибкость, подвижность суставов и прыгучесть. Так постепенно создавалась ритмическая гимнастика и современная хореография. В 1911 году Жан Жак Далькроз открывает в Германии Институт Ритма, продолжая развивать свою систему, которая становится известной и в Европе, и в Америке. К нему стекаются ученики со всех концов мира. В институте Далькроз вводит специальный предмет, воспитывающий красоту и выразительность движений. Он называется «одушевленная пластика». Соединение музыкальности и выразительности движений ярко проявилось в массовых постановках, которые создавались на музыку Бетховена, Баха и других известных композиторов. Эти постановки вызвали восторг зрителей. В них Далькроз стремился передать движениями не только форму музыкально произведения, но и его эмоциональное содержание.

Ритмическая гимнастика постепенно становится популярной и среди детей, и среди взрослых. Ею начинают заниматься в общеобразовательных школах, театральных и музыкальных училищах. Упражнения Далькроза, развивающие слух, музыкальную память и чувство ритма, используется в художественной гимнастике с момента её зарождения. Обращаясь к истории возникновения художественной гимнастики, нельзя не рассказать знаменитой танцовщице Айседоре Дункан. Ирландка по происхождению, она родилась и выросла в Америке, в городе Сан – Франциско. Жизнь этой необыкновенной женщины (1878 – 1928гг.) протекала в постоянном искании новых форм движения в искусстве танца. Детство Айседоры было нелегким. Отец рано ушел из семьи, и матери одной приходилось растить четверых детей. Однажды мать застала Айседору в кругу сидящих на полу детей. Айседора учила их плавно размахивать руками. Шестилетняя девочка объяснила матери, что это её «школа танцев». Мать села за пианино и стала играть. Кто мог предложить, что это забавное событие далекого детства станет первым шагом к будущей профессии Айседоры.

Шло время, и мать отдала Айседору в балетную школу. В то время в танцах классического балета различные человеческие переживания передавались условными механическими жестами. Заучивание этих искусственных, раз навсегда установленных положений рук и ног вызвала у Айседоры скуку. Её тянуло к таким танцам, в которых можно было бы передать все настроения, чувства и переживания свободными, естественными движениями. И Айседора покидает балетную школу. Она решает сама создавать танцы. Так рано проснулось в ней желание творчества, желание найти свой особый путь в искусстве. Начались долгие годы работы над созданием танцев, которые отличались бы от, что существовало в этой области до Айседоры Дункан. Прежде всего, она отказалась от балетных туфель и пачек. Айседора танцевала босая, в хитоне или короткой тунике. Содержание её танцев рождалось от содержания музыки, под которую она танцевала. К выбору музыки Дункан относилась с большой требовательностью. Её любимыми композиторами были Бетховен, Шопен, Чайковский. Необыкновенно музыкальная, обладающая гибким, выразительным телом, она очаровала зрителя гармоничным слиянием своих движений с музыкой.

Движения Айседоры раскрывали все волновавшие её мысли и чувства так же понятно, как, если бы она говорила словами. Она была рождена для танца. Изучая древнегреческую скульптуру, рисунки на вазах и других предметах греческого быта, Айседора восхищалась естественностью поз, свободой движений и красотой гармонично развитых тел. Используя в своих танцах ходьбу, бег, прыжки, движения руками она умела придать им совершенно разный характер: изобразить раскрывающиеся лепестки цветка, и ощущение дуновения ветра, и баюканье ребенка, и ликование освобожденного раба. Айседора Дункан отказалась не только от этого, но и от системы тренировок классического балета. Она изучила «выразительную гимнастику» Франсуа Дельсарта, упражнения различных гимнастических систем и создала свой метод работы над пластикой тела. Пластикой называется передача движениями различных человеческих переживаний. В 1904 году в Бельвю под Парижем, а позже в Германии Дункан вместе с сестрой Элизабет открыла школу классического танца. Айседора со своими танцами объехала весь мир. Несколько раз она приезжала в Россию. В 1921 году Советское правительство пригласило Дункан в Москву для организации Студии пластического танца. Она с восторгом приняла это предложение и с увлечением говорила о школе, где танец будет средством художественного и физического воспитания детей – новых людей нового поколения.

Системы Франсуа Дельсарта, Жан Жака Делькроза, Айедоры Дункан и их продолжателей нашли последователей и в нашей стране. В Петербурге, Москве и других городах открываются школы ритмики и пластики. Конечно, до Революционной России это были частные школы. Позднее физическая культура стала массовой. Возникло много спортивных секций, кружков, школ, в том числе ритмики и пластики. С годами таких студий становилось всё больше. Менялись их названия, менялись люди, руководившие ими, менялись и ребята, наполнявшие Дома детского творчества. В 30-е года пластику называть художественным движением, которое сделалось популярным. Началом художественной гимнастики в нашей стране нужно считать конец сороковых годов. Время, когда разгорались горячие споры о том, можно ли в упражнения художественной гимнастики включать акробатические элементы. Иначе говоря, когда решался вопрос о том, в каком направлении развиваться художественной гимнастике – в танцевальном или спортивном? Чем быть художественной гимнастике – эстрадным искусством или массовым спортивным явлением?

Насколько остро стоял тогда вопрос, можно судить хотя бы по такому факту. На первый всесоюзный конкурс по художественной гимнастике в Таллин в 1947 году приехали лучшие её представительницы из Москвы, Ленинграда, Прибалтийских республик и Грузинской ССР. Иными словами – из самых разных концов страны. Это говорит о то, что уже тогда художественная гимнастика приобретала широкую популярность, хотя ещё и небыло ясно, в каком направлении ей развиваться. Даже Москва представляла не только команду, в которой уже чувствовалась спортивная окраска художественной гимнастики, но и группу танцовщиц студии имени Айседоры Дункан. Или, говоря проще, девушек, чьи упражнения были весьма далеки от спорта.

Дальше всё пошло как должно. Были разработаны программы для начинающих гимнасток, для последующих разрядов и, наконец, для мастеров спорта. Это было в 1954 году. Затем художественная гимнастика на равных с другими видами спорта вошла в советскую систему физического воспитания, а недавно введена в школьные программы. Художественная гимнастика воспитывает любовь к красоте, музыкальность, умение грациозно двигаться, ходить. В общем, делает женщину женственной в самом лучшем толковании этого слова. Это одна из причин того, что художественную гимнастику – в том виде, в каком она развивалась – очень быстро признали во всех других странах. Такое признание позволило поднять этот вид спорта на международную платформу, и включить в состав Олимпийских игр.

2. Содержание и средства художественной гимнастики

Что представляет собой художественная гимнастика. Этот вид спорта многогранен. Однако, имея в виду, что художественная гимнастика по своей сути спорт весьма выразительный, речь пойдет о средствах, которыми эта выразительность достигается. Начнем с аксиомы: гимнастке, прежде чем выполнить какое-нибудь упражнение выразительно, нужно подготовиться физически, исполнять упражнение технически так, чтобы, как говориться, комар носа не подточил. Это как в жизни: человек, прежде чем научиться ходить, ползает, затем учится хорошо ходить, а потом уж задумывается о том, чтобы ходить красиво, элегантно. Следовательно, много говорить о важности физической подготовки «художниц» нет смысла. Можно лишь подчеркнуть, что в наши дни, когда уровень мастерства в спорте вырос необычайно, никакой талант не поможет обладателю занять высшую ступень пьедестала почета, тем более международных турниров, если спортсмен не будет отдавать своему любимому виду спорта всего себя, трудясь до седьмого пота.В полной мере это относится и к художественной гимнастике. И может быть, более чем к какому – либо другому виду спорта, ибо тут, кроме физического совершенства, кроме технического мастерства, необходимо воспитывать и выразительность.