Смекни!
smekni.com

Киокушинкай Карате - история, философия, техника (стр. 11 из 16)

Я достиг состояния Дзэн благодаря долгой тренировке в карате. Я полагаю, что возможно достичь этого благодаря преданности и другому виду деятельности. Например, я могу выделить дзэнского патриарха Хакуина, чьи картины рассматриваются современными критиками прекраснее полотен Рафаэля и Пикассо. Но для достижения этого большое значение имеет общее духовное единство, причем достижение такого единства не требует времени или особого места для размышления. Этого может достичь каждый и где угодно. Все, что необходимо, это полностью отдать себя данному моменту, независимо от того, что вы делаете: работаете, едите, торгуете или встречаетесь со своей возлюбленной. Полное духовное единство во всех этих вещах означает постоянную практику Дзэн в любое время и в любом месте: лаборатории - для ученых, библиотеке - для философов, сцене - для актеров и суд - для адвокатов и судей.

Один из многочисленных писателей и поэтов сказал, что его действительно удачные произведения никогда не были результатом преднамеренных усилий, но казалось, сами они воплощались в плоть, когда он растворялся в процессе творчества. Он отмечает, что не считает свое наиболее удачное произведение полностью собственным, и что произведения, созданные исключительно на основе преднамеренных усилий, редко удачны. В классическом труде на эту тему нет преувеличений, когда говорится, что путь бойца является путем познания смерти. Это означает, что бойцы прошлого оставались равнодушными к заботам о славе и известности потому, что настоящий контакт со смертью постоянно держал их в мире клинка.

Койцуми Кое-Но-Ками - основатель одной из наиболее известных школ в Японии, сравнивал путь самурая с переходом через бурный поток по бревну. Это требует поистине полной концентрации и целеустремленного движения вперед. И если принцип, на котором основано это сравнение, приложить ко всему, то жизнь человека стала бы более плодотворной и свободной от смятения, принесла бы ему большее удовлетворение.

Управление телом

Что делает руки и ноги в карате сильнее, чем в других видах борьбы? Во-первых, сами приемы совершенны. Во-вторых, руки и нога при помощи тренировки становятся сильными и твердыми. Удары рук и ног направлены на тренировочные манекены или связки из жгутов соломы. Это древний путь укрепления этих частей тела. У западных боксеров, которые полагаются на боксерские груши, захваты и кулаки обычно слабее, чем у каратистов. Они также ослабляют руки применением перчаток, чтобы увеличить площадь поверхности кулаков. Кулаки, ступни, суставы и кости пальцев в карате должны быть сильнее, так как небрежные удары по соломенным жгутам могут привести к травмам. Но тренировки на соломенных макиварах могут уменьшить скорость. Поэтому надо уделять внимание тому, что может поддержать скорость на должном уровне. Цель - развить эффективность ударов так, чтобы суметь разбить 5-6 или даже более досок кулаком, крушить камни или сбить рога у быка. Физическая тренировка является одним из объяснений мощи карате. Но другим, не менее важным фактором, является психологическое единство или настрой. Духовные и умственные аспекты, упорство и преданность подчеркиваются во всех восточных боевых искусствах и в большинстве видов спорта, которые культивируются в Японии. Но сегодня некоторые молодые люди настаивают на том, что им не интересны эти вещи - они хотят обучаться только приемам. Такое отношение получает все большее распространение, так как молодежь рассматривает умственные и духовные аспекты боевого искусства как оборонительные. Другими словами, молодые люди никогда не испытывали действия этих аспектов на человеческом теле.

Восточный режим тренировки возбуждает конкретные системы организма для полного единства души и тела. Такие тренировки важны не только для технических приемов, но и для повседневной жизни. Они заключаются в трех аспектах: регулирование дыхания, управление областью живота через регулирование дыхания и созерцание. Тренировки включают в себя определенные ритуалы и церемонии, которые должны рассматриваться как простые обряды. В восточных сказаниях прошлого говорится, что духовный центр человеческого существа расположен в области живота (солнечного сплетения). Когда центр разума концентрируется там же, человек находится в оптимальном психологическом состоянии. Предполагается, что для управления духом важно управление областью живота.

Приведем простой обыденный пример того, что это означает на практике. Когда человек хочет поднять что-то тяжелое, он напрягает брюшной пресс. Вкладывая силу в эту часть тела, он может достичь большой мощи.

Японское слово для обозначения брюшной части тела, которая очень важна ддя духовного единства и общей силы тела, - танден. Танден является центром тяжести тела, и руки и ноги движутся вокруг него. При идеальных условиях вся сила, производимая телом, возвращается к нему. Сила в тендене психологически управляет силой бедер и мышц в области живота. Сила тандена или ее отсутствие проявляют себя в степени гибкости позвоночника, силы сокращения и сжатия кишечника, силы мускулов живота и силы сжатия заднепроходных мышц. Другими словами, чем сильнее мышцы, кости и суставы бедер в области живота, тем больше общая сила тела. Но танден не только важный физический центр, это также и психологический центр человека. Такое совмещение функций подтверждает восточную философию единства души и тела. Тело является вместилищем для души, душа проявляет себя в плоти. Два в одном. Мировоззрение, основанное на этой философии, свободно от двойственности и противоречий. Человек, объединивший дух и тело, не чувствует разницы между собой и высшим миром или между духовным и физическим. Короче говоря, тренировка духа требует тренировки тела.

К сожалению, слишком много восточных философов сегодня изучают только изречения Лао-цзы, Шэкьямуни (исторического Будды) и Бодхидхармы (Великого буддийского главы, патриарха и миссионера), не уделяя внимания практической тренировке, которой все эти мудрецы придерживались. Пренебрежение данными аспектами частично сказывается на болезненности современного человека.

В качестве системы тренировки древние восточные методы достигают своего идеального воплощения в системах тренировок карате и особенно в киокушинкай карате.

Регулирование дыхания, первостепенный метод для достижения духовного и физического единства, долго преподавался Йогой, а таже Дзэном и другими буддийскими системами. Различие рассматриваемых систем основано на способах брюшного дыхания, в котором присутствует глубокий вдох, короткая задержка и медленный выдох. Все эти системы поддерживают теорию тандена. В совершенной форме этого метода дыхания человек делает вдох таким образом, что воздух сначала заполняет брюшную полость, затем грудную клетку и, наконец, достигает ключиц. Затем делается короткая задержка, и остановившийся воздух с силой направляется вниз брюшной полости, танден напрягается. Наконец, воздух равномерно выдыхается. Этот вид дыхания должен выполняться как можно дольше, и доходит для некоторых людей до трех минут на один цикл вдох - выдох. В киокушинкай карате подобный метод дыхания выполняется в стоячей или сидячей позе созерцания Дза-Дзэн.

В последние годы научные исследования подтвердили важное значение этого метода. Хотя в далеком прошлом человекообразные обезьяны ходили с менее горизонтальной осанкой, со временем они стали стоять прямо и ходить на двух ногах. Это явилось причиной увеличения объема грудной клетки и заставило человека дышать животом в меньшей степени, чем других животных. Структура человеческого тела является единственной, в которой дыхание можно легко отделить от других функций. Хотя осанка сделала возможным развитие человеческого мозга, она вызвала неестественную манеру дыхания, при которой уставший человек обычно наклоняется вперед. Это сильно сокращает амплитуду дыхания. 3000-4000 лет назад индийские йоги придумали свою методику глубокого дыхания животом для того, чтобы компенсировать структурные недостатки человека, появившиеся из-за его способности стоять или ходить прямо. В дополнение к сказанному, эта система дыхания укрепляет танден и, путем стимулирования блуждающего нерва в ягодицах, приносит душевное спокойствие.

В процессе тренировки киокушинкай карате предписывается повторение дыхательных упражнений Ибуки, которые активизируют' глубокое дыхание животом, снимают усталость и позволяют человеку достигнуть максимальной общей силы тела. Для дыхания Ибуки надо встать в позу Хэйсоку, Санчин или Хэйко и сделать насколько возможно глубокий и продолжительный вдох. Во время вдоха поднять руки вверх, описывая широкий круг, и скрестить их перед лбом. Напрячь танден и все мышцы тела, затем кончики указательных и средних пальцев плотно сжать, и концентрироваться на силе, ведущей во внутрь, пока тело не задрожит. Затем раскинуть руки в стороны так, чтобы они выполнили движение "ножницы" перед грудью. Сохраняя локти в согнутом положении, сделать естественный выдох с громким звуком. При завершении выдоха опустить руки в исходное положение, вытолкнуть из легких (словно подкашливая) остатки воздуха и снова сделать вдох. Этот цикл, повторяемый 4 или 5 раз, восстановит дыхание после очень утомительного периода тренировки.