Смекни!
smekni.com

Киокушинкай Карате - история, философия, техника (стр. 14 из 16)

Каждый месяц сотни людей просят принять их в тренировочный зал, и каждый год ряд воспитанников завоевывает черный пояс. И все больше обладателей черных поясов выражают желание открыть свои залы, Я обычно удивляюсь этому, так как эти люди слишком молоды для руководства другими, а также тем, что они оставляют дальнейшее изучение карате. Я не представляю их в роли учителей, но не хочу мешать им в руководстве залом. Напротив, я был бы рад видеть как можно больше залов и в Японии, и за границей. Однако меня беспокоит то, что такие молодые, неопытные люди станут учить тому, что они сами не до конца понимают'. Пока мне не исполнилось 35 лет, я не руководил тренировочным залом, а путешествовал по всему миру, вызывая на поединки людей, владевших боевыми приемами. И только после этого я, наконец, взял на себя ответственность открыть тренировочный зал, и люди, страстно желавшие стать моими учениками, смогли осуществить свое желание.

Я хочу предостеречь всех молодых людей: "Не спешите в поисках благополучия или богатства. Важен лишь выбранный путь и усердие, с которым вы совершенствуетесь в достижении вашей цели". Я начал изучать карате в 9 лет и изучал его в течение 40 лет. И все еще учусь. Иногда я просыпаюсь среди ночи с мыслью о каком-то незначительном улучшении или обновлении какого-либо приема. Я удивляюсь, какое понятие о карате и о боевом искусстве имеет молодой человек 25-26 лет, обладающий третьим или четвертым даном, если перестав тренироваться, он начинает учить других, становится упитанным и ленивым. Я сейчас сам руковожу большой организацией, но не советую людям моложе меня добиваться подобной ответственности, во всяком случае пока им нет еще 30-ти с лишним лет и даже больше. До этого возраста они должны продолжать концентрироваться в своем духовном и физическом развитии, а не думать о славе, положении или благополучии. В этом возрасте человек быстро достигает хороших практических результатов, если много сил вкладывает в освоение приемов.

Люди полагают, что добившись больших результатов в определенном искусстве или ремесле, они немедленно должны извлекать выгоду из того, чему научились. Стремление к немедленному успеху проникло и в мир карате, и в другие виды боевого искусства до такой степени, что некоторые наставники готовы присуждать степени и даны за плату. Сегодня титулы продают некоторые иностранцы, чей общий дан в различных видах боевого искусства достигает 20. Подобные вещи были немыслимы в прошлом, когда требовалось 10 или 20 лет, чтобы получить дан от мастера. А подтверждающим документом, вручаемым за столь долгий период, обычно был листок бумаги с несколькими основными правилами. Это не указывает на отсутствие значимости боевого искусства. Но это означает, что мастерство не может быть зафиксировано в документе или выражено словами. В них нет необходимости. Человек, тренировавшийся 10 лет и больше, сделает свое искусство неотъемлемой частью существования. В такой преданности для мгновенных успехов и многословных документов просто нет места. Я рассматриваю стремление к быстрому успеху как часть более широкого крута желаний, включающего чрезмерную обеспокоенность о деньгах, заботе о своей личной выгоде.

Человек, действительно преданный боевому искусству, тренирует себя, чтобы стать полезным. В прошлом о людях судили на основании их образованности и преданности делу. Я искренне надеюсь вновь и вновь возвратиться к этим критериям. Глупо копить деньги ради денег или ради их количества, но и накопительство для наследников тоже неправильно. Китайцы говорят, что большое наследство лишает умного сына инициативы, и позволяет глупому совершать ошибок даже больше, чем если бы он был беден. Это действительно так. У меня нет намерения оставлять моим детям крупную организацию карате, которой я руковожу. Только человеку, который следует по пути совершенства, по которому следую я, и который сможет осуществить руководство так, как это делаю я, будет передано мое дело.

Единственно важное, что я унаследовал, были дух, энтузиазм и человеколюбие таких великих людей, как Миямото Мусаси, Бисмарк, Конфуций и Шакьямуни. Я не оставлю крупного состояния своей семье. (Я часто повторяю своим ученикам, что они могут плюнуть на мою могилу, если я это сделаю). Но я надеюсь передать будущим поколениям факел надежды, который будет вдохновлять и озарять их путь так же, как и мой.

Наедине с самим собой

Как я уже сказал, находясь в тюрьме после Второй мировой воины, я был обеспокоен своим будущим, так как не имел специальности, и поэтому решил посвятить себя карате. Тогда многие были враждебно настроены к боевому искусству из-за ужасных экспериментов, проводимых японской военщиной до и во время войны. Но наблюдая, как процветает гангстеризм, а также насилие и другие преступления, чинимые американскими солдатами, я понял, что страна без тренированных людей никогда не сможет добиться независимости. Поэтому я выбрал карате, и когда освободился из заключения, отправился в лес, на гору Минобэ, где тренировался полтора года. Это было прекрасное место с величественными кедрами и другими деревьями, речкой и водопадами, бежавшими между скал по каменистым долинам. На половине пути к вершине стоял храм. Я жил неподалеку, в развалившейся хижине сторожа. Я полагаю, что практически каждому, кто полностью отдал себя выбранному пути, следует пройти через подобную тренировку в одиночестве. Но это нелегко. Самое страшное - это одиночество. В полной изоляции низменные инстинкты проявляются сильнее. Есть только два пути для преодоления одиночества: покинуть это место или мобилизовать все свои силы и помочь себе в выполнении поставленных целей. Я выбрал последнее. За поддержкой я обращался к разного рода вещам. Например, я купался в водопадах, вздувшихся от хорошего дождя. Сидя в воде, я погружался в созерцание Дзэн. Подолгу смотрел на Луну и бесчисленные звезды. Иногда я даже колол колючками ноги и' и бился головой о камни. Тем не менее благодаря занятиям и созерцанию в сидячем положении Дза-дзэн, за 18 месяцев я впервые вошел в то состояние концентрации, в котором совершенно ни о чем не думал, и которое в Йоге называется Самадхи. В дни созерцания, зимой и летом, я сидел у горной реки или у подножия дерева, или стоял на скале. Занятия карате состояли из выполнения сотни ката ежедневно, плюс тренировки со стволами деревьев и валунами. Ночью, когда одиночество было невыносимым, я пытался совершенствоваться в духовном созерцании, обращаясь за помощью к нескольким приемам.

Иногда я с полузакрытыми глазами до утра читал наизусть, глядя на пламя свечи или кусок бумаги на стене. На бумаге я написал определения для спокойствия (справа) и для действия (слева). Иногда у меня были галлюцинации, и я принимал шорох ветвей и птичье пение за человеческие голоса. Но крики лисиц и барсуков были утешением. Слыша их, я успокаивался, потому что теплотворные создания находились рядом. Тренировка днем была такой интенсивной и такой концентрированной духовно, что я просто забывал почувствовать себя одиноким. Поэтому днем я был обычно в хорошей форме, и в подавленном состоянии -ночью. Но к концу пребывания в горах я почувствовал проблески того, что освобожденное состояние освобождения, в котором ни о чем не думаешь. Еще мне помогали мои друзья лисицы, приходившие каждую ночь. Помогали и дети, которые указывали на меня пальцами: "Тенгу (длинноносый домовой)". Помогал и мой успех после многих неудач в разбивании булыжника ударом шуто (ребром ладони).

Я постепенно стал достигать углубленного духовного единства, так как шел от сосредоточения и концентрации к освобождению и, затем, к отреченному состоянию освобождения, когда я мог видеть все движения и реагировать на них моментально, не раздумывая. В таком состоянии человек способен справиться с любым нападением. Независимо от того, как движется нападающий, тело реагирует быстро и точно. Когда я достиг этого состояния, я понял, что люди больше не являются моими соперниками и решил испытать свою силу на быках. В схватках с быками и людьми, вдвое превосходящими меня по силе, я не всегда был в "отреченном состоянии освобождения". Однако я всегда находился в нем, когда вопрос касался жизни и смерти. Иногда, отключая сознание или боясь проиграть, я применял более сильные атаки, чем было необходимо, что влекло за собой тяжелые повреждения. Один случай чуть было не заставил меня навсегда забросить карате. На меня напал вооруженный ножом гангстер, и я нанес ему удар по верхней губе кулаком, сжатым в форме головы дракона (рютокен). Он умер, оставив жену и ребенка.

Я не был виноват, так как только защищался, но был глубоко огорчен тем, что карате, которым я никогда не хотел причинять зло, привело к смерти. Меня мучили угрызения совести за семью убитого мной человека. Наконец, объявив, что я покончил с карате, я направился на ферму, где работал за пятерых, зарабатывая деньги, чтобы помочь семьей покойного. Я знал, что расстался с карате, но это меня не потрясло. Я обнаружил, что крестьянский труд намного легче, чем занятия карате. В течение этого года я не сделал ничего, что могло бы напоминать тренировку карате, хотя, возможно, случайно повторял какие-нибудь движения. Позднее, когда у меня появилось предложение поехать в США, чтобы продемонстрировать искусство карате для всего мира, ко мне вернулась мечта моего прошлого. Более того, семья убитого мной человека настаивала на моем возвращении в карате. Ребенок даже пожелал мне успеха в поединках с иностранцами. Хотя я и прекратил тренировки из-за серьезной причины, отсутствие их, казалось, только сделало мое карате более мощным. Постепенно я восстановил состояние, в котором мои кулаки действовали бессознательно. Но я не гордился. Все что я хотел - это видеть руки в благодарной молитве карате. И это направляло меня. Мое карате больше не принадлежало мне. Это было карате ради других, которое понимали и принимали другие. Познав это, я почувствовал, что тренировки все меньше контролируются сознанием, и я существовал постоянно между состоянием сосредоточенности и освобождения.