Смекни!
smekni.com

Киокушинкай Карате - история, философия, техника (стр. 12 из 16)

Выполнение этих упражнений перед практикой Тамешивари позволит выработать взрывную силу, необходимую для разбивания досок, черепицы или чего-либо другого. Внезапное выкашливание (выбрасывание) остатков воздуха отрабатывается для мгновенной концентрации сил. Такая сила должна исходить не от пальцев, а от тандена центра тела. Напрягая сначала танден, затем подмышки и, наконец, кончики пальцев, добивайтесь, чтобы сила исходила от центра к периферийным участкам тела. В схватках, когда противники стоят лицом друг к другу, такой способ дыхания может выполняться во внешнем или внутреннем варианте. Во внешнем варианте выдох происходит медленно, во внутреннем быстро. В обоих случаях дыхание учащенное.

Как и варианты, применяемые в Дзэне, Йоге и даосизме, все дыхательные упражнения в карате используют брюшную полость и укрепляют танден для увеличения скорости и мощи ударов рук и ног. Когда танден в хорошем состоянии, то тело и душа едины, а плоть сильна. Согласованность между душой и телом очень важна в карате, в котором скорость и вырабатывание взрывной силы жизненно необходимы. Следовательно, сила в тандене имеет существенное значение. К тому же движения в карате имеют такую природу, при которой важную роль в них играет участие тандена.

Сегодня тренировка в школе Дзэна в основном сконцентрирована на созерцании в сидячем положении. Но человек активное существо, для которого долгое сидение неестественно. Карате - это активный Дзэн, живой Дзэн. Древний японский поэт, приверженец дзэн-буддизма, завезенного в Японию в XI] веке из Китая, советует рассчитывать только на свои собственные силы для обретения большой смелости и умения встретить смерть без сожаления. По-моему, обучение боевому искусству - это кратчайший путь к озарению и овладению общим состоянием Дзэн.

Большинство религий включают в себя какой-нибудь вид аскетизма или различных ограничений для тренировки души и тела. Шакьямуни отвергал чрезмерную практику аскетизма. Он подвергнул себя шестилетнему испытанию аскезой, но оно не привело его к озарению. Однако после того, как он достиг озарения через глубокое раздумье, он продолжал тренировать свое тело, предпринимая долгие путешествия. Он отрицал не столько физическую тренировку, сколько исключительно суровую аскетическую практику, предполагающую превзойти человеческие силы. Иисус Христос постился в течение 40 дней и ночей, а Мухамед был озарен после усердного аскетического воздержания. Однако история не может сохранить для нас сами живые режимы тренировки. Единственное, что от них осталось - это письменные описания. Люди изучают и оценивают эти описания и используют в своей тренировке. Бодхидхарма включил в учение, которое он позаимствовал в Индии, нечто очень похожее на тренировку карате. Известная система боя Шаолинь-сы основана на письменных источниках, приписываемых Бодхидхарме. Положения, применяемые в практике давно прошедших дней, можно увидеть в скульптурах XII века, связанных с Шаолинь-сы. Говорят, что Бодхидхарма провел девять лет в размышлениях. Это неестественный и нездоровый образ жизни. Следовательно, большое значение имеет то обстоятельство, что в дополнение к размышлению в положении сидя, он учил активной системе тренировок. За основу он взял изучение приемов безоружных поединков для самозащиты и управления телом, поскольку монахи не могли применять оружие, следуя буддийским заповедям. Однако, физические упражнения и техника защиты без оружия имели большое значение для их нормальной жизнедеятельности. Со временем китайский Дзэн Чань отошел от тренировок в безоружных схватках и полностью переключился на размышления сидя, на созерцание и диалоги. Контроль дыхания при дзенском созерцании, как я уже объяснил, очень важен в развитии духовной концентрации. Между прочим, долгое чтение вслух в сидячем положении древнеиндийских рукописей имеет действие дыхательных упражнений. Мы используем нечто подобное в наших тренировках.

Перед тренировкой каждый принимает положение, используемое для дзенского созерцания, и наизусть повторяет наставления зала. Как было уже показано, карате включает ряд элементов из духовных и физических систем тренировок различных религий и философий. В этой связи только конфуцианство остается в стороне, хотя оно и включает в себя стрельбу из лука, как один из шести видов искусств, учит определенной системе физического развития. Представители японского воинского искусства приняли на вооружение физические и духовные методы развития из системы дзенбуддизма, но они обратились к конфуцианству, как к руководству в вопросах почтения и преданности старшим. Другими словами, в плане религиозной и физической тренировки, в отношении к поединкам, их руководством был Дзэн, но они следовали учению Конфуция в социальном направлении. Недостаток конфуцианства состоит в отсутствии наставлений по физическому развитию, а Дзэн сегодня излишне односторонен в пропагандировании уединенной жизни в отдаленных местах. Мы должны принять Дзэн без отрыва от общества и обращаться к Конфуцию для руководства жизнью в обществе наилучшим образом.

Когда душа утвердилась в области живота как результат контроля дыхания и укрепления тандена, вы будете в состоянии мыслить разнообразно и правильно.

Много споров посвящено духовной подготовке, но мало что можно понять с помощью одного разума. Совершенно справедливо то, что наука систематизировала огромное количество учений, чо она все еще не в состоянии объяснить человеку как следует жить. Есть вещи, которые нельзя определить только человеческим разумом. Западная наука все еще не в состоянии определенно сказать едины дух и тело или различны, что стоит на первом месте. Большинство восточных философий придерживаются точки зрения, что душа и тело едины, что тренировка того и другого должна проводиться одновременно. В этом и заключается значение регулирования дыхания, укрепления тандена и концентрации сознания в тандене. Когда это сделано, вы сможете воспринимать все вещи такими, какие они есть. Двойственность и противоречия перестанут существовать. Достижение этого состояния, то есть физического и духовного единства, является важнейшей целью карате.

О взаимоотношениях между мужчиной и женщиной

Женщина одновременно является величайшей радостью и величайшей печалью мужчины. Женщина придает мужчине силу и вдохновляет в жизни и в борьбе. Она придает очарование жизни. Воины часто умирали в битвах со словом "мама" на устах. Мужчины важничают и хвастают, но это не означает, что они сильнее, чем женщины. На самом деле женщины обладают своего рода силой, которая достаточно велика, чтобы сдерживать силу и деятельность мужчины. Жена каждый день остается дома со своим хозяйством, а мужчина, возвращаясь домой после деловых контактов, понимает, что он должен много работать, чтобы содержать семью, особенно когда в ней появился ребенок.

Мужчины обычно делят женщин на три вида: матерей, жен и соблазнительниц, которые являются только объектом полового влечения. И то, как человек относится к этим женщинам, является одним из наиболее важных аспектов жизни. Отношение к матери более однозначно, чем к остальным женщинам. Дети должны всегда уважительно относиться к своим матерям. И мужчины, чьи матери живут долго, очень удачливы. Но характер отношения к женам и женщинам, как к объекту полового влечения, также имеет глубокое значение. Ясно, что человек не должен находиться под властью женщины третьей категории. В идеальном смысле, мужчина должен рассматривать всех женщин, кроме матерей и жен, как своих сестер. Но большинство мужчин не едины в этом вопросе. Я знал некоторых людей, на которых мало влияли сексуальные влечения и для которых то, что я скажу в этой главе, несущественно. Может быть, большинство таких мужчин удачливы, но большинство из нас подвержены "танталовым" мукам из-за женщины. Для того, чтобы понять, что я имею в виду, необходимо увидеть дурацкие усмешки на лицах некоторых мужчин, смотрящих вслед проходящим женщинам. В течение жизни мужчина неизбежно имеет связь с одной или двумя женщинами. Это нормальное явление, но влюбленность никогда не должна быть основной целью человека. Любите женщин, но не позволяйте им руководить вами. Ни один мужчина не должен позволять себе, чтобы над ним властвовала женщина. Такое превосходство означает, что мужчина становится слишком привязан к дому, к семье.

Мужчина не должен искать мира и спокойствия. Он должен искать приключений, должен контролировать и тренировать себя, должен сражаться и всегда быть первым. Человек должен определить для себя цель и жить для ее достижения. Мужчина, погрязший в домашних заботах как хороший муж и отец, кончает тем, что теряет уважение жены и детей.

Говорят, что главная проблема современного молодого поколения состоит в том, как оно воспитывалось. Их отцы, выросшие в годы Второй мировой войны, потеряли духовную опору в эти тяжелые времена. Став домоседами, они уронили престиж в глазах своих детей. Я думаю, это печально. Почему отцы в Японии должны терпеть личное поражение из-за поражения нации? Они могли найти что-то новое, что послужило бы стремлением к вдохновению и могли бы идти вперед к реализации своей мечты. В послевоенный период было широко распространено словосочетание "крушение надежд". Это было неправильно. Этого слова надо было избегать также, как и большого рвения к готовности принять позу побежденного. Япония не должна была сдаваться из-за одного поражения. Позднее наступил период быстрого экономического роста и большого влияния культуры Запада. Я не считаю это истинным возрождением, так как в стремлении заимствовать культуру из других стран, Япония потеряла свою собственную душу. Сегодня японцы сосредоточены на том, чтобы быть хорошим мужьями и отцами. Они потеряли вкус к приключениям. Они больше не бросают вызов смерти. Ранее я заметил, что мужчины могут быть слабее женщин, когда теряют желание бороться, и это действительно правда. Но мужчина силен, когда у него есть цель, за которую надо бороться, и хорошая женщина, которая вдохновляет его на борьбу.