Смекни!
smekni.com

Начала содержательной логики (стр. 2 из 7)

Ясно также, что такое явление как лектон приобщает Разум к Абсолютному, ибо лектон имеет как признаки сущности, так и признаки чувственных объектов. На практике жизнь человека, конечно, проходит в равной степени как в среде объектов, так среде лектонов и чистых понятий.

Восприятие сознанием (осознание) является уникальным способом взаимодействия со средой жизни; способ этот характерен только для объекта, имеющего сознание. Осознание (происходящего) накапливает чувственные (некогда) восприятия, которые сами по себе лишь проходят. Очевидна и тесная, буквально имманентная связь лектона с понятиями; последние выступают по отношению к лектону в качестве:

дополнительного (для познания сущности) элемента;

«включателя» лектона, начала его генерации (конкретное понятие ] конкретный лектон);

знака для лектона, используемого и устно и письменно.

Понятия выступают своеобразной «азбукой», «алфавитом» систем лектонов и различных целостных состояний сознания.

Философское открытие.

Открытие новых сущностей, то есть философское открытие, немыслимо без использования (чаще неосознанного, но лучше осознанного) арсенала философских средств Разума.

Не так-то легко открыть какую-либо сущность, даже имея с ней дело.

Так, не сразу была открыта, например, война, хотя люди и в первобытное время воевали вполне обыденно. Но они не видели за отдельными кровавыми столкновениями некоего общего явления (то есть войны). «Открытие» же войны привело, с одной стороны к ее качественному изменению (появлению военного искусства, стратегии, тактики и т.д.), с другой стороны стала возможной общая гуманитарная оценка войны, как некоторого общего явления, выработка определенного отношения к ней со стороны личности. Так на практике произошло открытие сущности войны.

Аналогичным образом в ЕЧМ открывались и иные сущности. В настоящее время перед нами огромное их множество и воздействие открытых сущностей на человеческую жизнь не меньшее, а во многих случаях и большее чем частных фактов, отдельных от людей и объектов. Сущности страны, эпохи, культуры, социального статуса, музыка и т.п. окружают нас плотным кольцом и отдаляют (все более с каждым днем) от любимой романтиками "первобытной жизни" (кстати, тоже ставшей лишь сущностью, а не фактом). Это все кажется многим весьма прискорбным, но ничего не поделаешь: такова судьба Разума, "поселившегося в" или "ведущего" человека (на выбор для вас).

Накопление вокруг человека воспринятых (и "действующих") сущностей переходит в проблему сознательного их открытия, или совершенствования культуры открытия новых сущностей. Нелишне заметить здесь и то, что открытие оных всегда было главной целью деятельности философов во все времена.

Воистину, открытие новых сущностей - есть расширение горизонтов бытия, качественное развитие сознания, воплощение полноты бытия личности.

Здесь мы подошли вплотную к сущности сущностей, а поскольку мы собираемся говорить о ней, то есть именовать, то приходим с неизбежностью к Логике, а точнее - к содержательной логике (предметом которой - см. главу IV - являются сущности).

И еще два важных добавления.

Поскольку сущности вечны и неизменны, они могут только открываться, а не создаваться. Открытие сущности означает ее осознание+называние (именование) и качественно изменяет тем самым роль этой открытой сущности в бытии человека, т.к. разум его фактически устанавливает таким образом еще одну связь с Абсолютным.

С точки зрения Логики это соответствует открытию нового понятия, означающего "включение новой сущности" (через лектон - см. главу V).

Приводимая таблица дает сводное представление о процессе открытия сущности (на примере "дерева") по мере абстрагирования реальных объектов.

Этап

Открываемые

объекты

Обнаруживаемые целостности (сущности)

Стадии формирования

понятия

Грамматические эквиваленты,виды слов в текстах

Конкретное

дерево

Отдельный

предмет

Предмет

Только обычные существительные

Деревья

Конкретное

множество

однотипных

предметов

Чувственный

образ

Существительные

с объективными

дополнениями

и определениями

"Дерево"

Собирательный

образ множества

Лектон

(умозрительный

образ)

Существительные с

субъективными

дополнениями и

определениями

Лес

Новая реальность:

Качественная

множественность

предметов

Понятие

(чувственно-

обозримой, но все же физической

реальности

Существительные,

в том числе

отглагольных и

других

производных форм

Дерево

(в случаях:

деревянность,

деревенение

и т.п.)

Сущность

(предмета, качества,

действия)

Понятие

(уже

нечувственной,

но все еще всеобще-

физической

реальноcти)

Все основные

формы слов

"Дерево"

(в случаях:

«тупой как

дерево», «глух

как дерево»,

или в

выражениях

типа

"деревянные

деньги")

Сущность

(всеобщая,

абстрактная,

абстрактная, но

живая для

человека-

разумного)

Понятие

(предельно-

абстрактное, без

конкретной

физической

реальности, полное

имя сущности)

Любые слова, а

также символы

и знаки

Следует заметить, что видение целого начинается с этапа, на котором возникает "лектон" предмета. Стадия "лектона" весьма примечательна тем, что здесь еще целое может быть и не названо (рационально не обозначено); лектон может воздействовать с уровня подсознательного. Это тот самый этап первоначального "схватывания" целого, на котором так сильны маги и мистики, "печенкой" чувствующие появление новой сущности.

Мистики сосредоточивают внимание на еще-не-целом, они усиленно медитируют над казалось-бы-разрозненным, интуитивно постигая подкрадывающуюся цельность. Бывает, что мистики напряженно ждут, пока эта целостность "застанет их врасплох", тогда внимание сосредоточено на "посадочной площадке", на которой пока-что-никого-нет.

Разговор о мистическом лектоне особый. Для нас пока важно, что существует рациональный аналог этого интуитивного ожидания сущностей.

Экзистенциалы.

Есть своя прелесть в открытии целостности без называния, в постижении сущности без обозначения ее (именования). Об этом говорят многие. Но не многие вспоминают, что это умение пришло к ним вследствие весьма совершенной техники интеллектуального обозначения сущностей.

Некогда мольеровский герой обнаружил, что говорит прозой (то есть постиг некую целостность, единство своей речи). Не назови он эту цельность ("прозой" или другим словом), смог бы он понять ее? Воистину надо хорошо овладеть называнием целостностей, чтобы "не доводить дело" до называния.

Попробуем же проследить процесс постижения сущностей через процесс складывания (соответствующих) понятий. Здесь собственно можно сказать, что содержательная логика (как эвристика) - есть наука о формировании новых понятий.

Замечательный мыслитель М.Хайдеггер для того чтобы полуинтуитивно-полурационально (то есть синтетически) "ухватить" целостность предложил использовать особые экзистенциалы, то есть многословные выражения, данные в неразрывном единстве (используется знак "-")

"Бытие-в-мире", "Бытие-к-смерти", "Забегание-вперед" и т.д. Экзистенциалы употребляли уже Кант и Гегель ("Бытие-в-себе", "бытие-для-себя" и т.п.). Смысл экзистенциалов (логический смысл) очевиден: "бытие-к-смерти" существенно отличается от "бытия к смерти", тем, что в 1-ом случае ни одно слово не может рассматриваться изолированно, а только - все вместе. Тем самым экзистенциал - есть логико-содержательный элемент, а экзистенциирование (не путать с экзистенцией!) - логико-содержательный прием формирования целостностей, то есть средство складывания определенного понятия из первоначально неоформленной группы слов и понятий.

Если Аристотель, например, определяет Материю как «всеобщую возможность предметного многообразия», то для получения такого определения необходимо пройти ряд этапов, на первом из которых надо усмотреть некоторые феномены (перечислить исходные понятия):

- всеобщность, возможность, предметность, многообразие-

среди которых единство еще неочевидно.

Второй этап (экзистенциирование, увязка понятий) должен «перед внутренним взором» представить интуитивно ухваченное единство этих понятий:

- всеобщность-возможность-предметность-многообразие,

в котором уже чувствуется целостность.

Наконец, на третьем этапе (сведение; превращение экзистенциала в определение; в грамматическом смысле возникает различие слов, связь их возрастает, они становятся уже не только существительными) на котором определяется, выводится собственно определение понятия, его «авторское поименование»:

- всеобщая возможность предметного многообразия .

Ясно, что экзистенциирование словесно совершенно гомологично воспроизводит образ сущности, то есть лектон. Умеющие доводить дело до конца (до III этапа) могут остановиться на II этапе подобно шахматистам, заканчивающим партию до ее игрового завершения (ввиду очевидности и проницаемости ситуации).

Следует понимать, что появление экзистенциала свидетельствует уже об обнаружении целостности, и называние последней лишь "дело техники".

Один из авторов, например, не так давно обнаружил внутреннее единство "агрессивного" и "неканонического".

Что же это? "Ересь". А можно было сказать иначе:

"агрессивное-неканоническое".

И еще один важный момент:

Экзистенциалы обладают самостоятельной ценностью и не обязательно перерастают в определение понятия (как, скажем, как раз в случае с "ересью").