Смекни!
smekni.com

Начала содержательной логики (стр. 4 из 7)

(То есть: скепсис + томление = мистика).

С другой стороны, та же мистика может быть определена и множеством других способов, например как:

Незнание + понимание; трансцендентное + Разумное

и т.д. и т.п. -

- в зависимости от исходной аксиоматики, что особо хочется подчеркнуть, так как здесь логико-содержательные исчисления сильно отличаются от однозначных и всегда-одинаковых логико-математических и формально-логических исчислений.

Логико-содержательная аксиоматика того или иного понятия или процесса высветляет как индивидуальное восприятие того или иного конкретного мыслителя (если он дал эту аксиоматику), так и возможности и направления контакта его с другими (мыслителями).

И если, скажем, мы, по-прежнему мыслящие, отнесем к мистике одну и ту же совокупность фактов, но разойдемся в общностном понимании мистики (скажем в ницшеанском и 2-ом варианте), то это позволит нам сказать, что

скепсис + томление = незнанию + пониманию, (и придется отождествить, раз мы используем одно понятие - см. главу III), и придти к интересным выводам, например, к выводу, что такое "темное" явление как "понимание" есть (=)

скепсис + томление + знание

(по правилам переноса и замены "не" на "--"),

что очень любопытно образно проинтерпретировать, представляя себе мыслителя в этом триедином состоянии.

Возвращаясь к остальным приемам синтеза понятий, приведу следующие уравнения:

"Теплый" + "Бытие" = "Теплота" (то есть гипостазирование в данном случае, по моему видению есть "обытийствование" свойств или действий);

"Несвет" + "Существование" = "Темнота";

"добро" + "всезначимость" = "Добро";

.......

Вообще сочетаться могут самые различные понятия и самым различным, порой причудливым образом. Это все заслуживает самостоятельного исследования. Можно отметить, что сложение понятий отражает меру понимания сущностей (получаемых и открываемых при этом сложении). То, как мы понимаем сущности ("Темноту", "Добро" и т.д.) безусловно должно быть эксплицировано с помощью логико-содержательных исчислений конкретных понятий. После этого очевидной и разрешимой представляется осуществление творческого взаимодействия любых, сколь угодно самобытных личностей, причем без ущерба для этой самобытности.

Логический же смысл сложения понятий состоит в том, что старые понятия (сущности) берутся в качестве признаков нового понятия (сущности); усматриваются рационально или интуитивно как признаки. Можно сказать также, что старые понятия экзистируются (в новом).

Это собственно говоря и есть суть спекулятивного конструирования, если сравнивать сложение понятий с обычным, эмпирико-индуктивным методом, когда в качестве существенных признаков для образования того или иного понятия берутся обобщенные наблюдения над жизнью природы, общества, различных объектов.

Спекулятивное конструирование - есть поэтому закономерно возникающий (как способ открытия Абсолютного) этап развития мышления, Разума, переходящего от обобщения лишь эмпирически-наблюдаемого мира к обобщению тотального мира, состоящего как из "материи" чувственных предметов, так и "материи" идей, возможных миров, лектонов и других духовных явлений; причем обе "материи" находятся в непрерывном взаимодействии, что и отражается в акте спекулятивного конструирования.

Спекулятивное конструирование в узком смысле есть синтез новых понятий из старых.

Спекулятивное конструирование в широком смысле есть синтез новых понятий из старых и из их сочетания с традиционными эмпирическими обобщениями.

Теория тенденций. Тенденциальная психотерапия (идеокоррекция).

Предпосылки к созданию гуманитарной* психотерапии через призму отношений и ценностей .

Ценности и оценки изучает раздел философии - аксиология. Формировавшаяся с середины XIX века параллельно психологии, аксиология до сих пор связывается преимущественно с этикой и эстетикой, а в отношении прикладных наук наблюдается некоторое вытеснение. Наверное, единственным приближением к проблеме ценностей в психологии, является работа А. Маслоу [3], рассматривавшего ценности в позитивистском контексте поиска формулы "лучших, самореализовавшихся людей", который, не выходя за пределы субъективизма, в конце концов, пришел к неприятию понятия ценностей. Ценности невозможно понять в пределах субъекта, они проявляют себя и как отдельная интенция** или субстанция***, связывающая субъект и объект.

Несмотря на то что на Западе прошел так называемый "аксиологический бум", и аксиология нашла своё применение в экономике, некоторых прикладных отраслях, серьезного пересечения её с психологией и, тем более с психотерапией, не произошло. Наверное, это следствие специфического западного понимания ценности - в немецком, английском и французском языках, ценность и стоимость не различаются (wert, value, valeur), т. е. наблюдается смешение общего понятия с одной из своих производных и увод его в экономическую, т. е. частную сферу, субстанционирование ценности.

В России, в период её нахождения в составе Советского Союза, объективно не могло развиваться аксиологическое направление - В. И. Ленин и другие интерпретаторы марксизма объявили ценности идеалистическим, антинаучным понятием. Тем не менее, произошло максимально возможное приближение психотерапии к ценности в теории отношений В. Н. Мясищева [4], который сумел не только внедрить и адаптировать в советских условиях динамическое направление в психотерапии, но и ввел в него фактор отношений, уравновесив, тем самым, господствующий на Западе детерминизм в динамической психотерапии релятивистским подходом. Грубый материализм, господствующий в советской науке, не позволил в то время продвинуться дальше в развитии теории отношений.

В России, кроме исторических предпосылок создания гуманитарной модели психотерапии, в 80-е - 90-е годы XX столетия сложились и социальные. Кризисная ситуация аномии (смешения ценностей), разрыва и построения новых связей, активной реформации отношений, сформировала социальный запрос на психологическую и психотерапевтическую помощь в связи с этими проблемами. Интервенция западных школ несомненно обогатила, но радикально ничего не дала в работе над вопросом отношений. Отсутствие адекватного ответа на социальный запрос спровоцировало отток нуждающихся в психологической и психотерапевтической помощи к сектам, экстрасенсам, астрологам, колдунам, магам и пр. - тем, кто ненаучно и непрофессионально, а где и во вред здоровью пытается обращаться с "третьей реальностью", оперирует расплывчатыми ненаучными понятиями: грех, карма, сглаз, порча и пр.

Профессиональной предпосылкой создания гуманитарной психотерапии является распространение использования психотерапевтических методик психологами, педагогами и др. специалистами немедицинских специальностей. Все ранее существующие модели психотерапевтических вмешательств теоретически относятся к медицинским. Даже если предметом психотерапии является не болезнь, а психологическая проблема, то она так или иначе описана в симптомокомплексе какой-нибудь болезни или синдрома. Отсюда, работа с проблемой может являться фрагментарным лечением, что вне общего контекста болезни может нанести вред здоровью пациенту. Таким образом, психолог, практикующий психотерапию без участия врача, идёт на этические, юридические и методологические нарушения. С другой стороны, психолог, проводящий, например, семейную психотерапию, арттерапию, гештальттерапию, динамическую терапию и другие, явно гуманитарные техники, может делать это и успешнее врача.

Теория тенденций.

Для того, чтобы представить тенденции, которые возникают в субъективном (не давая ему сразу характеристики, что это - интенция, или субстанция) по отношению к объективному, построим модель отношений только что родившегося ребёнка, находящегося на стадии простейших отношений. В качестве единого объекта на этой стадии выступает мать, в качестве делимого, дискретного объективного выступает пара мать-отец, в качестве сложного, континуального объективного выступает, как обычно, семья. За феноменологическую основу возьмем желания и потребности ребёнка.

Общий уровень отношений. Ребенок - мать. "Я" и "не-Я"

Мать всегда стремится удовлетворять потребности и желания ребёнка. В зависимости от степени совпадения действий матери и стремлений ребёнка, у "Я" ребёнка возникает тенденция к смешению/разделению "Я" с "не-Я". Если мать опережает, угадывает желания и потребности ребёнка, то "не-Я" оказывается в приоритете, если же желания и потребности ребёнка возникают вперёд удовлетворения их матерью, то в приоритете оказывается "Я". Тенденцию смешения субъективного и объективного при приоритете того или другого в отношениях можно обозначить как субъективизм/объективизм.

2. Мать всегда в какой-то степени то ли присутствует в прямом контакте с ребёнком, то ли отсутствует в его поле зрения. В зависимости от соотношения по времени того или другого, "Я" стремится к непосредственному приближению к "не-Я", или к дистанцированию - "Я" - расстояние ("что-то") - "не-Я". Желания и потребности или проявляются сразу, или тормозятся. Тенденцию субъективного приближаться или удаляться от объективного в отношениях можно обозначить как непосредственность/дистанцирование.

3. Мать может ориентироваться на отношения, либо на материальные нужды (например, в пище) в разной степени. Например, плачь ребёнка может для матери служить сигналом как для кормления, так и для устранения плача самого по себе, путём ласки, игры. Отношения стремятся к обозначению привязки к материальному, или в нечто отдельное. Тенденцию субъективного к материальному или нематериальному можно обозначить как субстанциональность/интенциональность.