Смекни!
smekni.com

Начала содержательной логики (стр. 5 из 7)

Дискретный уровень отношений. Ребенок - мать и отец. "Не-Я" = 2 "суб-не-Я"

Мать и отец могут одинаково относится к нуждам ребёнка, одинаково реагировать на выражение его потребностей, а могут и совершенно различно. "Я" в отношении к "не-Я" то ли предстаёт единым, то ли разным. Тенденцию к единству или разделению субъективного в отношениях к суб-объектам можно обозначить как целостность/синкретизм.

2. Взаимоотношения отца и матери могут строиться по иерархическому или равноправному принципу. Это принуждает "Я", для удовлетворения своих желаний и потребностей, ориентироваться на главное "не-Я", или обращать свои стремления к любому "не-Я". Два "не-Я" предстают, то ли независимо, то ли причинно. Тенденцию субъективного к поиску причины, или независимости в отношению к суб-объектам можно обозначить как детерминизм/релятивизм.

3. Отец и мать могут разделяться по функциям, а могут удовлетворять одни и те же желания и потребности. Два "не-Я" предстают либо в виде разных "не-Я", либо абстрагируются в одно "не-Я". Тенденцию субъективного к разделению/объединению в отношении к объективному можно обозначить как синтетичность/аналитичность.

Континуальный уровень отношений. Ребенок - семья. "Не-Я" = несколько "суб-не-Я"

В семье, как группе "не-Я" отношения могут строиться с ориентацией в той или иной степени на борьбу с недостатками, уничтожение плохого, или культивацией хорошего. Одни члены семьи больше помогают преодолеть неудовольствия, другие - предоставляют удовольствия, т. е. с одними можно больше отрицать плохое, с другими культивировать хорошее. Группа "не-Я" связывается для "Я" то ли более с плохим, то ли более с хорошим. С феноменологической точки зрения формируется шкала отношения к группе "не-Я", где группа положительных "не-Я" и отрицательных "не-Я" могут перевешивать друг друга. Тенденцию субъективного в отношении к группе объективных ориентироваться на отрицательное/положительное можно обозначить как негативизм/позитивизм.

2. Семья может быть большой и маленькой, что ориентирует "Я" на большую, или уменьшенную группу "не-Я". С феноменологической точки зрения шкала отношения или сжата, со множеством суб-объектов, или растянута, с большой дистанцией между суб-объектами. Тенденцию отношения субъективного к объективному, как к широкому/минимизированному объективному можно обозначить как комплексность/избирательность.

3. Члены семьи могут проявлять себя по-разному, а могут относиться к ребенку похоже, что вынуждает "Я" ребёнка разделять "суб-не-Я" на приемлемое и неприемлемое, или не искать различия. С феноменологической точки зрения на шкале отношения проступает граница между плохим и хорошим, или она размыта. Тенденцию субъективного относится к объективному как к безразлично какому, или как к в какой-то части приемлемому, а в какой-то части неприемлемому, можно обозначить как тенденциозность/толерантность.

Данная схема ориентирована на детский период лишь с целью упрощения выявления тенденций. На самом деле любые "взрослые" отношения могут быть разложены на данные тенденции. Представленная модель, с её же точки зрения, интенционально-субъективистски следует теории отражения, это делалось с психологической направленностью, но может быть построена и с другой тенденциозностью, например, с объективистских позиций. Изучая тенденции, возможно их рассматривать с различно-тенденциозных точек зрения. Теория выступает за выделение тенденциологии в отдельную область философии. Тенденции сами по себе не несут никакой идеи, а формируют идею, сближаясь с другими тенденциями. Тенденции лишь проявляют некоторые свойства, например: дихотомичность и трихотомичность...

Философия, как постоянно освобождающаяся от тенденциозных рамок наука, не может приблизиться к практической реальности, её уровень - столкновение идей и тенденций, идея же в реальности может работать, приобретя тенденцию к субстанциональности. Поэтому вполне правомерна и обоснована позиция психологии, рассматривающая психические явления в субъект-объектном столкновении, по существу субъект-субъектно, субстанционально, что приводит к решению конкретной практической проблемы, но создаёт теоретическую психофизическую проблему, успешно компенсируемую идеей психо-физического параллелизма, экспериментальностью. Интенциональный аспект отношений в психологии как бы расходится на субъект и другой субъект. Так же правомерно такое расхождение и в отношении ценностей и оценок, - это не противоречит выводам аксиологии о том, что ценности и оценки могут рассматриваться как интенционально, так и субстанционально, как отдельная интенция или субстанция, так и свойство субъекта или объекта [1]. Отношения, при их субъективации всё более выглядят как эмоции. Эмоции могут подразделяться на ценности и оценки как интенциональную часть, и презентацию ценностей и оценок - как материальную часть. Таким образом, ценностно-оценочную структуру правомерно рассматривать в структуре личности в психологии и она является тем звеном, которое соединяет в непротиворечие психологию с философией.

Представленные с интенционально-субъективных позиций тенденции несколько меняют своё понятие при их субстанционировании. Общая группа превращается в наиболее субстанциональную, простейшую, но основополагающую - поведенческую, дискретная - в более усложнённую, связанную с познанием - когнитивную, континуальная - в наиболее сложную - эмоциональную. Рассмотрим эти группы с точки зрения влияния тенденций на ценностно-оценочную структуру личности.

Поведенческие тенденции:

Субъективизм/объективизм - свои ценности и оценки в этом случае перевешивают, или менее значительны, чем не свои.

2. Непосредственность/дистанцирование - свои ценности и оценки в этом случае непосредственно связаны с не своими, или опосредуются.

3. Субстанциональность/интенциональность, в связи с субстанционированием по отношению к предложенной ранее модели, превращаются в материализм/идеализм. Ценности и оценки расположены более в материальной или нематериальной сферах.

Когнитивные тенденции:

Целостность/синкретизм - ценности и оценки представлены в виде одной, или нескольких систем.

2. Детерминизм/релятивизм - ценности и оценки стремятся к взаимосвязанной иерархии, или сосуществуют в независимом отношении.

3. Синтетичность/аналитичность - ценности и оценки стремятся существовать в виде целого, или разделенной системы.

Эмоциональные тенденции:

Негативизм/позитивизм - ценности и оценки, в основном, либо отрицательные, либо положительные.

2. Комплексность/избирательность для более точной ориентации на ценности и оценки можно обозначить как гиподифференциация/гипердифференциация. [2]Ценности множественны, трудноразличимы по приоритетности, или сильно отделяются друг от друга.

3. Тенденциозность/толерантность для более точного отображения характера ценностей и оценок можно обозначить как гиперинтегративность/гипоинтегративность. [2]Ценности и оценки либо имеют четкую границу, "норму" между положительными и отрицательными ценностями, либо граница размыта, неустойчива.

Относя ценностно-оценочные тенденции к субъекту, мы можем составить тенденциальный профиль личности. Возникает вопрос с соответствием (адаптацией) этого профиля объективному тенденциальному профилю среды, окружающей субъект. Обычно человек существует в двух основных средах: профессиональной и семейной. Нетрудно себе представить, в какой профессиональной среде востребуются те или иные тенденции, например:

1. Субъективизм - в индивидуальной трудовой деятельности;

2. Объективизм - в социально-направленной, общественной деятельности;

3. Непосредственность - в работе с людьми;

4. Дистанцирование - в работе с техникой, опасными объектами;

5. Материализм - в физической, финансовой деятельности, спорте;

6. Идеализм - в духовной деятельности;

7. Целостность - в однонаправленной деятельности;

8. Синкретизм - в разносторонне-несовместимой деятельности;

9. Детерминизм - в поисковой, руководящей деятельности;

10. Релятивизм - в рядовой деятельности,

11. Синтетичность - в созидательной деятельности, искусстве;

12. Аналитичность - в работе, связанной с реконструкцией, в науке;

13. Негативизм - в работе, связанной с борьбой с недостатками,

14. Позитивизм - в деятельности, ориентированной на культивацию, умножение положительного;

15. Гиподифференциация - там, где требуется широкий подход, например в науке, статистике;

16. Гипердифференциация - там, где требуется продвижение идеи;

17. Гиперинтегративность - в подвижнической, миссионерской, законоутверждающей деятельности;

18. Гипоинтегративность - работа в девиантной среде.

Представленные примерные ориентировочные компенсации тенденциального личностного профиля на профессиональном уровне отсутствуют на уровне семейного существования. Чтобы личность не была тенденционно-декомпенсирована на этом уровне, предполагается, что существует совершеннейший природный механизм отбора компенсирующей пары - любовь.

Гипотеза состоит в том, что источником нравственного страдания являются декомпенсированные тенденции, устранение которых пассивно - субъективно, и активно - через смену средовых, социальных условий, тождественно устранению нравственного страдания.

Тенденциальная психотерапия (идеокоррекция).

Тенденциальная психотерапия, а так как это чисто гуманитарная модель, строгое название - идеокоррекция, ставит своей целью уничтожение нравственных страданий через устранение декомпенсированных тенденций ценностно-оценочной структуры, пассивную и активную ценностно-оценочную адаптацию личности.

Задачей психотерапии является формирование временной, "лечебной", идеальной интенции "Я - отношение - парадокс". Создаётся субъективное "Я", оставляющее все ранее существовавшие представления в области объективного "не-Я", в т. ч. проблемы, болезни, страдания, объективные и субъективные, интенциональные и субстанциональные явления. Все объективные явления при формировании идеального "Я" представляются в противоречии положительных и отрицательных сторон, через проявление их тенденциозности.