Смекни!
smekni.com

Начала содержательной логики (стр. 6 из 7)

Процесс психотерапии идёт одновременно в трех сферах: когнитивной, поведенческой и эмоциональной. Когнитивная работа направлена на формирование парадоксального видения объекта, поведенческая - формирования устойчивой субъективной интенции, эмоциональная - на выраженную ценностно-оценочную взаимосвязь субъективного и объективного на уровне тонких конструктивных оценок.

В когнитивном плане пациент вместе с психотерапевтом выступает в роли полноправного исследователя особенностей собственных внутренних и внешних отношений. Происходит переход от конкретики жизненных явлений к абстракциям, объединяющим эти явления. Уровень абстрагирования считается достаточным, когда проблемное видение объектов переходит в диалектическое, любое явление, в. т. ч. и болезнь рассматривается в равновесии положительных и отрицательных оценок. Абстракции представлены как ценностно-оценочные тенденции. Психотерапевт помогает пациенту абстрагировать, стараясь конкретные явления объединить в тенденциальную группу, например:

1. Субъективизм содержится в проявлениях эгоизма, стяжательства, гуманизма;

2. Объективизм - в идеях альтруизма, коллективизма, политиканстве;

3. Непосредственность - в преобладании оценочных суждений;

4. Дистанцирование - в рассуждениях об объекте через ссылку на интеллектуальные построения;

5. Материализм - в вещизме, ориентации на соматические болезни;

6. Идеализм - в религиозности, теоретизировании;

7. Целостность - в стройности, лаконичности и устойчивости суждений;

8. Синкретизм - в длительных, разорванных суждениях;

9. Детерминизм - в абсолютизации, или поиске первопричины;

10. Релятивизм - в холодном переходе с объекта на объект, независимо-противоположных суждениях, диалектичности;

11. Синтетичность - в образности мышления, конструктивности;

12. Аналитичность - в делении объективного на части, деструктивности;

13. Негативизм - в проблемной ориентации, фиксации на плохом, борьбе;

14. Позитивизм - в эпикурействе, пренебрежении опасностями;

15. Гиподифференциация - в трудностях выделения важного в ряду частностей, случайные действия;

16. Гипердифференциация - в пренебрежении обстоятельствами, "панойяльности" суждений;

17. Гиперинтегративность - в твёрдой моральной позиции, жестком разграничении плохого и хорошего;

18. Гипоинтегративность - в непонимании моральных норм, отрицании морали, слабом разграничении плохого и хорошего.

Для пациента тенденции всегда могут быть представлены в доступной для него форме, независимо от образования. Особо подчеркивается тождество тенденций отношения к внешнему, социальному и средовому, и тенденций в отношении к внутренним физическим и психическим явлениям. Например: если по отношению к другим людям наблюдается дистанцирование, избежание выражения собственных и не-восприятие чужих оценок, пассивно- или активно-манипулятивное общение через интеллектуализацию, через понятие "надо", "должен", то и в отношении к себе такая же тенденция: собственные оценки и эмоции не воспринимаются, физическими потребностями пренебрегается, идут попытки себя заставить, с собой бороться.

Эмоциональный аспект психотерапии ориентирован на динамическую проработку оценок и феноменологическую переоценку ценностей. Оценка, как динамическое явление, формируется на всём континууме прошлое - настоящее - будущее. Оценочные тенденции, при проработке в прошлом методами динамической психотерапии позволяют пациентам вернуться в те эмоциональные состояния, которые эти тенденции сформировали, и приблизить эмоции к сегодняшней реальности - происходит переоценка ценностей, коррекция тенденций, если они выбиваются из сегодняшней средовой компенсации. Так как динамическая психотерапия ориентирована на прошлое, то, для адекватного позиционирования в настоящем, необходима постоянная перспективная проработка в будущем. Внимание акцентируется на том, к чему стремится пациент (обычно это состояние счастья, которое реформируется в сознании пациента в процессе психотерапии). Рекомендуется виртуальный перенос в состояние смерти, как стопроцентно неминуемого события в будущем, с целью переоценки ценностей с точки зрения этого состояния. В этом состоянии ценности приходят в иерархический континуальный порядок, жизнь предстаёт как главная неоспоримая ценность. Обращается внимание, что нравственное страдание в одной среде не является страданием в другой, например: детство, изначально рассматриваемое как нормальное, при выяснении абстрактных характеристик, может дальше видится как страдальческое, воспоминания вызывают переживания, приводящие к переоценке ценностей.

Поведенческая часть работы состоит в императивах, не являющихся интервенцией. В общении принимается правило строить любое высказывание по принципу: "Мне (не) нравитсяЕ", "Я (не) хочуЕ", причем указывается на необходимость постоянного употребления обеих фраз в паре. "Нравится" понимается как мгновенная оценка, "хочу" - как протяженная, перспективная, динамическая. В процессе построения фразы таким образом формируется интенция отношения: "Я" - субъект, "(не) хочу, (не) нравится" - отношение, и далее любой объект "не Я". "Я" превращается в нечто цельное, стабильное, отношение представляется в двух интенциях, динамической и феноменологической, а объект - в парадоксальную переменную. В отношении к физическим и психическим явлениям в себе - та же схема. Обращается внимание на недопустимость кому бы то ни было объяснять эмоции, нельзя говорить "Я хочуЕ, потому чтоЕ", поскольку рациональное объяснение эмоции может быть только фрагментарным, искажающим суть оценки, открывающим дорогу манипулятивному, дистанцированному взаимодействию. В случае декларации некой объективной истины, построение фразы типа "это хорошо" (в общем смысле) считается некорректной, субъект в данном случае выступает носителем некой объективной истины, сливается с объектом. Идеально построенная фраза: "Я считаю, что это хорошо" (субъект представлен отдельно и в отношении к объекту). Особое внимание обращается на остановке на собственной оценке, без требовательности, оставляя за объектом принятие решений реагирования на оценки субъекта, в т. ч. и в отношении к себе. Временно, на период психотерапии, декларируется выход их борьбы во всех её проявлениях. Используется только разрешающий подход.

Тенденциальная психотерапия, не являющаяся по сути интервентным вмешательством, представляет собой симметричное творческое взаимодействие. При выходе на достаточный уровень абстрагирования пациента, психотерапевт сам переходит на ценностно-оценочное общение с ним, отслеживая и стимулируя такое же со стороны пациента, взаимно различные оценки допустимы. Такое взаимодействие нейтрализует элементы скрытой суггестии, возможные на начальном этапе психотерапии. Впоследствии, в реальной среде, идеальная формула отношения "Я - отношение - парадокс" приобретает компенсированные тенденции, ценностно-оценочная структура личности равноправно пассивно и активно адаптируется в реальных условиях. Основной результат психотерапии наступает намного позже самого взаимодействия.

Тенденциальная психотерапия, при параллельной работе, не является конфликтной к деятельности врача любой специальности, служит формированию устойчивой конструктивной мотивации на излечение. Основанием делегирования пациента к врачу является наличие физического страдания.

Техника тенденциальной психотерапии может применяться не только в условиях непосредственного контакта с пациентом, но и опосредованно, через любые виды связи: Интернет, электронная почта, обычная почта, телефон и т. д. Представленный теоретический каркас может быть адаптирован исходя из субъективных возможностей и предпочтений психотерапевта или гуманитария.

Теория тенденций декларирует намного более осторожный, корректный подход к психике, нежели с конкретно-идейной позиции. Идейный подход, даже такой как гуманистический (гуманизм - субъективистская идея), рассматривается как тенденциозный.

Теория утверждает, что:

1) Рассмотрение любого предмета или явления как отдельного объекта тенденциозно, и демонстрирует, по существу, субъект-субъектное мышление, искажающее реальность. Объективным является всегда всё, что не относится к "Я", а отдельные предметы или явления могут адекватно рассматриваться только как суб-объекты во взаимоотношении с другими суб-объектами.

2) Субстратом психического не может рассматриваться один отдельно взятый мозг индивида, а только лишь группа (социум), связанная отношениями.

3) Рациональное мышление есть более примитивный уровень, по сравнению с эмоциональным, вследствие своей фрагментарности, дискретности, и при абсолютизации ведёт к тупиковому, деструктивному развитию интеллекта. Континуальное, более адекватное отражение реальности, возможно только в эмоциях, уравновешенных с рациональным компонентом психики.

4) Болезнь (в т. ч. и исключительно соматическая) отражается в отношениях не только на индивидуальном уровне, но и на социальном, или является компенсацией деформированных отношений. Интервентное вмешательство с целью полного излечения, не обусловденное субъективной мотивацией, разрушает систему отношений, может привести только лишь к вытеснению физических страданий в нравственные и наоборот. Разрушение, при полном излечении индивида, может вытесняться в социальное окружение и привести к страданию других людей. Интервентное преодоление субъективного сопротивления лечению аморально.