Смекни!
smekni.com

Эволюционный час российской философии (стр. 2 из 10)

На самом деле, если продолжить линию рассмотрения эмерджентного (макро)-эволюциогенеза жизни на Земле: чело­век от молекулярного и клеточного (зигота) уровня, и далее внутриутробно, восходит по всем макро-эволюционным универсальным уровням, созданным биологической эволюцией жизни на Земле; чтобы затем, с момента появления на свет, в равной мере освоить и подняться по всем макро-уровням уже состояв­шейся всемирной общественной эволюции (истории), – всего (с моей точки зрения) – для конеч­ного достижения своего высшего личностного креативного уровня и осуществления здесь персонального (специфического, функционального) вклада в благополучие единого процесса эволюции жизни на Земле ("Процесса", в сокращенной форме). Существенно, что на всех макро-уровнях своего персонального онтогенеза, включая и свой высший креативный уровень, человек (любой субъект жизни на Земле) существует одномоментно в двух измере­ниях: а) в текущем (настоящем, актуальном) макро-уровне су­ществования (например, человек является старшеклассником в школе); и, б) одновременно, он постоянно работает над собой, чтобы подготовиться и соответствовать критериям функционального отбора и интеграции в новый высший макро-уровень его будущего благополучного существования (для наше­го школьника, например, – выдержать экзамены и быть отобранным в интересующий его вуз). В нашем случае (со школьником) макро-уровень вуза как раз является макро-эволюционным уровнем "эмерджентного будущего", поскольку он отсутствует и достоверно не предсказуем в текущей жизни человека. Тем не менее, он столь же важен для целостного благополучия человека на протяжении всей его жизни (онтогенеза), как и данный текущий уровень его существова­ния, включая успешное решение здесь актуальных адаптационных (микроэволюционных) задач.

Важный вывод из вышесказанного: Не-макроэволюционный подход является, в сути, Не-эволюционным подходом, следовательно – отсутствующим в действительности, искусственным (Не-естественным), иррациональным, значит, в конце концов, – ненаучным. Тогда возвращение научной значимости макро-эволюционизму (в его обязательной интеграции с адаптационным микро-эволюционизмом) является необходимым условием успешного построения философии (науки в целом) будущей (эмерджентной) благополучной цивилизации. Современная философия и наука, востребованная и необходимая для осуществления (микроэволюционных) целей выживания в текущих сложных условиях жизнедеятельности (человека, общества, человечества, и всего процесса жизни на Земле), одновременно должна поставить перед собой вопрос: "Выживание – для Чего?" Возможно, философской формулой благополучия человека (общества, человечества), вместо существующей 'Выжить, чтобы Выжить' может стать: 'Выжить, чтобы Образумиться'. Последняя глубоко созвучна принципу "активно-эволюционного положения человека в космосе", принадлежащего культурной традиции Русского космизма.

С Космистской (авторской) позиции, эмерджентное эволюционное будущее играет важнейшую роль в благополучном онтогенезе (эволюционном процессе) любого субъекта жизни на Земле. Устремленность и привлеченность в макро-эволюционное эмерджентое будущее (в организацию эволюционного будущего) для любого субъекта настолько важна, что это можно утверждать основным отличием живого от неживого. Действительно, с эволюционной точки зрения, выживание необходимо (без этого немыслимо все остальное), но оно необходимо, в конечном счете, для осуществления продолжения эволюции – восхождения любого субъекта на свой очередной высший (по сложности организации) макро-уровень онтогенеза (индивидуального эволюционного процесса). Так, ребенок расстается с беззаботной детской жизнью в семье и становится учащимся в школе, где ему предъявляется новый порядок (требования) жизнедеятельности. Далее, он оканчивает школу и поступает в вуз – новый макро-мир на его жизненном пути. Следующий макро-этап – начало профессиональной деятельности. На очереди карьерный рост, организационные, общественные посты, и т.д.

Таким образом, благополучный онтогенез (здоровье на протяжении всей жизни человека) представляет собой изначально (первично) макро-эволюционный процесс. Равным образом, как мы уже проследили, восходила биологическая эволюция – до уровня появления Homo sapiens, разумная деятельность которого определила появление макро-уровней общественной эволюции в прошлом и настоящем, и, равным образом, – предопределяет эмерджентное благополучное будущее для всей мировой цивилизации и, в целом, – для единого Процесса жизни на Земле. На этом восходящем, эволюционном пути с необходимостью появляются новые эмерджентные макро-уровни (парадигмы и эпистемы) в развитии философии и науки (и философии как науки). Уместно здесь привести высказывание Сэра Альфреда Норта Уайтхеда, что: "Философия не вернет своего подобающего статуса до тех пор, пока не признает своей надлежащей целью последовательную разработку категориальных схем, точным образом основывающихся на каждой стадии прогресса" (Whitehead, p. 15).

Философия над-национальна (универсальна, по целям) но национальна (функциональна, по содержанию).

"Прекрасная вещь – любовь к отечеству, но есть еще нечто более прекрасное – это любовь к истине", – это замечательное суждение П.Я. Чаадаев высказал в I половине XIX века. Тогда оно стоило ему многих неприятностей. Однако, сегодня мыслитель оказался бы явно 'в теме'. В свою очередь, Н.О. Лосский, в своей "Истории русской философии", в главе "Характерные черты русской философии", утверждал, в русле своего космологического подхода к рассмотрению функций философии, что "… в противоположность специальным наукам, т.е. наукам о частных отделах и аспектах мира, на философии лежит печать характера и интересов тех различных народов, которые занимались ею. Поэтому можно говорить о национальных особенностях немецкой, французской, английской, американской и русской философии". (Особенности русской философии подробно обсуждаются ниже по тексту). Наверное, выскажись так в мае 2005 года, Н.О. Лосский встретил бы мало понимания. Как бы то ни было, наше время в состоянии породить новые философские подходы и новые эпистемы научного познания мира, когда оба суждения равно обнаружат свое функционально необходимое значение – на философском уровне нового макро-эволюционного качества.

В свою очередь, сущность современной глобализации отрицает национальную культуру по определению. "Глобализация" (фр. global – всеобщий) – охват экономическими, политическими, социальными и культурными взаимоотношениями всего человеческого сообщества. Конечно же, национальные особенности учитываются. Но для интернационализации и унификации финансового, экономического и политического порядка на Земле культурные различия оказываются объективно ненужными. В целом, для общечеловеческих ценностей выживания (адаптации к глобальным проблемам) национальные особенности не нужны, зато категорически востребованы (как и для любой адаптации, в плане выживания) 'острые клыки' и 'железные локти'. Соответственно (и неминуемо) философия, интегрированная в текущий процесс глобализации: 1) теряет свой национальный характер; 2) приобретает вторичный (обслуживающий) характер по отношению к первичным финансовым, экономическим, политическим и научным феноменам и процессам. По сути, можно выразиться, что современная глобализация, это продолжение 'коммунистической революции' во всем мире, но уже не 'западно-российским', а 'западно-западным' (или 'западно-восточным') путем (объяснение терминам следует ниже).

Можно выразиться в жесткой форме: "Философия либо национальна по характеру, либо это не философия (а некий подвид политологии, социологии, идеологии и т.п.". Еще в 1888 году Вл. Соловьев, выражая свое отношение к 'глобализации' и 'будущему цивилизации' утверждал (в статье "Русская идея"): "Раз мы признаем существенное и реальное единство человеческого рода – а признать его приходится, ибо это есть религиозная истина, оправданная рациональной философией и подтвержденная точной наукой, – раз мы признаем это субстанциональное единство, мы должны рассматривать человечество в его целом, как великое собирательное существо или собирательный организм, живые члены которого представляют различные нации". 'Глобалистский' подход русского философа имеет принципиально и истинно космологический ("вселенский") и функционалистский (инструментальный) характер. "С этой точки зрения очевидно, – продолжает он свою основную мысль, – что ни один народ не может жить в себе, чрез себя и для себя, но жизнь каждого народа представляет лишь определенное участие в общей жизни человечества. Органическая функция, которая возложена на ту или другую нацию в этой вселенской жизни, – вот ее истинная национальная идея, предвечно установленная в плане Бога" (Соловьев, с. 187).

В свете утверждения знаменитого русского философа отчетливо проявляются две принципиальные возможности в отношении использования эволюционного потенциала русской культуры. С одной стороны, можно заблокировать развитие русской национальной философии, как это было сделано (с 1917 года – de juro) и de facto сохраняется по сей день. Но с другой стороны, возможно предоставить шанс русской философии возобновить свою прерванную эволюцию, позволить ей полностью раскрыться и, наконец, эволюционно исчерпать себя, как это произошло, в эволюционном отношении, например, с западной философией. Одновременно, в последнем случае, мы также видим яркий эволюционный пример: насколько достойно западная философия осуществила свою макро-эволюционную роль, сотворив и утвердив в мировой культуре решающую роль разума и рационального начала (науки), добившись потрясающего научно-технического прогресса, всего, – для всемерной гуманизации общества и признания личного достоинства и свободы человека в общественной жизни. Для этого, западная философия утвердилась на публичном практическом уровне деятельности, активно способствуя решению актуальных проблем благополучия индивида и, в реализации этой же главной цели, – проблем всестороннего научно-технического развития общества.