Смекни!
smekni.com

Эволюционный час российской философии (стр. 6 из 10)

Раз свобода личности объективно необходима для благополучия всего миропорядка, то логично следует, что эту свободу необходимо обеспечить. В этом состоит еще одно уникальное свойство и проявление деятельного и практического характера русской философии. Следует утверждать, что идея высвобождения личности – для служения высшим ценностям всеобщего благополучия – является исходной и высшей идеей русской философской культуры. Тогда, в аспекте Третьей эпистемы, главная цель российской цивилизации (философии, науки) заключается в реализации присущего (своеобразного) служения личности космосу – эволюционному процессу жизни на Земле.

Опять таки, трудно найти крупного русского философа, кто бы не затронул вопроса высвобождения личности человека. Пути предлагались самые разные, от религиозного (ненасильственного) анархизма Толстого, "разумного эгоизма" Чернышевского, осуществления нравственных форм социализма (Герцен), активной веры в народ славянофилов и почвенников – до "хождения в народ" народников и "всенародного бунта" Бакунина. Русский философ Н. Бердяев утверждал, что "анархизм есть создание русских", рассуждая, в основном, об анархизме Льва Толстого. В любом случае, все русские мыслители искали, в конечном итоге, не Средство, на чем обычно делается акцент (как социалистическое переустройство общества, народный бунт, особая форма верования, и т.д.), а Цель высвобождения человека для полного саморазвития личности – в осуществлении высших идеалов Всеединства. Человек утверждался ими именно как НАД-природное и НАД-общественное создание, подчиняющееся, в окончательном значении, по выражению Толстого, только законам Бога – "царства Божьего" (по сути, в моем контексте, – космическим объективным законам).

Важно, что при всем разнообразии форм, предложенных русскими философами, их всех объединяет оригинальность подходов, активно-эволюционный подход и отрицание уже состоявшихся исторических форм. Примечательно, в первую очередь, полное отрицание западного пути либерализации и гуманизации общества. Это неудивительно, поскольку эволюция, в западном восприятии, это история эволюции, основанная на случае. В русской же культурной традиции ни один крупный философ не признал значения адаптационного отбора ("борьбы за существование") как ведущего организующего принципа в эволюции. Цитируя Н.О. Лосского, "такая концепция определенно отвергалась не только Михайловским, Кропоткиным, Данилевским, Чичериным, но даже материалистом Чернышевским". Причем последний "относился с величайшим презрением к теории Дарвина о борьбе за существование как факторе эволюции. Он утверждал, что борьба за существование… приводит к дегенерации, а не к усовершенствованию". В наше время (в 1980–1990-х гг.) Никита Николаевич Моисеев, во многих своих работах, развивая концепцию "универсального эволюционизма", неоднократно высказывал предположение, что "дарвиновские принципы эволюции есть частное проявление более общих закономерностей развития, свойственных всем процессам в Универсуме, в том числе и процессам самоорганизации".

Поэтому западным унифицирующим подходам к организации общественной жизни, основанным на примате адаптации к окружающей среде (с достижением уровня ее подчинения потребностям каждого человека и максимизации уровня потребления), изначально противопоставлялись принципы активно-эволюционного отношения к миру и человеку, – для создания "новой реальности, именно лучшей, должной, нужной, ожидаемой, провидимой реальности" (Ухтомский, с. 362), таким образом, – истинно универсального решения как конкретных личностных, так и глобальных мировых проблем. Не случайно высказывался Николай Сергеевич Трубецкой, находясь в эмиграции, что основным пороком европейской культуры и цивилизации является "забвение и извращение природы личности". Поэтому, одной из главных задач культуры будущего философ считал создание условий, при которых "личность (как частночеловеческая, так и многочеловеческая) могла бы полно осуществлять свою истинную природу... Сообразно с этим должны перестроиться все стороны культуры, в том числе и наука".

С 1917 ГОДА русский разум искусственно изъят из эволюционного (ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО) процесса. 'ХОРОШО ЭТО ИЛИ ПЛОХО' – РЕШАТЬ КОНГРЕССУ.

Нет сомнения в том, что следует решительно добиваться полной реабилитации русской цивилизационной философии: восстановления значения и полной реализации русских культурных потенциалов. В любом случае, мир не может увидеть, чего стоят российские цивилизационные предложения, пока они не будут эксплицитно представлены в философии, прикладной науке и практике. В этом отношении я уже разработал свои оригинальные эпистематические, теоретические и методологические предложения (которые представлены, в т.ч., на сайте Открытой русской электронной библиотеки). В то же время, отдельный автор не вправе указывать Конгрессу, что ему рассматривать, а что – нет. Тогда, хотя бы, этот вопрос: "Хорошо это, или Плохо?", "Нужно, или Не нужно?" (реабилитировать и практически реализовывать цивилизационное значение русской философии, или мы не способны ни на что большее, чем быть культурным придатком западной цивилизации) следует вынести как актуальный в программное поле предстоящего форума. В любом случае, вновь прибегая к выражению Дионисия, что: "История – это философия, преподающая на примере", мы однозначно сталкиваемся с фактом, что современная западная эпистема рационального познания мира и практической деятельности в мире не является благоприятной для эволюции российской нации (русского этноса). Поэтому, простая логика указывает, что у нас нет другой альтернативы, кроме как вернуть к жизни и реализовать свой собственный естественный цивилизационный потенциал, уже состоявшийся в эволюции в форме русской философии, особенно ярко – в форме философии русского космизма.

В противном случае – Не-реализации своей эволюционной функции, Российский социальный организм в целом ожидает исход дегенерации и конечной атрофии. Этот феномен, опять-таки на естественнонаучном уровне, выявил выдающийся отечественный ученый и философ А.М. Уголев. Александр Михайлович Уголев является автором концепции "современного функционализма", с ведущей идеей "универсальных функциональных блоков", которая, в свою очередь, основывается на "принципе универсальнос­ти", отражающем общность происхождения организмов и единство структурно-функциональной организации жизни как планетарного явления. А.М. Уголев выдвинул и доказал важный, для авторского дискурса, "принцип эффективности". Этим принципом ученый фактически опровергает то положение эволюционного учения Дарвина, что главным механизмом эволюции является отбор наиболее прис­пособленных к условиям среды. Ведь "эффект" – это не "признак". Если "полезный признак" реально помогает особи выжить в среде действия конкретных факторов ок­ружающей среды, то "полезный эффект" нужен отнюдь не особи: "эффект" нужен для выживания (благополучного – здорового – существования) вышеорганизованной (в эволюционной сложности) целостности (организму), в которую данный рассматриваемый организм (субъект) будет функционально-системно интегрирован (в будущем) как полноценный (в плане эффективности) элемент – для конечного обеспечения благополучного существования вышеорганизованного организма как целого. В таком рассмотрении, эффективная деятель­ность фермента требуется для благополучия (здоровья) клетки; эффектив­ная деятельность клетки – для благополучия ткани; эффективность ткани – для здоровья органа; органа – для благополучия организма, и т.д. В свою очередь, все нижеорганизованные целостности (организмы), в нашем примере: фер­мент для клетки, клетка для ткани, и т.д., – будут благополучны (здо­ровы) только в случае своей функциональной полноценности (эффективнос­ти, пригодности). В противном случае они неизбежно будут элиминированы из прост­ранства вышеорганизованного организма. Трудно не согласиться с вы­водом А.М. Уголева: "... мельница эволюции перемалывает все бесполез­ное. Действительно, полезна не функция, а вызываемый ею эффект. Можно сказать больше: сама по себе функция вне связи с полезным эффектом оказывается вредной" (Уголев, с. 136).

Тогда, перекидывая мост к основной теме, прямой научно-практической задачей философии (и философов) сегодняшнего дня становится задача способствования (реальной помощи, но не наставлений) человеку в обнаружении и реализации (на всем протяжении онтогенеза – эволюции человека) его присущей основной (космистской) функциональности. Помимо основной роли философии, возможно потребуется систематическая организация в обществе конкурсов (соревнований, олимпиад, и т.д.) по способствованию выявления присущих функциональных способностей у человека. Тогда, по самораскрытию человеком своих врожденных потенциалов и демонстрации ('на универсальном рынке') своих функциональных способностей и результатов функциональной деятельности (будь это достижения в управлении производством, или профессиональном спорте, или компьютерном программировании, или хирургической практике, или садоводчестве – всего, чего угодно, но приносящего субъективное удовлетворение человеку и имеющего пользу для эволюционного развития в целом), – станет возможным организация эволюционно нового типа общественного устройства. Подразумевается, что здесь принципиально окажется невозможным стрессовое отрицательное воздействия ИЗВНЕ на человека (в форме 'приказа сверху', или 'угрозы сбоку', и т.п., т.е. – не-естественных, для человека, вариантов управления его поведением), – человека, гармонично развивающегося ИЗНУТРИ. Другими словами, это та системная общественная организация, когда объективно доказанная функциональная (трудовая) компетентность человека, первично раскрытая и развитая им самим (естественным путем), к своему собственному удовлетворению, – окажется вне досягаемости чьих-то произвольных (искусственных) вмешательств ИЗВНЕ, принудительно изменяющих поведение и развитие человека (положение человека в Космосе), и нарушающих гармонию его естественного психосоматического благополучия (здоровья). В случае такой организации, никто и ничто окажется не вправе нарушить благополучное (по личной психосоматической оценке) развитие человека – его непосредственное активное продуктивное личностно-креативное участие в едином эволюционном процессе жизни. Только в этом случае – удовлетворяющей (самого человека) трудовой деятельности на всем протяжении жизни личности – следует ожидать онтогенетического (от зачатия – до глубокой старости) индивидуального здоровья для человека.